будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
проект_после
Июль 6, 2025
После

Протоиерей Алексей Уминский: «У России нет какой-то отдельно взятой истины»

Протоиерей Алексей Уминский: «У России нет какой-то отдельно взятой истины»
сайт_уминский
Уминский обложка

Для проекта «После» Иван Давыдов и Кирилл Сафронов поговорили с настоятелем храма Святой Троицы в Хохлах Алексеем Уминским о том, можно ли осмысленно разговаривать про будущее, о том, за что человек отвечает лично и за что отвечать не может, и о том, на что человек может надеяться.

Иллюзия будущего

Если быть абсолютно честным, то никакого образа будущего России у меня нет. Всякая образность в этом смысле — это совершенная иллюзия и невообразимость, потому что мы всё время ищем образ будущего в неких реалиях прошлого. Хорошо бы, чтобы было так, как как-то однажды уже было, но только еще лучше. Причем это каждый, наверное, думает, люди разных точек зрения. У кого-то мечта о России будущего как о какой-то обновленной империи, например: вот была прекрасная империя в прошлом, а сейчас мы можем сделать ее, только в улучшенном виде, осовременив, наполнив какими-то другими идеями или, наоборот, оживить эти идеи или какие-то новые применить. Кто-то думает о России будущего как о несостоявшемся горбачёвском времени, как о возможности демократии, свободы и развития России по европейской модели, что было при Горбачёве и Ельцине, но будет еще лучше, чем при них, потому что мы знаем, как это может быть. Я думаю, что всё это нелепость совершенная, потому что думать о будущем — само по себе дело абсолютно бессмысленное.

Что значит — Россия будущего? Россия как любая другая страна в этом мире будет всегда жить историей всего мира. У России никогда не будет, не было и сейчас нет какой-то своей отдельной истории, которая не связана со всеми мировыми процессами, с мировой экономикой, с мировыми болезнями, с мировыми проблемами, с изменением каких-то ценностных факторов, которые человечество определяет для себя как истину. У России нет какой-то отдельно взятой истины, как бы ни пытались нас сегодня в этом убедить и как про это всё время говорят, что у нее особенная стать. Нет никакой особенной стати, ничего подобного, всё просто так, как оно есть. Идет живой исторический процесс с жуткими трагедиями, иногда с периодом мира, со сменой политических формаций, я не знаю, как это еще назвать. Понимаете? Ну, это будет так же и дальше идти. То лучше, то хуже, то страшнее, то веселее, то кровавее, то более-менее ничего.

Рано или поздно всякая война кончается миром, всякая эпидемия, истребив огромное количество людей, затухает, как затухают пожары, а на пожарах в одном погорелом месте отстраиваются новые города. Вот всё, что касается будущего России или будущего любой другой страны. Христианское учение — оно всё развернуто в настоящее, не в будущее и не в прошлое. На самом деле, гораздо увлекательнее религия, которая направлена в прошлое или в будущее. А христианское учение — про сегодняшний день, и это проблемно и сложно, потому что это касается не идей и не внешних религиозных обрядов, факторов, традиций или чего-то другого, это касается лично тебя самого вот в этот конкретный момент, когда ты находишься здесь и сейчас.

Россия может остаться целостным государством в ее границах, и эти границы могут быть расширены, например. А может случиться всё наоборот, как это случалось с разными великими государствами в истории: она может вдруг распасться на разные другие, более мелкие территории, может перестать в будущем существовать. В конце концов, великая Римская империя превратилась в несколько прекрасных западноевропейских государств, которые стали жить своей собственной жизнью и которые нашли себя в небольших многонациональных государствах. Ну, кто может вспомнить о том, что Италия — это Римская империя? Сейчас вообще ни один из итальянцев себя не ощущает гражданином Римской империи, свободным римлянином — это смешно. Византия, которая существовала как одна из частей восточной Римской империи, — это тоже империя, огромная, тысячелетняя — где она сейчас? Маленькая Греция, бедная, деревенская, с тысячами маленьких островов, и великая столица мира, столица Византийской империи, которая сегодня даже не столица Турции. И всё это истории разных государств. Каждый из людей, которые жили в свое время в этих государствах, мог мечтать о будущем своей страны — о будущем Римской империи, о будущем Австро-Венгерской империи, о будущем Российской империи, о будущем Византийской империи. И Господь дает этому миру возможность свободно развиваться так, как безумство людей выбирает для себя. Безумство людей — его не остановишь, к сожалению, ни добрым словом, ни каким-то пожеланием светлого будущего, оно будет выплескиваться в этот мир страшными вещами, и эти вещи будут провоцировать всевозможные взрывы и несчастья, которые будут разрывать все наши мечты и сводить их на нет.

