будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
проект_после
Май 18, 2025
После

Линор Горалик: «Замалчивание — это признак унижения»

Линор Горалик: «Замалчивание — это признак унижения»
site
Линор Горалик

Для проекта «После» Кирилл Сафронов поговорил с Линор Горалик о ее программе для подростков «Новости-26». Дети — они ведь и есть наше настоящее «после».

— 4 июля вы запустили «Новости-26». Как пришла идея, почему именно сейчас?

— «Новости-26» — это проект о российской политике для подростков. Он начинался как еженедельный подкаст, где мы рассказываем любые новости, связанные с Россией. Тяжелые, хорошие (мы рассказываем и хорошие новости), — и нехорошие, очень сложные, тоже, — так, чтобы их могли понять люди, начиная от 12-ти летнего возраста. Сейчас мы стремительно расширяем проект в плане контента, — мы стали постить в телеграм-канал проекта и антивоенные взрослые стихи, о которых мы рассказываем так, чтобы подросток мог их понять, и срочные новости, которые мы просто пишем текстом в телеграме — не обязательно в формате подкаста, и «политический словарь подростка», и еще какие-то релевантные рубрики. Главная наша точка приложения сил — это телеграм и соцсети.

Я носилась с идеей «политических новостей для подростков», наверное, последние десять лет. И все время было чувство, что «что-то еще нужно, чтобы это запустить». Нужны деньги, нужны силы, нужно время, нужное то-се, пятое-десятое. И тут, вдруг, в текущей ситуации стало ясно, что все, что для этого нужно — это взять и сделать. У меня по-прежнему нет на это денег. У меня есть команда, в основном — из волонтеров, — спасибо им нечеловеческое. Я делаю это из своих средств, — просто потому, что надо брать и делать. Я, безусловно, ищу спонсоров, потому что я хочу, чтобы подкаст был не еженедельный, а ежедневный: полноценная новостная программа. И чтобы в какой-то момент «Новости-26» стали не только новостной программой, а политическим медиа для подростков от 12 лет, которое будет называться «Важно-26». Но пока что мне кажется, что надо делать хоть что-то. Вот я пытаюсь это делать.

— А почему сейчас взяли и сделали, хотя десять лет оттягивали?

— Потому что я говорила с психологами, с людьми, которые работают с подростками. Я говорила с подростками, я провела с ними 20 интервью. Во-первых, они всё обсуждают, и всё это с ними происходит здесь и сейчас, а не “когда-нибудь”. Нет никаких «взрослых» тем и «детских» тем, — мы просто не хотим об этом думать. Но с ними напрямую, для них, про них в этой ситуации никто не говорит. Есть какая-то волшебная история про «ах, как говорить с детьми о происходящем?!»: давайте им время от времени что-нибудь, глобально, крупными мазками объяснять. Но события происходят каждый день, а не глобально и крупными мазками. До них информация доносится каждый день. Они обсуждают это со сверстниками. Лазят читать, естественно, и телеграм, то, что творится ВКонтакте, читают всевозможные СМИ без разбора. Но все это говорится на языке, который им недоступен. Вне контекста, который они понимают. Они, например, понятия не имеют о том, что было в Советском Союзе. Они не могут сравнивать с тем, что было пять лет назад — пять лет назад им было семь. Никто не говорит с ними так, чтобы это было понятно им. Я решила делать хотя бы крошечную вещь. Это не значит, что я решу проблему, — но я хотя бы буду пытаться. Будут меня слушать пять человек — я попробую помочь пяти людям. Будет меня слушать 100 человек — я попробую помочь им.

— Проблема в том, что, человеком, который не понимает контекста, легко манипулировать? Один из ваших текстов — «8 лайфхаков о том, как отличить вранье от нормальной информации» — посвящен этой проблеме.

— Мне кажется, что есть три проблемы. В нашем канале есть текст «Почему с подростками нужно говорить о политике», там перечислено семь причин. Я назову три главные. Первая: всюду, где у человека есть тревожная, но неполная информация — начинает действовать его фантазия. То, что он придумывает себе, оказывается страшнее реальности. Казалось бы — куда уже страшнее реальности? Но вот так. Это — то, что подсказал мне очень умный мой собеседник, психолог, много работающий с подростками. И с подростками в травме, и с подростками, которые, в том числе, пережили травму, связанную с насилием. Все, что человек узнает не полностью, все, о чем с ним не говорят прямо — он допридумывает себе, и это гораздо хуже. Это раз.

