будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Август 8, 2023
Pro Science

Буддизм и шаманизм: две части одного целого

Буддизм и шаманизм: две части одного целого
obo_iz_vetok
Обо из веток. увешанное синими платками-хадаками. Источник: Юлия Ляхова

Принято считать, что буддизм возник в Индии в VI-V вв. до н.э. В последствии он разделился на три течения – хинаяну (малая колесница), махаяну (большая колесница) и ваджраяну (алмазная колесница).

В Монголию буддизм пришел достаточно поздно и установился там не сразу. Примерно с XIII века он начал трансформировать и частично вытеснять существовавшие там народные верования шаманского типа, превратив грозных азиатских кочевников в мирных пастухов, исповедующих веру в бодхисаттв – людей, достигших просветления, но не ушедших в нирвану из-за желания служить на благо всех существ.

Не только представления монголов о мире изменялись под влиянием буддизма, но и сам буддизм сильно трансформировался, впитывая в себя элементы добуддийского фольклора. Относительная (по сравнению с другими мировыми религиями) лояльность буддизма выражается, например, в том, что ламы не отрицают или не уничтожают местных добуддийских духов, а борются с ними и, если побеждают, попросту обращают их в буддизм. Таким образом, местные духи продолжают существовать в народных  верованиях, но начинают восприниматься как буддийские. Частично буддизм воспринимает и местную картину мира, не отрицает он и существования добуддийских богов: имена их могут заменяться, но действия, которые им приписывают, остаются.

Все это привело к тому, что в Монголии буддизм так окончательно и не пришел на место шаманизма. Две этих системы сосуществуют, где-то конкурируют, а где-то пересекаются и сливаются в одно синтезированное целое.

Буддизм и шаманизм в Монголии распространены не очень равномерно. На севере, в районе озера Хубсугул, много шаманов, там влияние буддизма гораздо меньше, чем, например, в Центральной Монголии или на западе. Точкой соприкосновения буддизма и шаманизма в монгольском фольклоре являются рассказы о соперничестве шаманов и лам. Во всех этих легендах речь идет о ссоре или состязании шамана с ламой. В бою они пользуются своей магической силой: вытягивают руки и ноги игрушечному человечку из муки, от чего конечности начинают болеть у соперника (аналог гаитянской куклы вуду), поджигают себя на кострах и не сгорают, вспарывают себе животы и остаются живы.

Часто подобные состязания сопровождаются природными катаклизмами – бурей, громом и молниями, бьющими вокруг участников.

При этом победителем в этих легендах может оказаться как лама, так и шаман. Это на уровне текста (а не только на уровне актуальных практик) показывает, что буддизм далеко не всегда одерживает победу над шаманизмом. Иногда состязание заканчивается заключением мира и спасением побежденного от смерти.

Придорожное обо из камней и веток
Фото: Юлия Ляхова

Другой яркой точкой соприкосновения буддизма и шаманизма стал культ так называемых обо – сооружений из камней и веток, традиция строить которые пришла в Монголию из Тибета вместе с распространением буддизма.

Борьба буддизма и шаманизма и превосходство то одного, то другого прослеживается как в истории культа обо, так и в связанных с ним современных практиках. Изначально эти культовые сооружения приходят в Монголию как элемент тибетского буддизма, но позже они начинают восприниматься как добуддийские и шаманские объекты. На обо начинают совершать кровавые жертвоприношения при этом шаманы камлают, вознося там молитвы своим духам. Однако, через некоторое время буддизм снова одерживает верх, кровавые жертвоприношения уходят в прошлое и, если духам и подносят мясо, это мясо уже убитого до начала обряда животного. При этом, шаманизм не проигрывает окончательно. Зачастую на одних и тех же обо в разное время для умилостивления духа совершают обряды как ламы, так и шаманы, при этом в обрядах принимают участие одни и те же люди.

Вера в перевоплощения или бодхисаттв не мешает им обращаться к шаманам при засухе или болезни и верить, что они справятся с несчастьем не хуже, а, может быть, даже лучше лам.

Так две системы представлений о мире сосуществуют не только в одной стране, но и в сознании каждого отдельного человека. Одни считают, что буддизм и шаманизм – это два пути, ведущие к одной цели, другие ждут победы одного или другого, но вот уже много веков две религии мирно сосуществуют, причудливо переплетаясь и сливаясь в единое целое.

 

 

На фотографиях:

 

  1. Обо из веток, увешанное синими платками-хадаками.
  2. Придорожное обо из камней и веток
  3. Вход в буддийский монастырь, Центральная Монголия
  4. Ямантака. изображение с сайта : http://probud.narod.ru/yamantaka.html
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).