Принято считать, что буддизм возник в Индии в VI-V вв. до н.э. В последствии он разделился на три течения – хинаяну (малая колесница), махаяну (большая колесница) и ваджраяну (алмазная колесница).
В Монголию буддизм пришел достаточно поздно и установился там не сразу. Примерно с XIII века он начал трансформировать и частично вытеснять существовавшие там народные верования шаманского типа, превратив грозных азиатских кочевников в мирных пастухов, исповедующих веру в бодхисаттв – людей, достигших просветления, но не ушедших в нирвану из-за желания служить на благо всех существ.
Не только представления монголов о мире изменялись под влиянием буддизма, но и сам буддизм сильно трансформировался, впитывая в себя элементы добуддийского фольклора. Относительная (по сравнению с другими мировыми религиями) лояльность буддизма выражается, например, в том, что ламы не отрицают или не уничтожают местных добуддийских духов, а борются с ними и, если побеждают, попросту обращают их в буддизм. Таким образом, местные духи продолжают существовать в народных верованиях, но начинают восприниматься как буддийские. Частично буддизм воспринимает и местную картину мира, не отрицает он и существования добуддийских богов: имена их могут заменяться, но действия, которые им приписывают, остаются.
Все это привело к тому, что в Монголии буддизм так окончательно и не пришел на место шаманизма. Две этих системы сосуществуют, где-то конкурируют, а где-то пересекаются и сливаются в одно синтезированное целое.
Буддизм и шаманизм в Монголии распространены не очень равномерно. На севере, в районе озера Хубсугул, много шаманов, там влияние буддизма гораздо меньше, чем, например, в Центральной Монголии или на западе. Точкой соприкосновения буддизма и шаманизма в монгольском фольклоре являются рассказы о соперничестве шаманов и лам. Во всех этих легендах речь идет о ссоре или состязании шамана с ламой. В бою они пользуются своей магической силой: вытягивают руки и ноги игрушечному человечку из муки, от чего конечности начинают болеть у соперника (аналог гаитянской куклы вуду), поджигают себя на кострах и не сгорают, вспарывают себе животы и остаются живы.
Часто подобные состязания сопровождаются природными катаклизмами – бурей, громом и молниями, бьющими вокруг участников.
При этом победителем в этих легендах может оказаться как лама, так и шаман. Это на уровне текста (а не только на уровне актуальных практик) показывает, что буддизм далеко не всегда одерживает победу над шаманизмом. Иногда состязание заканчивается заключением мира и спасением побежденного от смерти.
Другой яркой точкой соприкосновения буддизма и шаманизма стал культ так называемых обо – сооружений из камней и веток, традиция строить которые пришла в Монголию из Тибета вместе с распространением буддизма.
Борьба буддизма и шаманизма и превосходство то одного, то другого прослеживается как в истории культа обо, так и в связанных с ним современных практиках. Изначально эти культовые сооружения приходят в Монголию как элемент тибетского буддизма, но позже они начинают восприниматься как добуддийские и шаманские объекты. На обо начинают совершать кровавые жертвоприношения при этом шаманы камлают, вознося там молитвы своим духам. Однако, через некоторое время буддизм снова одерживает верх, кровавые жертвоприношения уходят в прошлое и, если духам и подносят мясо, это мясо уже убитого до начала обряда животного. При этом, шаманизм не проигрывает окончательно. Зачастую на одних и тех же обо в разное время для умилостивления духа совершают обряды как ламы, так и шаманы, при этом в обрядах принимают участие одни и те же люди.
Вера в перевоплощения или бодхисаттв не мешает им обращаться к шаманам при засухе или болезни и верить, что они справятся с несчастьем не хуже, а, может быть, даже лучше лам.
Так две системы представлений о мире сосуществуют не только в одной стране, но и в сознании каждого отдельного человека. Одни считают, что буддизм и шаманизм – это два пути, ведущие к одной цели, другие ждут победы одного или другого, но вот уже много веков две религии мирно сосуществуют, причудливо переплетаясь и сливаясь в единое целое.
На фотографиях: