будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Сентябрь 5, 2023
После
Сергеев Сергей

Сергей Сергеев: «В России со второй половины XV века всегда был один реальный политический субъект — верховная государственная власть»

Сергей Сергеев: «В России со второй половины XV века всегда был один реальный политический субъект — верховная государственная власть»
anms62rr1su2eyjm9ikujlhq8xhd5tsv

Для проекта «После» Дмитрий Ицкович и Иван Давыдов поговорили с историком Сергеем Сергеевым о том, что такое «культура устойчивого центра», о том, как формировались его взгляды и взгляды русских правых, и о том, кто ему сегодня видится героем в российской истории

Культура центра

Наверное, у меня довольно бедная фантазия. Я историк, и профессионально, по призванию и по психотипу, больше обращен к прошлому, чем к будущему, поэтому очень ярких образов у меня не получится. Я думаю, что мой образ не очень страшной или даже симпатичной России будущего сформировался у меня скорее от противного, от того, что мне не нравится в современной, да и в прошлой России и от каких черт мне хотелось бы избавиться в будущем. Наверное, в одном монологе это всё невозможно описать исчерпывающе, и я сейчас сосредоточусь на одной черте, на мой взгляд, очень важной. Мне в России очень не хватает в широком смысле культуры центра, культуры середины, культуры меры. Я имею в виду культуру не в узком смысле — художественную, а культуру как систему ценностей. Эта проблема очень часто задевает меня лично и мучает, потому что я по мироощущению скорее центрист и либеральный консерватор — в самом широком смысле, не только в политическом, — но вечно оказываюсь каким-то радикалом, что совершенно не соответствует моей природе. Конечно, я во многом сам виноват, но думаю, что дело здесь не только в этом, а и в самих особенностях нашей русской культуры крайностей, которая создает ситуации, при которых центр провален, по большому счету. Торжествуют крайности, и благодаря этому русскую культуру и русского человека бросает то в одну, то в другую сторону, и невозможно установить какое-то равновесие. Понятно, что крайности есть везде, и не только в России, но есть ощущение — возможно, неправильное, но мне как историку кажется, что оно все-таки правильное, — что в европейских культурах по большей части есть устойчивый центр, который как-то умеряет эти крайности, хотя и там тоже бывают срывы. В России же центризм маргинален, а крайности — мейнстрим. Я помню конец 1980-х и начало 1990-х годов, когда было неприлично произносить слово «патриот», оно было ругательным, и меня в то время это страшно раздражало. Но то, что я вижу сейчас, когда, по сути дела, господствует культура маргинальной оппозиции конца 1980-х — 1990-х годов, в которой я сам принимал участие, и взгляды так называемых красно-коричневых — почти уже официальная идеология, это же другая крайность. В основных противоречиях русской культуры в широком смысле слова мы видим постоянное скатывание то в одну, то в другую крайность. Речь о таких принципиальных, многовековых противоречиях, как прогрессизм и консерватизм, западничество и славянофильство, тирания и анархия. Мы всё время скатываемся в одну из крайностей. А мне бы хотелось, чтобы образовался серьезный центр и в политическом отношении, и в идеологическом отношении, и в культурном — в самом широком смысле этого слова, к которому было бы возможно примкнуть и который бы уравновешивал все эти крайности, чтобы они не воевали друг с другом на уничтожение, а вели бы плодотворную конкурентную дискуссию. Вот, пожалуй, в самом общем виде то, что мне хотелось бы увидеть в не очень страшной России будущего.

Я думаю, что прежде всего это связано с исторической реальностью, с тем, что, по сути дела, в России со второй половины XV века всегда был один реальный политический субъект — верховная государственная власть. Всё остальное существовало только в виде либо полного подчинения этой центральной верховной власти в формате служилых людей или холопов, либо в формате несистемной, скажем так, оппозиции, в формате бунта; опять-таки, бунт — это тоже не площадка для диалога. И при такой ситуации, конечно, никакой центр был невозможен, и мне кажется, что в этом главная причина такой ситуации, и она, собственно, по большому счету не меняется.