Выдуманная вина

Я вижу, как повсеместно тема вины муссируется и навязывается. А когда соглашаться на роль виноватого нельзя? На самом деле, вина и ответственность может быть только на тех, кто конкретно принимает решения, соглашается, участвует, сочувствует и находится в этом поле действия, скажем так.

Это касается любого действия. Как только я начинаю действовать, я принимаю ответственность за действия, как только я начинаю мыслить, я принимаю за это ответственность, когда я говорю слово, это слово подтверждается моей ответственностью, и так далее. Так вот, это действие, слово, мысль, движения и чувства конкретных людей, каждый несет ответственность за то, что он делает, говорит, мыслит, чувствует. Вот только за это я несу ответственность перед богом и перед людьми, а за чужую мысль, за чужое действие, за чужой поступок или слово я ответственность не могу нести. Почему? Потому что я не могу этому помешать, я не могу заставить человека думать по-другому, у меня нет инструментов, которые бы остановили этого человека, понимаете? Вот и всё.

Обычно человеку никогда не удается никого ни в чем убедить, это я говорю исходя из моего опыта жизни. Это очень странно звучит из уст священника, но убедить кого-то, кто не хочет быть убежденным, невозможно никогда. Поэтому мы можем разговаривать, мы можем свою точку зрения предлагать, но убедить — это значит… Каким образом убедить? Заставить нас поверить, проявить некое насилие над волей или чувствами человека? Как? Никак. Я не знаю, как это делается.

Мы знаем прекрасно, что ни риторика, ни аргументы в каких-то случаях просто не работают, и всё. И что, значит, моя вина, что я никого не убедил? Моя вина, что моя риторика не сработала? Моя вина, что мой голос не оказался настолько сильным и ясным, что моя позиция оказалась бессильной? Нет в этом моей вины никакой.

Мы понимаем, что люди управляемы, в большинстве своем люди достаточно управляемы. И не потому, что это какое-то обидное слово, а потому что так в принципе человек приучен жить. Поверьте мне, те же самые люди, которые с нами не согласны, в других условиях будут вести себя по-другому. Не потому, что мы с вами их в чем-то убедили, а потому что система, которая их воспитывает и ими управляет, коллективная система, может начать говорить другие слова. И те же люди, которые сегодня за традиционные ценности, за крепкую семью и за всё такое прочее, при других условиях жизни выступали бы за гомосексуальные браки, за гендеры и так далее. Большое человеческое общество обычно разделяет главную идею, которая в этом обществе доминирует. Вот в этом обществе доминирует такая-то главная идея, в другом обществе доминирует другая главная идея, и люди просто примыкают к коллективному выбору идеи. В этом нет ничего удивительного, это совершенно обычная вещь. А людей, которые... как бы сказать... рефлексируют и пытаются критически относиться к любой идее, к любой коллективной идее, даже если эта коллективная идея не выражает зла или какой-то агрессии, всегда мало. Любая коллективная идея, в моем представлении, должна быть подвергнута сомнению, в том числе и религиозная. Иначе моя вера превратится в религию, а моя истина станет идеологией, вот и всё, и тогда эта идеология или эта повсеместная религия лишит меня меня самого. Я уже не буду рефлексировать, я буду просто примыкать к обозначенной позиции, которая совершенно ясна, совершенно справедлива, абсолютно добра и светла. И разубедить меня в этом уже никто не сможет, потому что это коллективное сознание, коллективный выбор, вот об этом я говорю, понимаете?

Мне бы хотелось светлого будущего для моей страны, мне бы хотелось всего-всего самого хорошего, доброго и прекрасного, что любой нормальный человек хочет в будущем для своей страны. Чтобы была процветающая страна с сильной экономикой, справедливыми законами, честными судьями, с честной выборной системой, с возможностью апелляции, свободой слова и свободой религии — мне бы очень хотелось всего этого как всякому нормальному человеку. Просто можно этого хотеть и всё, но не получить. Поэтому я и говорю: что мне думать о будущем, которое не в моих руках?

