будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
проект_после
Май 12, 2025
После

Юрий Сапрыкин: страна, которую построят разочарованные путинцы

Юрий Сапрыкин: страна, которую построят разочарованные путинцы
Сапрыкин_800

Для проекта «После» Иван Давыдов поговорил с журналистом Юрием Сапрыкиным о том, как может выглядеть «не очень страшная Россия будущего», где победили консерваторы, но при этом неизбежна некоторая либерализация системы, и где отстаивать наши свободы будут трезвомыслящие силовики среднего звена и прогрессивные директора лесопилок.

Наверное, в такой модальности — «не очень страшное» — у меня есть гипотеза, хотя в ее достоверности или даже в большой ее вероятности я не очень уверен. Мне кажется, что не очень страшная Россия будущего — это достаточно правоконсервативная страна, где маятник надолго склонился в сторону тех ценностей, которые у нас называют традиционными. Что сейчас скрывает под собой этот термин, не всегда понятно, часто это просто синоним лояльности власти. Но если говорить о будущем — наверное, и большая часть россиян, и правящие элиты будут так или иначе ориентироваться на ценности традиционной семьи, церкви, патриотизма и так далее. Это будет достаточно милитаризованная страна, где служба в армии или в силовых структурах — это базовая модель и главный социальный лифт для жителей нестоличных городов. Где достаточно жесткий политический режим, где заморожены отношения с Западом, где часто вспыхивают конфликты на ближних рубежах. Что-то мне подсказывает, что даже в этой конфигурации страна будет гораздо более замкнута и сосредоточена на себе, чем сейчас. При этом, наверное, какой-то следующий круг либерализации начинается изнутри этого правоконсервативного общества, где будут появляться политические силы и лидеры, которые, грубо говоря, выступают против абортов, за традиционную семью, против сближения с Западом, но при этом за соблюдение конституционных прав и разделение властей.

Надо ли бояться новых консерваторов?

Понятно, что из нынешнего своего состояния Россия не перепрыгнет мгновенным прыжком в какую-то западную модель — экономическую или идеологическую, может быть, она вообще не сдвинется в эту сторону на нашем веку, сие нам не известно. Но некоторые параметры жизни, которые сейчас выплескиваются вместе с водой, они внутри этой ценностной матрицы всё равно будут прорастать. С каким бы уважением общество ни относилось к верховной власти или церкви, и с каким бы непониманием — например, к гендерной проблематике, всё равно постепенно здесь будет происходить восстановление политических прав или независимости суда, а также достаточно формальных и напряженных, но всё же отношений с Западом. Будет происходить какой-то разворот в сторону от диктатуры к некоторой конкурентной системе или балансу сил внутри власти. Мы привыкли ассоциировать консервативную повестку с жесткой мрачной тоталитарной системой. Видимо, в какой-то момент эти понятия расцепятся и начнут медленно отъезжать друг от друга. И это, возможно, максимум той перестройки, которую мы сможем увидеть в обозримом будущем.

Носителями этих новых ценностей будут люди, которые не пишут сейчас текстов. Не нынешние идеологи и пропагандисты. Кто и какие тексты писал в партийной прессе в 1984 году? Можно ли было найти там идеологическую базу перестройки? Не хочу проводить никаких параллелей, перестройки-2 не будет, но какие-то новые люди появятся. Не из числа авторов популярных телеграм-каналов или ведущих телевизионных шоу, это не будут нынешние знаменитости. Возьмутся они оттуда же, откуда берутся и всегда, — это некоторая часть правящих элит. Причем, видимо, не либералы из экономического блока, а всё те же силовики, только с более спокойным и трезвым взглядом на вещи. Я не говорю, что это будет завтра-послезавтра, но на каком-то историческом витке обязательно будет. Опять же, суждено ли нам увидеть этот виток — я бы не поставил на это крупную сумму денег, но такую вероятность я вижу.