Здесь есть некий замкнутый круг. С одной стороны, ясно, что ситуация может исправиться, когда появятся независимые политические субъекты, кроме верховной власти, или хотя бы относительно независимые. Но, с другой стороны, понятно, что эта верховная власть сделает всё возможное для того, чтобы подобные субъекты не появились. И пока существует безграничная верховная власть, такие субъекты просто-напросто не появятся. Единственный вариант — это какое-то не вполне запланированное обрушение верховного субъекта, в результате которого возникнет пространство, где центральная власть какое-то время не будет функционировать. И в период этой, если угодно, смуты, перехода и безвременья могут возникнуть независимые политические субъекты, которые сформируют уже какой-то новый порядок. Но понятно, что это очень болезненный вариант, который не обязательно приведет к желаемому результату. Мы наблюдали подобное в русской истории и в 1917 году, и после 1991 года, и каждый раз это приводило к тому, что после определенного периода смуты появлялся какой-то человек с дубинкой, который снова забирал себе неограниченную верховную власть и в новом варианте восстанавливал тот же самый порядок вещей. Но, честно говоря, других вариантов эволюционного характера в ближайшем будущем — по крайней мере, для меня — не просматривается. Есть еще, правда, очень туманный вариант, который часто с надеждой обсуждают, как правило, немолодые люди, и в том числе и я иногда пускаюсь в сентиментальные рассуждения насчет того, что, возможно, это произойдет в результате смены поколений. Что, дескать, мы, кому за 50 или даже за 40, которые жили при советской власти, — это одно, мы уже люди погибшие, а вот новое поколение, сформировавшееся в более-менее свободное время, как-то свою жизнь изменит. Теоретически это возможно, но я пока не очень чувствую, как это может произойти в реальности, не ощущаю пульса этого нового поколения и не могу его описать, чтобы достаточно четко сделать более-менее реальный прогноз. И потом, не менее возможен вариант, при котором мертвый хватает живого — новые поколения постепенно впишутся в те же самые рамки, которые уже существуют, в конформизм. Это совершенно обычная вещь, и вполне можно предположить, что они сохранят тот же вектор развития.

Хотя я-то с детьми работаю, и они, конечно, очень разные. Поддающиеся обработке есть, но есть и значительное количество тех, кто не поддается обработке, и трудно сказать, кого больше. Во всяком случае, какого-то единодушного следования государственной идеологии я не замечаю, этого, безусловно, нет, сомневающихся и отрицающих очень много. Я думаю, что если течение нашей истории будет какое-то время развиваться приблизительно в том же русле и мы не увидим значительных потрясений, то большинство будет просто приспосабливаться. Приблизительно так же, как мы приспосабливались к советским учебникам в 1980-е годы. Я вспоминаю начало 1980-х — никто же ни во что уже не верил, и мои ровесники согласятся с этим. Но когда надо ответить на уроке или выступить на классном часе, на политинформации или на линейке и сказать то, что нужно, — скажут. Я думаю, что наиболее распространенным будет вариант двоемыслия. Причем тут понятно, что в начале 1980-х не было интернета, а сейчас есть, и основная информация, конечно, идет оттуда. Другое дело, чем большинство молодежи интересуется в интернете, и я думаю, что всё же не политикой, но думающую часть молодежи пропаганда не захватит. Я думаю, что большинство будет конформистско-двоемыслящим, а думающая часть, как мне кажется, все-таки останется в оппозиции ко всей этой пропаганде.

Незаконченное движение к центру

Мне кажется, период с 1905 по 1914 год (хотя это тоже связано с бунтом, но, по крайней мере, это не связано с крушением основ государственности) — это наиболее удачная русская революция, поскольку она не закончилась возвращением к прежним порядкам и сделала безусловное движение вперед, и при этом всё равно не привела к хаосу. Конечно, можно вспомнить еще ряд попыток, но они все не очень вдохновляющие — например, инициативы Александра I, но реально он же ничего не осуществил из своих планов. Там была симпатичная фигура Сперанского и все эти проекты, но движения вперед практически не было. Конечно, была хрущевская эпоха оттепели в XX веке, и в ней тоже было много симпатичного, но, опять-таки, она тоже не слишком далеко продвинулась, и именно потому, что общественный нажим был довольно слабым, потому что верховной власти не с кем было считаться, ни с какой силой. Слабость общественных сил в российском социуме, собственно, и провоцирует власть делать то, что она хочет. И вполне понятно, почему: если ее никто особенно не ограничивает, то почему она сама себя должна ограничивать?