Вторая причина — когда с человеком говорят языком, который ему не подходит, — он не понимает большей части. И тогда — опять — или вступает фантазия, или он скучает и не слушает, или он понимает как может — и мы не обрадуемся, когда узнаем, как он понял. Мало сказать подростку: «читай Медузу (включена минюстом в реестр СМИ-иноагентов)». Это не поможет. Надо говорить так, чтобы человек понимал язык и контекст. Это вторая причина, по которой я делаю то, что делаю.

И третья причина — что когда возникает пустота, ее заполняют те, кто заполняют. И конечно подростками очень легко манипулировать. С этого первого сентября у нас в школах начинаются уроки патриотизма. И детям будут лить в уши всякое замечательное…

— Но все равно подросток в России — это довольно уязвленная категория. Принято у нас всех делить на детей и людей. Если представить, что подросток начал разбираться в том, что происходит. И он приходит домой. И начинает им правду-матку рассказывать. И что с ним будет? Может, еще хуже станет?

— Мы очень много думали об этом. Говорили об этом с командой. Мы пока не знаем, что с этим делать. Вплоть до того, что мы думаем сделать спецвыпуск подкаста, который будет называться «Молчать или говорить?». Что делать с тем, что ты думаешь о происходящем, о политике сейчас? У нас пока нет ответа. Мы готовимся, мы будем советоваться о том, как нам этот спецвыпуск построить и с психологами, и с людьми, которые работают с подростками. Потому что, может быть, правильный совет — молчать. Дело не в том, «хорошо ли скрывать свои взгляды?». Дело в том, что, в отличие от взрослого человека, у подростка нет инструментария, которым взрослый человек оперирует. Подросток не может рассориться с родителями и уехать жить в Грузию. У него нет возможности выбирать, что делать дальше.

Есть еще одна очень важная вещь. Я твердо стою на позиции, что любовь близких важнее идей. Твои близкие тебе важнее идей. И научиться жить со своими близкими, с разными политическими взглядами, — это очень важно. И, может быть, этому нужно научиться смолоду. Мы думаем, как об этом поговорить с подростками. И мы надумаем. Надумаем быстро, потому что это надо решать быстро.

— Получается, у вас формируется некоторая программа? Не только «как отличать вранье от нормальных идей», но и «где молчать — где не молчать», то есть, вообще-то, это такая «школа», где есть программа: критическое мышление, выявление закономерностей, аргументированное отстаивание позиции, работа с дезинформацией и манипуляцией… Есть какая-то программа, по которой вы двигаетесь? Или как?

— Я не умею думать большими проектами. Большими задачами такого плана. «Социальными задачами». Вот, я искала слова и нашла их! Я умею думать об одном — что где-то есть подросток, 12-14-ти летний (это — наша главная целевая), у которого существует ужас перед происходящим. Который не понимает, что творится. При котором родители разговаривают, понизив голос. Который видит, что родителей трясет. Которому вот сейчас начнут в школе лить мыло в уши. Который обсуждает с дружочками что-то, и они не могут даже обсудить — что. Потому что нет полной информации. Какие-то клочки информации. И мне хочется, чтобы раз в неделю он слышал пять нормально объясненных новостей.

Параллельно у нас встают все время какие-то вопросы. Как отличить нормальную новость от ненормальной? Давайте напишем какой-то список лайфхаков. Ну, хорошо — вот, ты узнал эти пять новостей, вот — у тебя будет классный час с уроком патриотизма, их выкладывать? Поднимать руку и говорить «я слышал, что все наоборот»? Или промолчать? Давайте напишем про это текст. У меня нет далеко идущего продуманного плана, у меня есть представление о живом юном человеке, которому прямо сейчас нужно как-то жить. Я представляю себе, что, может быть, у нас три слушателя, но этим трем слушателям можно сделать хоть капельку чего-то человеческого. Вот мы ради них пытаемся.

— Значит, это не «школа», это такой «классный час» нормального человека? Просто же с маленьким ребенком так получается, что ты на него всегда смотришь сверху. И педагоги советуют садиться на корточки, чтобы быть наравне. То есть это такой классный час на корточках?

— Нет. Вы все время говорите такими структурами институциональными. А я мыслю структурами частными. Это не классный час, это не школа. Это не программа партии. Это… я могла бы в зуме так поговорить ребятами. Это кусок частной жизни для частных людей. Для отдельных подростков. Я правда воображаю себе, что их три. Вот чего у меня в голове нет, так это институциональности. Мы пытаемся представлять себе, что есть три живых человека, и мы что-то им говорим. Как-то пытаемся им помочь немножко.

— А есть ли в мире какие-то аналоги, референсы, на которые вы ориентировались, придумывая этот проект?