Кто они, эти новые люди? Ну, вот буквально военные среднего звена, директора среднего размера предприятий, лесопилок каких-нибудь — видимо, так и есть. Помню, еще в первые дни после 24 февраля Владимир Пастухов употребил где-то термин «разочарованный путинец» — как обозначение социальной базы будущей эпохи. Это люди, которые сейчас составляют самую прочную базу нынешней власти и которые в какой-то момент вместе с властью упрутся в стенку и поймут, что мы заехали не туда. Что система дала им обещания, которые не может выполнить. Они будут искать путь, как из этой колеи выехать. Если не в ту сторону, которая им кажется совершенно неприемлемой и противоречащей всей российской традиции, то хотя бы на какую-то параллельную ветку. Это будут во многом нынешние сторонники спецоперации, но не те, которые топят за нее по службе, а те, которые искренне в нее поверили. Если нужен конкретный пример: я вот читаю периодически канал Игоря Димитриева, «Русский ориенталист» — наверное, это примерный обобщенный портрет такого рода людей.

Какими будут их ценности — интуитивно понятно, это традиционная правая повестка, это то, что мы видим сейчас в Польше или в Венгрии. В самой по себе этой повестке никакого запредельного людоедства не содержится, хотя у нас часто одно неразрывно следует за другим. Родина, церковь, традиционная семья, стремление принадлежать к какой-то большой и сильной общности, вера в эту общность, желание чувствовать себя ее частью. Правая идеология в ее самом обобщенном описании.

Вообще это интересный вопрос: это сценарий только для России или не только? И где заканчиваются границы этого сценария? Потому что мы видим, что довольно заметными очагами такой идеологии на карте уже становится вовсе не Россия, а упомянутая выше Венгрия или Польша, правые набирают обороты и в Италии, и во Франции. Где на этой шкале ценностей Китай, опять же, и какое он оказывает влияние на весь этот спектр? Такая мысль давно витает в воздухе — что, может быть, мы находимся на таком цивилизационном повороте, где либеральная демократия как окончательное мироустройство по Фукуяме отхлынула, как волна, и приходит волна правого популизма. Насколько она будет велика и долговечна — это вопрос. То, что она не будет вечной, понятно: ничего вечного в истории не бывает, но сейчас этого будет больше, это будет сильнее и заметнее, похоже, что в России так или иначе эта эпоха уже наступила и дальше будет как-то менять свои формы, мутировать, превращаться во что-то другое, не меняя основных ценностных ориентаций.

Их культурная политика

Когда сейчас говорят про смену культурных элит и про зачистку культурного поля, понятен тот идеал, к которому это культурное поле хотят привести. Это 1946–1953 год — это вот буквально эпоха постановления о журналах «Звезда» и «Ленинград», «малокартинье», борьба с космополитизмом, постановление об опере «Великая дружба» — то есть эпоха, когда государство вводит довольно жесткие идеологические и эстетические рамки. Искусство, идеологическое по содержанию и общедоступное по форме. Через этот «фейс-контроль» проползают немногие, поэтому запретов становится много, а произведений — новых фильмов или театральных постановок — становится мало. Постоянно проводятся кампании по борьбе с тем и с этим, чистки писательских и композиторских организаций. Вся эта нынешняя «система ГРАД» — попытка реанимировать эти практики, и, наверное, со стороны «силового блока» это можно проделать достаточно легко (да чего уж, это вовсю проделывается), а вот экономически — я не уверен, что культура это выдержит. Если оставить только правильных писателей и поэтов, а остальные книжки убрать с полок, то правильные книги будет просто негде продавать. Магазинам нечем будет платить аренду. Сейчас в ускоренном режиме мы это наблюдаем в кино — окей, через год мы все импортозаместим и снимем массу хороших патриотических фильмов, но у нас не останется кинотеатров, где их можно показать. А признаков того, что государство, как в 1948 году, возьмет всю эту сферу целиком на казенный кошт, я совершенно не вижу.