Безусловно, великие реформы Александра II тоже в этом же ряду, но, опять-таки, они остановились где-то на половине пути или даже раньше. То есть были сделаны важнейшие шаги и в освобождении крепостных, и в создании земств, и в независимых судах, но как только дело дошло до собственно ограничения верховной власти, то тут самый вроде бы либеральный из русских монархов остановился и не сделал этого шага. Видимо, здесь есть какая-то вещь, которая совершенно невозможна для правителя России. Да, мы знаем, что перед убийством он подписал так называемую Конституцию Лорис-Меликова, но также мы знаем, что это очень условное название и на самом деле это просто привлечение выборных от земств для работы в Государственном совете с чисто совещательными голосами. И то Александру II это казалось чем-то таким страшным и потрясающим всякие основы; он же сказал, что подписал эту бумагу, но прекрасно понимает, что мы несемся на всех парах к Конституции. А это ужасно, потому что Конституция с точки зрения Александра II, — это распад страны, ни больше ни меньше. Всегда есть некая точка, на которой верховная власть в России останавливается в своих движениях. Конечно, можно вспомнить и Горбачёва, но здесь всё закончилось катастрофой и развалом страны, это не очень вдохноляющий пример.

Из истории русских правых

Где-то к 1985 году я был обычным советским школьником, который совершенно неожиданно для себя увлекся Достоевским, это было открытие нового мира. Я до этого от советской действительности уходил исключительно в прошлое, в историю — увлекался самыми разными историческими эпохами, и всё остальное меня как-то не интересовало. Но мне попались «Братья Карамазовы», и я был ошеломлен тем, что, оказывается, можно размышлять о важнейших вопросах жизни и человеческого бытия, и это срезонировало с моим тогдашними попытками ответить на так называемые проклятые вопросы. И дальше постепенно я прочитал практически всего Достоевского и дошел до «Дневника писателя». Достоевский мне показался величайшим умом всех времен и народов, и постепенно я стал проникаться и политическими воззрениями Фёдора Михайловича. Известно, какие они — это так называемое почвенничество, близкое к славянофильству, идеи особого пути, монархизм…

Одновременно с увлечением Достоевским я учился на историческом факультете Московского государственного педагогического института имени Ленина, нынешнего МПГУ, и на первом курсе, в первом семестре сразу же попал к замечательному историку Аполлону Григорьевичу Кузьмину. А он был не просто историк, он был членом редколлегии журнала «Наш современник» и одним из видных деятелей так называемой «Русской партии». Собственно, своих взглядов он особенно не скрывал и тогда произвел на меня сильнейшее интеллектуальное впечатление, это был мой первый учитель. Я впервые встретил такого значительного интеллектуала, который разговаривал со мной на равных и объяснял какие-то вещи, которых я раньше не понимал. Я сейчас не буду оценивать, правильно или неправильно он мне их тогда объяснял, но это было для меня откровением. И это срезонировало, Достоевский и Кузьмин — в каких-то вещах они совпадали. Кузьмин хотя и был марксистом, но идею особого пути России он тоже отстаивал, и под его научным руководством я стал заниматься славянофилами, писал по ним курсовые и диплом. Как раз тогда, в то время, в СССР оживилась политическая жизнь, и в силу своего юношеского максимализма я стал искать в ней те направления, которые резонировали с моими тогдашними почвенническими взглядами. Эти направления достаточно легко нашлись, я побывал в нескольких организациях, возникавших тогда. В том числе — правда, неформально, я не вступал туда, но участвовал в некоторых мероприятиях — в обществе «Память», но «Память» меня оттолкнула своей зацикленностью на еврейском вопросе.