— Я не знаю ни одного. В Западных странах куча всяких политических кружков для детей. Но я не знаю ни одного новостного подкаста для детей. Я не знаю ни одного политического ток-шоу для детей. Это как когда-то было с сексом. Казалось, что эти два слова нельзя произнести в одном контексте. Но как-то это преодолели. «Дети» и «политика» как-то тоже никогда не произносились в одном контексте. Но вот я пытаюсь это преодолеть. У меня все время такое чувство, что если есть какая-то социальная группа и какая-то тема, которые не принято совмещать — это значит, что надо немедленно начать. Как только человеку нельзя о чем-то говорить — это значит, что об этом надо немедленно начать с ним говорить. Потому что он точно об этом думает. И замалчивание это признак какого-то унижения. Которое надо немедленно прекратить.

— А обратная связь у вас есть какая-то со слушателями?

— Да, она очень разная. Во-первых, я получаю бесконечные угрозы. Это отдельный жанр. Совершенно потрясающе то, что все угрозы и оскорбления, которые я получаю потоком (они идут на почту проекта, мне в личку, мне в мессенджеры), проклинают меня за то, что я развращаю русских детей (не в сексуальном, а в политическом смысле), и все они фантастически безграмотные в плане русского языка. Я понимаю эту корреляцию: хуже уровень образования — больше степень подверженности пропаганде, человеком легче манипулировать, но видеть это глазами — производит очень сильное впечатление. Но это не интересно.

Интересно, что есть подростки, которые нам пишут. «Слушаю подкаст с родителями». Или «слушаю подкаст, потом обсуждаю с родителями». Или «слушаю подкаст, мне не с кем это обсуждать, спасибо, что вы это делаете». Вот эти, последние, письма — просто душераздирающие: когда ты понимаешь, что человек был один со своими мыслями совсем — и вдруг у него есть кто-то, кто с ним разговаривает. У меня слезы наворачиваются на глаза, когда я об этом думаю. Это — человек, ради которого мы работаем. Я теперь все новости делаю для этого человека.

Но самая интересная обратная связь — это от взрослых, которые пишут «вы единственные новости, которые мы можем слушать, потому что вы даете надежду». А мы действительно стараемся каждую новость, какой бы ужасной она не была, заканчивать так, чтобы у юного человека, с которым мы разговариваем, был хотя бы проблеск надежды на будущее. И люди пишут «я взрослый, но я слушаю ваши новости». И подписываются «Оленька, 40 лет». И это ужасно трогательно. И говорит о том, что, казалось бы, сейчас миллиард источников, и если люди хотят слышать новости не только пропагандистского плана, то им есть, что слышать, но при этом есть еще какой-то запрос, в который мы, видимо, попадаем.

Формат про то, что каждая новость должна заканчиваться чем-то обнадеживающим, не я придумала. Это придумали гениальные подростки, которых я интервьюировала, и которые сказали мне, среди прочего, две вещи: что надо давать надежду и что выпуск должен заканчиваться хорошей новостью. Нельзя заканчивать выпуск тем, что сейчас творится, — должно быть что-то хорошее. Вот мы каждый выпуск заканчиваем чем-то хорошим. Но найти сейчас хорошую новость — это какой-то ад совершенный. Я делаю весь подкаст за какое-то нормальное время, а потом столько же времени ищу хорошую новость. Мне надо, чтобы она была связана с Россией, и это вау-занятие. Это надоумили меня сами подростки, это не я такая умная.

Но у меня есть один запрет, когда речь идет о хороших новостях, — но я его когда-нибудь нарушу, потому что когда-нибудь не найду другой хорошей новости: «В зоопарке кто-нибудь родился». Пока что мы до этого ни разу не опустились, но настанет час, и мы опустимся и до этого. С хорошими новостями тяжело.

— Как вам кажется, в последние 30 лет больше ошибок совершила российская культура или российское образование?

— «Кто перестал пить коньяк по утрам», я понимаю. Мне кажется, что это вопрос такой степени сложности, что нам предстоит еще 100 лет на него отвечать, — если его вообще можно так поставить (я далеко не уверена). Я вообще не знаю, совершили ли ошибки культура и образование. И кто совершил ошибки, и кому сейчас надо каяться. Меня гораздо больше интересует вопрос — кто сейчас может что-нибудь сделать? Я твердо уверена, что что-нибудь сделать сейчас может каждый из нас. В той или иной мере. В качестве частного лица. В качестве публичного лица. В крошечной мере, в огромной мере. Это — единственное, что сейчас имеет значение. Имеет значение только вопрос «что делать?». Мне кажется, что он гораздо важнее, чем вопрос «кто виноват?» — и еще долгое время будет гораздо важнее.

читайте также
После
«После» для майских
Май 7, 2024
После
Алексей Муравьев: Эсхатология Империи
Апрель 19, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).