И свобода коммуникаций, и разнообразие культурного поля, и уже имеющийся опыт бытовой, потребительской, политической, всякой разной свободы — всё это невозможно просто взять и отмотать назад. В каком-то виде это разнообразие будет сохраняться. Хорошо, закроются кинотеатры, закроются книжные магазины, по телевизору будет только передача «Свои», но на YouTube или на книжных онлайн-платформах всё будет так или иначе существовать. Вектор понятен, но вот доехать в эту сторону до конечной остановки имени журналов «Звезда» и «Ленинград» уже не получится.

Что будет в следующей фазе — пока не могу себе представить. Понятно, что всё равно будет какой-то госзаказ, в России он всегда есть, и моменты, когда государство совсем отпускает вожжи, связаны либо с исключительной его, государства, бедностью, либо с полнейшим хаосом, когда ему не до репертуарных планов театра. Всё равно будут какие-то новые назначения, какие-то новые премии, даже сейчас борьба, в общем, идет, так сказать, за плацдармы бюджетного финансирования. Но по сравнению с теми или иными глухими временами, которые мы помним, на общекультурном поле будет больше разнообразия, разных ниш и площадок за пределами мейнстрима и/или госфинансирования, в нем не будет радикального разрыва между оставшимися и уехавшими, в нем так или иначе будут присутствовать разные эстетические программы.

Мне кажется, уже сейчас можно увидеть какие-то расплывчатые контуры того, как будет устроен если не сам этот госзаказ, то какая-то близкая к официальной эстетика… Я подписан на телеграм-канал под названием «Новый русский». Там некая обозревательница собирает работы молодых художников и дизайнеров, которые, как она пишет, «переосмысливают русский культурный код». Так вот, это вполне молодые и модные ребята, которые вдруг все бросились куда-то в сторону работы с орнаментами, фольклорными мотивами, чем-то таким. При этом это вполне современные изображения, дизайн, одежда. Как будто есть какой-то ветер, который людей разворачивает в эту сторону. Не ветер бюджетного финансирования, а ветер поиска честного и относительно свободного существования в том поле, которым они занимаются. Сейчас можно будет работать с орнаментами, окей, значит, будут орнаменты.

Будет много рефлексии по поводу позднесоветского периода, уже не в ностальгическом плане, а в плане наложения того опыта на нашу нынешнюю ситуацию, попыток найти там рифмы и объяснения того, что с нами происходит сейчас. Будет исследование разных ускользающих от официоза практик, которые были в советском мире, будут попытки их повторить и реанимировать. Будет какой-то новый андеграунд — связанный уже скорее не с «антисоветской» литературой, а, например, с феминистским письмом. Вот такого будет много.

Будет ли в этом будущем цензура? Она уже фактически есть, вопрос в том, дойдет ли она до книгопечатания, в частности, до маленьких издательств. Пока нет Главлита, который штампует каждый экземпляр книги, вышедшей в издательстве ОГИ, свобода интеллектуального пространства еще сохраняется. Понятно, что мы к этому близко подходим, каждая новая инициатива условного депутата Хинштейна о том, как писатель должен поступать с Гумбертом Гумбертом в финале книги — она, конечно, на шаг приближает нас к этому состоянию. Но очевидно, что всех не заблокируешь.

