будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
миф фольклор культурная антропология
Июль 1, 2025
Pro Science
Руссо Максим

Денежная магия в современной России

Денежная магия в современной России
ps_toad_kiev
Памятник жабе в Киеве

Журнал «Антропологический форум» в последнем выпуске своей электронной версии разместил подборку статей, объединенных темой «Представления о деньгах в культурных традициях России». Среди них – исследование (pdf) фольклористов Александры Архиповой (РГГУ) и Якоба Фрухтманна (Институт исследований Восточной Европы, Бремен), посвященное мифологическим представлениям о деньгах и денежной магии в современной России.

Магические методы, направленные на достижение богатства, известны давно и у многих народов. Как пишут исследователи, «с помощью магии человек, не понимавший общественной власти денег и своей зависимости от них, мог найти правила поведения, которые делали их квазиуправляемыми, по крайней мере в его воображении». Можно было предположить, что с разрушением традиционного общества, в котором фольклор и магические практики были органичным компонентом мировоззрения, «денежная магия» должна исчезнуть, однако этого не происходит. Более того, за последние пару десятилетий в России подобные явления пережили бурный расцвет.

С помощью магии человек, не понимавший общественной власти денег и своей зависимости от них, мог найти правила поведения, которые делали их квазиуправляемыми, по крайней мере в его воображении

Среди самых распространенных фольклорных представлений и обычаев, связанных с деньгами и финансовым благополучием: запрет свистеть в доме (денег не будет), запрет дарить некоторые предметы (ножи, платки) – при подарке надо взять символическую плату, запрет передавать деньги из рук в руке, запрет дарить пустой кошелек – надо положить внутрь монетку, обычай переворачивать веник, чтобы денег было больше.

Ряд обычаев связан с ситуацией торговли. Продавец старается, чтобы первым покупателем был мужчина. Как утверждают информанты-продавцы: «[первого покупателя] нельзя обсчитывать, наоборот, надо положить немножко лишнего (помидорку и т.д.) — чтобы торговля шла удачно». Купюрами, полученными от первого покупателя, продавец обмахивает товар, чтобы всё успешно распродать. Эти представления связаны с широко распространенным в традиционных культурах представлением об определяющей роли первого – первого встреченного человека, первого гостя, пришедшего в дом в праздник. Мужчина в этой роли воспринимался как хорошее предзнаменование. Это представление сохранилось и в наши дни. Один из информантов поведал даже историю о директоре цирка, который перед премьерой новой программы караулил у кассы: если первый билет покупал мужчина, директор был спокоен, а если в кассу первой приходила женщина, директор покупал первый билет сам.

 
Домовой с монетками. Запорожская обл. (с. Осипенко Бердянского р-на), 2012 г. Фото Ю. Буйских

С 1990-х годов в России получили распространение разного рода «амулеты» и «обереги», приносящие денежное благополучие. Это разнообразные фигурки «домовых» и «страшилок», держащие в руках монеты или купюры, «денежные деревья» и прочее. Иногда эти предметы покупаются в сувенирных магазинах, иногда изготавливаются самими «пользователями». Сейчас изготовление таких талисманов стало отраслью бизнеса, которая удовлетворяет имеющийся спрос как дешевыми фигурками, которые можно купить в киоске у метро, так и довольно дорогими изделиями.

Авторы статьи проследили частоту употребления словосочетаний амулеты от кризиса и подобных в российской прессе. Они появляются в текстах 1996 года, в 1997 – 1998 годах их число резко возрастает, затем оно сохраняется на одном уровне вплоть до 2008 – 2009 года, когда происходит новый всплеск.

Распространенным магическим средством привлечения богатства стала долларовая купюра. Исследователи отмечают: «Начиная с 1990-х гг., перейдя из категории запретных и опасных денежных единиц в категорию сверхнужных, доллар стал восприниматься как протоденьги («прототипические деньги»). В таком качестве он способен «притягивать» себе подобное». При этом распространилось представление о том, что долларовая купюра должна не просто лежать в кошельке, а быть сложенной особым образом, в треугольник. Как пишут А. Архипова и Я. Фрухтманн, эта форма возникла под влиянием китайских сувениров, приносящих удачу, а также модных пособий по фэн-шуй.

Золотая жаба, приносящая богатство – персонаж китайского фольклора и народного лубка

Китайская традиционная культура вообще оказала немалое влияние на «денежную магию» современных россиян. Популярный денежный талисман – фигурка жабы, тоже пришел к нам через магазины китайских сувениров. Золотая жаба, приносящая богатство – персонаж китайского фольклора и народного лубка. То, что именно жаба у китайцев стала символом богатства отчасти обусловлено лингвистически: слово «деньги» (цянь, в диалектах чянь) созвучно слову «жаба» (чжань или чянь).

