Владимир Путин управляет страной уже более 20 лет. В России выросло целое поколение людей, которые просто не знают другой власти. Поэтому его иногда называют «путинским». Сейчас этим ребятам чуть больше двадцати лет. Полит.Ру для проекта «После» решил спросить, что они думают о текущей ситуации в стране, как на них отразилась спецоперация на территории Украины, а также о том, каким они видят будущее России.
Меня в последнее время очень волнует политическая ситуация в стране, хотя раньше мало интересовалась текущими событиями. Когда началась спецоперация, я не осознавала, чем всё может обернуться для страны и для меня в частности. А неизвестность порождает страх, как когда идешь в тумане и не знаешь — вдруг впереди обрыв. С каждой новостью об уходе очередной компании с рынка я переживала острее, особенно если дело касалось техники (дело в том, что моя специальность и учеба тесно связаны с ней). Я просто рыдала, когда у меня сломался ноутбук, представляя, во сколько мне обойдется покупка нового, если они вообще остались к тому времени. То же самое и с кинопрокатом и писателями. Я боялась, что не смогу смотреть фильмы, читать книги.
Про страх за свою жизнь и говорить не хочу, раз в месяц накатывало, сейчас перестало. Переживаю, что может начаться настоящая война, поэтому даже думала первое время переехать в Сибирь. То, что я писала диплом, в какой-то степени держало меня на плаву. У меня было дело, о котором я должна была беспокоиться, то, что я, в отличие от ситуации в стране, могла контролировать. И я сказала себе: «Всё, что ты сейчас можешь сделать, — это написать хороший диплом и защитить его. Об остальном будешь думать после». И это помогало, спасало от хаотичных мыслей о том, что теперь делать со своей жизнью. О будущем пока говорить страшно.
Когда всё происходящее кончится, я бы хотела, чтобы Россия очистилась. Очистилась от глупости, от внутренних противоречий между людьми. Чтобы освободилась. Пусть людям вернут их возможности, даже не просто поехать в любую страну, куда они захотят, и не получить осуждение там за то, что они русские, а элементарную возможность проснуться и не задумываться, когда настанут лучшие времена, возможность включить компьютер и зайти на любимый сайт, не боясь увидеть новость о его блокировке.
Я, как и многие, на данный момент нахожусь в замешательстве. Люблю и хочу строить планы, но на данный момент это очень трудно, поскольку нет уверенности в завтрашнем дне, нет стабильной работы, есть страх потерять жилье и накопления. Из-за этого нет решимости создать семью. Также в будущем году оканчиваю магистратуру по направлению «Лингвистика» одного московского вуза. Изучаю я немецкий язык, работа моя связана с этим же языком. После окончания университета изначально был план поехать на учебу за границу, набраться опыта.
В 2019 году я уже ездила в Германию, обучалась там, мне очень понравилась эта поездка, и я мечтаю ее повторить. Но на данный момент я отбросила эти мысли, поскольку мир меняется каждую секунду, и сейчас я думаю лишь о том, как бы не потерять любимую работу (а она тесно связана с преподаванием языка).
Я надеюсь на хорошее будущее, как, думаю, и все мы, на безопасность и стабильность, а самое главное — на открытость в мире и к миру. Мне очень хотелось бы свободно путешествовать в «России будущего». На данный момент лично для меня организация путешествия за границу почти невозможна в связи с высокими ценами на авиабилеты и долгие очереди в посольства. Я хочу поучиться за границей, купить квартиру, жить уверенно, без неожиданных сюрпризов. В целом у меня есть цель эмигрировать, но не уверена в том, что готова покидать Россию на всю жизнь. Но если здесь не будет стабильности ближайшие 10 лет, то создавать семью и «пускать корни» будет легче где-нибудь за границей…
Россия будущего — сильная страна, в которой и в которую не страшно инвестировать, в которой большие средства выделяются на образование, развитие технологий и медицину. А также на поддержку регионов. У жителей есть право вести свободные дискуссии где угодно, приходить на честные выборы. Процент бедных людей сокращается, оказывается поддержка слабым группам населения (инвалиды, многодетные семьи и т. д.). Нет коррупции…
Похоже, сейчас я впервые переживаю очень сильную растерянность и полную дезориентацию в происходящем. Я не знаю, когда это закончится — через два года, через десять лет или через пятьдесят. Я не знаю, как это закончится: откровенно упаднические варианты развития событий сосуществуют с верой в свободную и счастливую Россию будущего.
Выжимка моего состояния — в словах одного театрального критика: «Если честно, совершенно нет сил возмущаться, делать прогнозы или кого-то опровергать, да и вообще ни на что нет сил. Хочется покрыться корочкой, как амеба, и уснуть лет на десять».
Дезориентация связана с ощущением бессилия.
И это же бессилие, эта невозможность влиять на действия тех, кто выше тебя, есть и на уровне личных планов. Если честно, то сейчас мне очень хочется обесценить свои проблемы, но уже как есть. Четыре года учебы на программе, ориентированной отчасти на развитие межкультурных связей, кажутся сейчас ненужными. Стажировки и магистратура за границей — невозможными. Перспектива трудоустройства по выбранной специальности тоже оказалась под вопросом. Все 20 лет моей жизни были подчинены идеям открытости миру, поиска точек соприкосновения, совместной созидательной деятельности — и всё это как будто оказалось под могильной плитой. Я очень хочу, чтобы в России были социальные гарантии, хочу, чтобы в моей стране была возможность планировать будущее.
Россия будущего сейчас представляется чем-то туманным. Современному российскому обществу недостает толерантности, отсюда множество проблем. Люди стали равнодушны к личным трагедиям других, стали молчать о том, что их не устраивает в политическом смысле. В моей России будущего у каждого есть выбор и его уважают. В моей России будущего — законно избранный президент и депутаты.
Когда началась спецоперация, вскрылось множество проблем, оголился политический кризис. Я мечтала поехать стажироваться в Ригу, но поездка сорвалась из-за того, что заявления на визу перестали принимать. Мне хочется, чтобы политика не вторгалась в личную жизнь, чтобы была свобода и независимость мнений в моей стране.
Текущая ситуация в стране ужасная. Главное чувство, которое у меня сейчас возникает по поводу всего происходящего, — это, пожалуй, какое-то отчаяние, полнейшее бессилие… К сожалению, я вообще ничего не могу с этим сделать. Вот и есть непонимание того, как мы к этому пришли, как мы всё это допустили… Про будущее говорить сложно: Россия какими-то семимильными шагами превращалась в страну Третьего мира. И мне кажется, только продолжит в этом плане превращаться в нее с еще большим количеством санкций. Вот, например, мы не так давно были уверены, что поедем в Эстонию, но спустя несколько часов она закрылась для российских туристов. Я люблю путешествовать и хочу, чтобы в России будущего не было закрытых границ, чтобы можно было не делать визы и быть открытыми миру.