Страна футбольных болельщиков

Это будет страна, которая мыслит себя в категориях особого пути. Я не понимаю, что сейчас может свернуть и правящий класс, и более широкую аудиторию с этой парадигмы, разве только какое-то катастрофическое поражение, экономическое или любое другое. Пока я признаков этого не вижу и, честно говоря, не очень этого всем нам желаю. Я слушал недавно подкаст с политологом Иваном Крастевым, на самом деле, уже довольно старый, записанный к юбилею падения Берлинской стены. Он там рассуждал про Орбана, но всё это очень легко перевести на более близкие нам реалии. Крастев говорил, что идеал Орбана — это не государство граждан, а государство футбольных фанатов. То есть людей, относящихся к стране как к своей команде, по поводу которой они испытывают очень сильные эмоции и такую иррациональную привязанность. Которой они желают победы просто потому, что она своя, поражение которой они никогда не признают честным, потому что понятно, что это виноват судья, и вообще ему заплатили. Это, скорее, такое аффектированное отношение. Да, и, продолжая мысль Крастева, это же отношение делает в некотором роде невозможной ту самую пресловутую мобилизацию, в каком бы смысле мы ни понимали это слово, потому что это отношение болельщика, а не человека, выходящего играть на поле. Это всё действительно очень легко накладывается на то, что мы видим вокруг себя, и история конструирования этих фанатских чувств — от побед в Еврокубках в середине 2000-х, разнообразных уличных празднеств и телевизионных кампаний по поводу этих побед, работы власти буквально с фанатскими объединениями и так далее — что называется, еще ждет своего вдумчивого исследователя. Но, конечно, концепция особости — причем неважно, русскости, польскости, венгерскости и так далее, — с таким аффектированным отношением очень тесно связана. Мы не европейцы, мы не азиаты, мы совершенно особенные. А почему? Потому что мы такие, потому что у нас вот такой флаг, вот такой герб и такая история. В обозримой перспективе этот подход будет здесь преобладающим. Еще раз — непонятно, что может выбить и народ, и элиты из этой колеи, тем более если это так хорошо работает. Ну, с точки зрения властей предержащих.

То, что было в Москве важным содержанием предыдущей эпохи — урбанизм, общественные пространства и так далее — это никуда не денется, просто это всё уже более-менее сделано. Вообще, мне кажется, что если есть какой-то гегельянский мировой дух, то он и запустил весь этот хипстеризм и урбанистику, они прошли свой цикл, реализовали свою миссию, а сейчас естественным путем сходят на нет. Сейчас понятно, что главным смыслом этого были не смузи и не подвернутые штаны, а новый дизайн городской жизни, который проявляется и в тротуарах, и в интерьере рюмочной, где мы сидим, в том, как люди на улицах выглядят, в том, как выглядят улицы, по которым они ходят, в тех местах, где мы чувствуем себя плюс-минус комфортно. В самой этой категории «комфортности». Произошел скачок, из постсоветской полураздолбанной инфраструктуры мы в больших городах переехали пусть не в Европу, но в какое-то облагороженное квазиевропейское пространство. Оно уже есть. Ни Парк Горького, ни этот тротуар, ни заведения вокруг нас — они никуда не денутся.

Вот даже МХАТ, пока он был бояковский. Первое, что они сделали, — это навесили на него светящиеся панели с дико модным дизайном, позвали очень хорошего фотографа Михаила Розанова, чтобы он им интерьеры поснимал. В общем, даже архимегаконсерватный подход совершенно не мешает пользоваться тем же визуальным или дизайнерским языком, которым пользуются московские модники. Как мещанин у Мольера не знал, что говорит прозой, так и это стало каким-то естественным языком городского пространства. В общем, странно ждать, что сейчас приедут какие-то бульдозеры с логотипом «Царьград-ТВ» и всё это разломают, тот же «Царьград» прекрасно будет в этом дизайне существовать.

Другая церковь и разные версии истории

Я думаю, что нынешние попытки государства регулировать частную жизнь в какой-то момент естественным образом перейдут к церкви. Это как-то более понятно, когда батюшка высказывается по поводу того, как строить отношения в семье и рожать детей, чем когда это делает депутат Государственной Думы РФ от фракции «Справедливая Россия». Вместе с тем, я думаю, нас ждет много разных модусов и вариаций интеллигентского православия. Да что там, я по себе это прекрасно вижу — будучи не церковным человеком, я несколько последних месяцев читал то Шмемана, то Антония Сурожского, совершенно не с холодным исследовательским, а с очень сильным личным интересом. Много будет попыток найти «православие с человеческим лицом». Россия не станет в этом смысле Ираном, но влияния религии, причем самого неожиданного, в том числе и не централизованно-вертикального, конечно, будет больше.