Главная задача человека

Когда вы говорите, что, может быть, вы что-то делали неправильно, вы же, когда что-то делали, у вас был выбор, и вы выбрали наиболее правильный выход в тот период. Вы не специально выбирали неправильное. Никто в этот период — сложный, тяжелый, период развала, смены формации, любой смены — никогда не выбирает специально плохое. Более того, есть выбор очевидный. Человек выбирает конформистское решение для сохранения своей зарплаты, для удобного карьерного роста, и так далее. Это его личный выбор, и тогда он понимает, зачем он это делает. Но когда вы говорите о сохранении людей, которых надо, несмотря ни на что, сохранить и выучить, вы не говорите о себе, личной карьере, — вы говорите о том, что вы делаете ради других. Именно поэтому вы всегда совершаете правильный выбор.

Есть два варианта: либо я забочусь о себе, либо я забочусь о деле и о других. И когда я забочусь о себе, всё может получиться очень хорошо у меня, и моя жизнь, и мое творчество, и мой карьерный рост, и в конечном итоге то, что я вокруг себя создаю, может быть очень удачным и успешным. Такой человек может создать свой театр или свою киностудию, выпускать огромное количество фильмов или спектаклей, книги писать, что угодно делать. И будет казаться, что он сделал что-то правильное, но мы прекрасно знаем цену всему этому. И есть люди, которые рефлексируют, которые шли тяжелым путем и у которых как будто не получилось изменить мир. И такой человек думает: «Я не изменил этот мир к лучшему, этот мир вдруг скатился в страшную пропасть — не моя ли в этом вина?» Нет, не моя, потому что выбор мой был правильным, а выбор других был другим. Вот и всё.

Вы сделали то, что смогли. Вы сохранили, во-первых, себя, вы сохранили свою личность, вы сохранили вокруг себя хоть маленькое пространство правды. А почему должно быть иначе? Почему мы всё время думаем, что всё должно кончаться хорошо? Нет.

Человек должен остаться самим собой, это самая главная задача человека — не потерять самого себя, не раствориться, не отчаяться. Потому что путь таких вещей — что я сделал не так — это путь отчаяния, это путь в никуда, потому что если я что-то сделал не так, то где гарантия, что я сегодня сделаю что-то так? А вдруг я опять сделаю ошибку? А от моей ошибки, оказывается, зависит целый мир! Нет, ребята, от нас не зависит целый мир, и наши ошибки не лежат в основе мировых трагедий — нет, они лежат для нас в нашей собственной судьбе. И каждый понимает меру своих ошибок или меру, наоборот, правильного выбора только по самому себе: когда я понимаю, кто я такой сегодня и не стал ли я подлецом, не стал ли я трусом, никого я не предал случайно? Или никого я не проклял, например? Не стал ли я ненавидеть тех, кого я раньше терпел и любил? Вот это и есть то, как я живу, делаю ли я ошибки или нет. Если я не подлец, если я не предатель, если я не трус, если я не извергаю проклятия вокруг себя и всех не ненавижу, значит, наверное, я всё-таки куда-то туда иду, а не в обратном направлении.

Давайте мы скажем так: героев, настоящих таких вот, как Данко какой-нибудь, их нет, а если есть, то их — единицы. Это отдельные какие-то герои, титаны, люди, которыми мы можем восхищаться, которые могут пойти на крест, на костер, которые погибли ради идеи, ради абсолютно бескомпромиссной правды. А вообще, даже очень честные и хорошие люди так или иначе обязаны идти на компромиссы. Это простая вещь, вы понимаете? Вопрос границ.

Компромисс — это вещь допустимая, в этом я совершенно не сомневаюсь. И бывает даже страшновато за тех людей, которые требуют бескомпромиссности от других, потому что это абсолютно неправильно. И здесь вот эту самую степень, до которой доходишь в компромиссе, человек, конечно, определяет для себя сам, и для него есть критерий его совести и веры. Здесь вопрос, конечно, действительно непростой, но вопрос компромиссностей — обычный вопрос для любого человека. Любой человек так или иначе соблюдает определенный баланс между, скажем, тем, как он общается со своими сотрудниками, тем, каким образом он выходит из острых и конфликтных ситуаций, каким образом он, если он, например, руководитель или у него в подчинении большой коллектив, решает вопросы сохранения этого коллектива ради того, чтобы эти люди получали зарплаты, кормили своих детей, давали им образование, потому что очень многое зависит от него и от его степени компромиссности в том числе. Но когда дело касается вещей абсолютных и главных, то здесь приходится делать свой окончательный выбор, конечно.