И где-то в 1990-м году я встретился с тогда еще не сформировавшейся организацией «Русский общенациональный союз» во главе с Игорем Артемовым, который, кстати, ныне находится в эмиграции и в федеральном розыске; если не ошибаюсь, на данный момент он живет в США. И это действительно была одна из первых собственно националистических русских организаций, которая считала, что в России есть проблема с недостаточностью русских прав, что русская нация практически раздавлена 70-летним коммунистическим периодом и что необходимо возрождать русские национальные традиции. При этом, в отличие от большинства так называемых патриотических организаций, РОНС не был зациклен на еврейском вопросе. РОНС предполагал, что главная проблема — это Средняя Азия и что в скором времени славянское население будет вытеснено пришельцами из Средней Азии, поэтому Россия должна избавиться от «среднеазиатского подбрюшья». И, по большому счету, РОНС хотела проводить в жизнь программу Солженицына, которую он позднее сформировал в своей знаменитой брошюре «Как нам обустроить Россию». В этой организации я некоторое время состоял и даже участвовал в редактировании газеты «Третий Рим». Это был русский национализм антиимперского характера, но после распада СССР реваншистская и ресентиментная волна отнесла меня к тем движениям, которые условно можно назвать «красно-коричневыми». Травма гибели великой империи во многом привела к тому, что во мне победили, скажем так, «реставрационные» настроения, и сама победа либерального дискурса, который стал господствующим, вызывала отторжение. Мне казалось, что проклятые либералы кругом захватили монополию, при этом рушится страна и происходит полная катастрофа, поэтому всё, что было антилиберально, стало нравиться. Это был период 1990-х годов, и это не только лишь моя траектория, а траектория и многих близких мне людей, которые были готовы хвалить и фашизм, и коммунизм, и всё что угодно, но только не либерализм. Мне в этой связи попадалось как-то интервью Егора Летова, который приблизительно подобные же вещи говорил. Правда, я не был связан с НБП (организация признана экстремистской, ее деятельность на территории РФ запрещена. — Полит.ру), но по крайней мере идеологически это было довольно близко. И с Дугиным приходилось общаться, и с различными маргинальными газетами того времени, и с различными маргинальными организациями.

В начале 2000-х произошел новый поворот, который как-то постепенно подспудно вызревал во мне. В начале нашего разговора я уже говорил, что по своему психотипу я не человек крайностей, и это, конечно, было ненормально для меня — участвовать во всём этом, я все-таки искал золотую середину. И постепенно приходило осознание, что утверждение национальных ценностей и ценностей демократических в широком смысле слова — это вполне совместимые вещи. Опять-таки, это мое настроение срезонировало с новой порослью националистов, которая в основном публиковалась на сайте АПН.ру, — Константин Крылов, Михаил Ремизов, Павел Святенков и некоторые другие. Я увидел, что эти люди пишут о том, к чему и я, собственно, подхожу — к синтезу национального и демократического. И через какое-то время я сошелся с ними, и казалось, что как раз найдена эта золотая середина, где можно соединить вечно расколотые части русской общественной жизни, и был период, когда казалось, что действительно что-то получается. Я работал у Крылова в журнале «Вопросы национализма», числился там научным редактором и фактически этот журнал, собственно, и делал. Потом Крылов уговорил меня вступить в его НДП, Национал-демократическую партию, которая так и не была зарегистрирована, но в которой я был членом центрального комитета. И с 2010 до 2014 года мне действительно казалось, что это направление очень перспективно, и казалось это не только мне одному. Я читал какие-то материалы даже у людей из либерального лагеря, где не то чтобы симпатия, но во всяком случае благожелательная заинтересованность в отношении крыловского НДП явно присутствовала.