Что касается важности всего, что связано с историей: мне кажется, тот разворот, который уже состоялся, связан не только с культом 9 мая и с государственной политикой памяти. Существует много разных политик памяти, во многом конкурирующих, которые в 2010-е приобрели огромную значимость. «Мемориал» (признан иноагентом, деятельность прекращена по решению суда. — Полит.ру) — это политика памяти, романы Гузель Яхиной — это политика памяти, самые разные нарративы, книжки и исследования, касающиеся блокады, например, и мемориальные практики вроде того, что Лев Яковлевич Лурье делает с коллективными чтениями списков погибших, — это тоже политика памяти. Мы существуем внутри нескольких конкурирующих версий того, что в нашей истории значимо, что в ней требует почитания и мемориализации. Мне кажется, этот разворот в прошлое не исчезнет сам собой, вопрос в том, как будут расставлены акценты между этими разными политиками. Скажем мягко, мне не кажется, что нынешняя официальная версия истории, в которой все сильные правители одинаково хорошие, и Сталин стоит в обнимку с Николаем II, и Сергий Радонежский их сверху благословляет, цельная и устойчивая. Это какой-то странный коллаж, похожий на картину Глазунова. Есть большая история, она включает в себя не только официальную версию Великой Отечественной войны, которую надо защищать от фальсификаций, и эта большая история, даже если смотреть на нее с позиций государства, еще не рассказана.

Угрозы для нового мира

Проблема национальных образований — это, конечно, самая сильная… Не знаю, правильно ли тут употребить слово «угроза», но это что-то вроде бомбы с часовым механизмом, заложенной под устойчивостью сегодняшней России. Понятно, что этого недовольства и сейчас уже много, понятно, что спецоперация с ее территориальными и военными формированиями это недовольство или, скажем, разногласия между регионами и центром совершенно не сглаживает. Вообще, до какой степени это всё дойдет, я пока совершенно себе не представляю. Есть опасность сепаратизма? Ну да, она есть. Где это может рвануть? Когда, при каких обстоятельствах? Когда мы говорим о том, что не очень страшная Россия будущего будет довольно-таки милитаризованной, одна из форм, в которых будет явлен этот сюжет, — это как раз попытка удержать окраины. И это довольно драматичный сюжет.

Еще мне кажется, что в нашем разговоре отсутствует один компонент, который настолько важен, что при добавлении его всё начинает как-то странно искажаться. Я понимаю, почему мы говорим об истории, о культуре, об идентичности и о ценностях, хотя, наверное, случись этот разговор прошлой зимой, мы так же много говорили бы о соцсетях или о цифровой слежке. А сейчас кажется, что этот цикл истории закончился, всё это уехало в Ереван вместе с разработчиками IT-компаний и уже не вернется. Но на самом деле оно никуда не уехало, и, конечно, борьба за лидерство в будущем мире и за модель общества будущего проходит в том числе и в технологическом поле, и в некотором роде она неизбежна. И она связана не только с возможностью вызвать такси со смартфона, она связана с кучей самых разных вещей — с искусственным интеллектом, с генетическими опытами, с вопросами радикального продления жизни и так далее. В общем, посмотрите, чем озабочены вне публичного пространства наши участники списка «Форбс», и вы поймете ещё одну важную часть этого образа будущего: мы никуда от него не денемся. То, что у нас сейчас вот такая-то и такая-то ситуация на фронтах — это не избавит нас от необходимости как-то решать и эти проблемы тоже. Понятно, если говорить о цифровых технологиях, для любого общества будущего еще одна важная линия координат — это то, насколько общество управляемо и алгоритмическими механизмами. Пока мы тут бодаемся с Европой, кто будет сжигать чей газ, Китай за это время уедет куда-то очень далеко, и — сейчас это тоже гипотеза — продемонстрирует систему, которая прекрасно справляется с любыми социальными проблемами, оптимизирует самые разные технологические процессы: в городах нет пробок, логистика устроена идеально, энергетические сети работают оптимальным образом, всё из-за этого очень дешево и просто суперудобно. Просто ты понимаешь, что для того, чтобы пользоваться этими дешевыми услугами, чтобы к тебе само приезжало такси, сама собой выписывалась страховка или выдавался кредит, тебе не стоит писать в соцсетях всякую ересь, потому что из-за этого у тебя отберут очередную ачивку. Как в этой системе будет себя чувствовать человек? Чем он готов пожертвовать ради такого рода удобств? А если речь пойдет о продлении жизни или возможности повлиять на будущие способности ваших детей — ради этого чем можно пожертвовать? Нет ли здесь перспективы гигантского неравенства, гораздо более страшного, чем неравенство имущественное, но гораздо менее заметного? А в России это как будет устроено — как всегда? То есть пока начальство будет получать эликсир бессмертия из спецраспределителя, простые люди труда будут по-прежнему смотреть Соловьева и даже не знать о существовании такой сферы услуг? Или как?