Живое будущее: дети и конфликт

Взрослые, старшие подростки — без сомнения, они находятся в состоянии непонимания и тревожности. Постольку, поскольку взрослые разделены, соответственно, и дети разделены между собой. Школы становятся площадкой уже не педагогической, а пропагандистской. Дети учились все-таки в довольно свободном пространстве последние десятилетия, в пространстве разномыслия и разных совершенно взглядов на мир, и никому до этого не было серьезного дела, потому что дети, в общем, не сильно этим интересовались — за кого голосуют родители, выходят ли они на митинги с белыми ленточками или, наоборот, носят георгиевские ленточки. Никого из детей это сильно не тревожило, потому что это было все-таки пространство достаточно свободное, разномысленное. Сегодня это пространство вдруг стало по приказу, по закону очень жестким: уроки о главном, о важном, обязательная линейка с поднятием флага, дальше у нас будет, как сегодня уже известно, школьная НВП, и всё идет по заведенному образцу. И в этом смысле дети оказываются в несколько нелепой позиции, потому что никогда они не чувствовали себя ответственными за решения взрослых, никогда эти вещи так глубоко не касались детей. А сегодня это становится конфликтной ситуацией для самих детей. Дети раньше замечательно дружили, а теперь вдруг оказывается, что либо ты вместе со всеми, либо ты предатель. А для ребенка это неимоверно тяжело — выйти из коллектива, быть одиночкой, защищать свою точку зрения. А аргументов нет для защиты, дети не выработали аппарат дискурса, спора и так далее, у них там только ссора, драка, обида, проклятия, обзывания. Вот что им остается? Конечно, дети в замкнутом состоянии находятся, они замыкаются, у них действительно всё это по-другому происходит. Потому что одно дело советская школа, которая в период нашего детства… Уже все понимали, что эти слова ровно ничего не значат, а на пионеров-героев каких-нибудь или комсомольцев с горящими глазами все смотрели как на дуриков. А сейчас всё как-то наоборот поменялось, и это, конечно, ставит наших детей в тяжелое психологическое положение, и не только психологическое.

Ребенок доверчив, ребенок управляем. Собственно говоря, это и есть основа педагогики — доверие ребенка взрослому человеку. И когда все в школе говорят — и учителя, и священники, и какие-то хорошие добрые дяди — об одном, а ребенок возвращается домой и вдруг видит родителей в таком состоянии, в котором они не могут выносить голос телевизора, что с ним случается? Он какую правду должен выбрать? Значит, если он выбирает одну правду, то он против другой должен выступить, противостоять ей. Он может выступить против коллективной правды? У него силы есть? Нет. Значит, он будет замыкаться, либо он будет не доверять родителям, либо он будет противостоять этому, не будет понимать, в его душе и в голове будет страшный разлом, вот что будет с ним.

На что я могу надеяться?

Надеяться на будущее бессмысленно, потому что будущее — это то, чего нет. Нельзя надеяться на то, чего нет. Надежда — это то, что является совершенной реальностью. Мы привыкли относиться к надежде как к прекрасной мечте, но это такие, знаете, визионерские вещи, это абсолютная иллюзорность. Нельзя относиться к надежде как к сладкой и прекрасной мечте, потому что эти мечты — это ровно ничего, это просто удовольствие так думать, понимаете? К надежде можно относиться как к реальности. Вот реальность в том, моя собственная реальность, что я очень надеюсь не потерять себя. Я очень надеюсь, несмотря ни на что, остаться самим собой. Я понимаю, что в ситуации, в которой мы находимся, каждому человеку надо очень много трудиться — и над собой, и вокруг себя, причем не трудиться с желанием поменять мир — это бессмысленно, бессмысленно думать, что ты чем-то поменяешь мир, и такую цель ставить достаточно странно. А вот надеяться на то, что я буду жить в цельности с самим собой, со своими убеждениями, со своим внутренним миром, с теми людьми, которые меня окружают и которых я люблю, несмотря ни на что... Надежда сохранить этот мир, который мне дарован Богом, внутри себя, мой собственный микрокосм. И у меня на это надежда есть. Сохранить мир как мир — это не мое, это вообще не моего ума дело, а вот этот мир я могу, на это надежда у меня есть. А потерять этот мир очень легко сейчас, он теряется в минуту, в секунду теряется, и потом вернуть и восстановить его очень тяжело.

читайте также
После
«После» для майских
Май 7, 2024
После
Алексей Муравьев: Эсхатология Империи
Апрель 19, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).