Дальше был 2014 год, и это всё, конечно, принципиально изменилось. Крылов стал откровенно двигаться в сторону «крымнашизма», что называется, и демократическая повестка Национал-демократической партии стала уходить куда-то на второй план, а на первый план стала выходить антиукраинская повестка. В НДП от меня никто не требовал, чтобы я писал подобные тексты или поддерживал какие-то подобные решения, — у нас в этом смысле всё было достаточно демократично, — но постепенно моя позиция стала выделяться на общем фоне. Отношения становились всё напряженнее, но, видимо, последней каплей стало то, что я написал в Facebook (продукт компании Meta, которая признана экстремистской и деятельность которой запрещена на территории РФ. — Полит.ру) пост о смерти Ричарда Пайпса. К тому времени я как раз написал книжку о русской нации («Русская нация, или Рассказ об истории ее отсутствия») и пересмотрел многие устойчивые стереотипы патриотического восприятия истории. В частности, мой анализ досоветской русской истории был довольно критичен: грубо говоря, все националисты (по крайней мере, из моего окружения) сходятся на том, что советский период — это было ужасно, но то, что было до, в целом все-таки было хорошо. Была историческая Россия, которую погубили большевики, и, видимо, при поддержке англичан. Но те исторические разыскания, которые я делал, показывали, что сам этот тип верховной русской власти, который, как мне кажется, не давал русской нации сформироваться как самостоятельному политическому субъекту, вовсю существовал и до 1917 года. И советская власть во многом просто возродила традиции — хотя и безусловно усилила — неограниченной верховной власти. Эта моя научная позиция стала раздражать моих тогдашних единомышленников, и последней каплей стал мой пост памяти Ричарда Пайпса, где я с удивлением написал, что Пайпс всегда казался патриотам главным русофобом, и еще мой покойный учитель, Аполлон Григорьевич Кузьмин, считал его главным русофобом. А сейчас я читаю Пайпса, смотрю и сравниваю свои взгляды, и не так уж мы далеки друг от друга, и не такой уж он русофоб. Крылов после этого написал по поводу меня очень резкий пост, после чего я и предложил ему размежеваться. На этом наше сотрудничество закончилось, и на сегодняшний день я уже не связываю себя ни с каким националистическим движением, организацией или объединением такого рода. Потому что подавляющее большинство русских националистов на сегодняшний день прежде всего сосредоточены на, скажем так, внешнеполитической повестке и уже давно забыли о демократической составляющей, которая когда-то казалась им важной — в начале 2000-х или в 2010-х годах.

Скажу откровенно — сам я нахожусь в переходном периоде. Я бы не стал сейчас говорить, что я национал-демократ. Я даже боюсь как-то четко охарактеризовать свои нынешние взгляды. То, что демократ — да, но националистом я бы сейчас себя все-таки не стал называть. Я не могу сказать, что я мировоззренчески вовсе перестал им быть, но так позиционировать себя не хочу. Слишком определенные и для меня неприемлемые ассоциации сегодня вызывает словосочетание «русский националист», слишком долго было бы объяснять особость своей позиции.

Настоящие герои

На сегодняшний день в истории русской мысли мне наиболее симпатична фигура Бориса Чичерина, пожалуй, — именно вот этим стремлением к центру, стремлением создать культуру устойчивой середины без крайностей. Хотя ему не удалось в конечном итоге основать свое направление и он, в общем-то, остался одиночкой. Я не уверен, что идеи Чичерина в полной мере применимы к сегодняшнему времени, но как образ независимого интеллектуала, стремящегося упорно отстаивать свои идеи, не впадая при этом в радикальные крайности, кажется мне очень важным.

Я не буду оригинален, но, наверное, все-таки Столыпин в российской власти вызывает у меня наибольшую симпатию, хотя тоже с оговорками, разумеется. Почему я немножко с неохотой об этом говорю? Потому что в последнее время эта фигура приватизируется официозным дискурсом, а с ним не хочется совпадать.

Я понимаю, что это не совсем интеллектуально правильно, но это опять к вопросу о тех же самых крайностях. Если противоположная сторона кого-то превозносит, то не хочется быть с ней солидарным, хотя это, безусловно, неправильная реакция. Видимо, не надо отдавать ее официозному дискурсу. Я думаю, что Столыпин не был демократом, конечно, но, во всяком случае, мы можем точно быть уверены в том, что он хотел сохранить думскую систему, думскую монархию и делал всё для того чтобы эту систему сохранить, а именно она знаменовала наибольшую степень демократизации Российской империи. Конечно, с определенными изъянами — я всё помню про 3 июня 1907 года, — но всё же ликвидировать ее он явно не хотел. И еще один важный момент: он не хотел втягивать Россию ни в какую войну, и это тоже письменно зафиксировано, и в этом смысле это позитивная фигура в русской истории. В истории многое зависит от случайностей, кто знает, поживи он подольше — и русская история сложилась бы несколько по-иному.

Сергеев Сергей
читайте также
После
«После» для майских
Май 7, 2024
После
Алексей Муравьев: Эсхатология Империи
Апрель 19, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).