Я не уверен, что при нынешней системе управления и при нынешнем состоянии умов мы хоть в какой-то степени готовы к такому миру будущего. Понятно, что когда оно придет, деваться будет некуда, но вот эта часть, связанная с технологиями, с медициной, с генетикой, с искусственным интеллектом может очень сильно исказить конструкцию, в которой главной угрозой для нас сегодня кажется «комиссия по расследованию антироссийской деятельности».

Конечно, консервативное общество будет довольно нервно на это реагировать. Это ведь тоже какая-то западная зараза, она не у нас на березке выросла. И будет, безусловно, пока не до конца понятная борьба — даже не за свободы в оруэлловском духе («выключите камеры, я хочу остаться самим собой»), а между консервативным противостоянием прогрессу как некоему сатанинскому вмешательству в божественный промысел и вполне естественным человеческим желанием жить легко и удобно. Вся эта фигня дает человеку огромные возможности, мы и сейчас это прекрасно знаем. Мы сейчас вышли, нажали на кнопку — и к нам приехала машина, водитель улыбается, деньги списали с карточки, всё удобно, незаметно, прекрасно, легко, куда там уехала и информация о том, что мы едем по такому-то маршруту, и что с ней дальше будет, нам на самом деле наплевать. А этого будет всё больше и больше, и это всё будет удобнее и удобнее, и жизнь от этого будет всё легче и легче. И у этого будут разные непредвиденные и не очень приятные социальные последствия.

Неизбежность свободы

Почему я говорю про силовиков как возможных носителей либерализации? Нам еще Гоббс объяснил, что война всех против всех — это состояние для человека довольно органичное, но крайне неуютное. Жить с ощущением, что завтра на месте условного Ивана Сафронова может оказаться любой товарищ майор, просто потому, что товарищи в соседнем кабинете решают таким образом вопросы внутривидового выживания, — это довольно неуютное ощущение. Даже если не говорить о стратегическом мышлении, интересах страны и так далее. Это всё вопросы, в первую очередь, самосохранения, а потом уже высоких идей или больших стратегий. Опять же, не хочу проводить никаких параллелей, но раз уж мы много вспоминали в последние дни Горбачёва — сейчас мы совершенно этого не помним, но, вообще-то, всех так отпустило в первые перестроечные годы, в том числе и оттого, что отступил страх ядерной войны. Жить на мрачном информационном фоне, где происходят демонстрации у базы Гринэм-Коммон, где постоянно показывают фильмы про ядерную зиму, где в школах учат четырем поражающим факторам ядерного удара и Пугачева поет на темной арене цирка: «Расскажите, птицы, времечко пришло, что планета наша — хрупкое стекло«, вообще довольно стремно. И когда вдруг находится кто-то, кто может отвернуть это назад, совершенно не имея в виду никакого возможного распада Союза или крушения социалистического строя, ты уже по факту исчезновения вот этой разновидности страха начинаешь испытывать к этому человеку невероятную благодарность. Хотя вроде бы никакого откручивания гаек еще не произошло, хуже того, еще и выпивать запретили. Ну, вот так.

читайте также
После
«После» для майских
Май 7, 2024
После
Алексей Муравьев: Эсхатология Империи
Апрель 19, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).