В России за прошедшие годы использование фигурки жабы (лягушки) в качестве финансового талисмана обросло фольклорными предписаниями. Один информант сообщает: «Лягушка сидит на деньгах, она должна быть повернута от входа в квартиру, тогда деньги будут приходить в дом. Если наоборот, то будут уходить», другой говорит, что лягушка «не должна быть пыльной», третий рассказывает: «Медных-бронзовых надо ставить лицом к собеседнику, их обычно ставят на кассах в магазинчиках или на столе у менеджеров, лицом к клиенту, а деревянных лягушек ставят лицом к себе».

Еще одним распространенным мотивом китайских народных лубков, приносивших богатство и благополучие, было денежное дерево. На рисунках можно было увидеть, как «веселые мальчуганы трясут дерево, и монеты дождем сыпятся кругом». Сейчас искусственное деревце, к ветвям которого прикреплены монетки или имитации купюр можно купить в магазине.

Впрочем, в качестве магического «денежного дерева» может выступать и настоящее комнатное растение. Это толстянка овальная (Crassula ovata), толстые блестящие листья которой напоминают монетки, что отражено в ее названиях в ряде языков (англ. money tree, нем. Geldbaum, Pfennigbaum). Распространено представление, что посадив в горшок это деревце, можно привлечь в дом достаток: «Если дерево хорошо растет, листья у него крупные, круглые — финансовые дела непременно пойдут на лад». Иногда в землю, в которой растет деревце, зарывают монетки или подкладывают из под горшок.

 
Денежное дерево в квартире. Петербург, 2008 г. Фото В. Лурье

Один из сайтов содержит подробную магическую инструкцию по правильному уходу за денежным деревом: «Приобретите денежное дерево, а лучше возьмите саженец денежного дерева и вырастите свое собственное дерево. На растущей луне приобретите керамическую посуду зеленого или черного цвета. День пересаживания — среда. Пересаживая растение, положите на дно 8 монет одинакового достоинства гербом вверх, начитывая на них денежный заговор любой какой знаете. Когда посадите дерево, пожалейте его, трижды читая заговор: «Тебе расти, а мне в богатстве цвести. Такова моя воля. Да будет так!» <…> Поливать его по средам, читая вышеприведенный заговор».

Также с Востока в современный российский обиход пришли статуэтки бога счастья, благополучия и богатства. Он известен у нас под японским именем Хотей, хотя изначально родом из Китая, где зовется Будай (布袋). Для достижения желаемого результата фигурку надо гладить по животу. Возник даже заговор: «Хотеюшка-хотэй, дай нам денюжек скорей».

Интерес вызывает превращение традиционных обычаев, которые изначально не связаны с деньгами, в практики «денежной магии». В традиционной культуре славян запрет на свист объяснялся связью свиста с нечистой силой («свистеть – черта вызывать», свист лешего). Теперь же это запрет мотивирован мифологическим взглядом на деньги («свистеть в доме нельзя — денег не будет»).

Издавна был распространен обычай при новоселье прятать и бросать в доме мелкие монетки. Они служили аналогом традиционной строительной жертвы: «В Архангельской области, входя в новый дом, по нему раскидывали мелкие деньги, говоря при этом: “Выкупаю квартиру, не людями, а деньгами”; делали это для того, чтобы в доме никто не умер». Современные информанты тоже рассказывают фольклористом об обычае разбрасывать по полу мелочь, но делается это с иной мотивацией – чтобы деньги не переводились.

Помимо магических практик, распространенных широко, есть и локальные традиции. Часть они связаны с местными объектами. Например, в Ярославле экскурсоводы охотно рассказывают туристам, что для обеспечения достатка нужно встать на том месте, откуда открывается вид на здания и памятник Ярославу Мудрому, изображенные на тысячерублевой купюре, и показать им эту купюру. В Краснодаре в июне 2011 году был установлен памятник десятирублевой купюре. В течение года появилась традиция для привлечения достатка тереть бронзовую купюру. Киевляне, чтобы разбогатеть кидают монетки к памятнику жабе, установленному неподалеку от Музея воды.

Если в традиционной культуре роль контролирующей инстанции брали на себя сами представители сообщества, то в последние двадцать лет в российской культуре она отведена газетам и Интернету

Исследование показало, что финансовые магические практики не только широко распространены в современном российском обществе, но и воспринимаются всерьез многими из тех, кто их использует. Авторы статьи отмечают, что «зависимость человека от наличия денег привела к трансформации и реактуализации старых или же к созиданию / импорту новых обычаев. У современного социума, который постоянно думает о поиске денег на самые насущные нужды и не может их получить в достаточном количестве, появляется необходимость в представлениях, которые поддерживали бы убежденность в том, что личное благосостояние может быть увеличено, и практиках, которые воздействовали бы на текущую ситуацию магическим образом. Подобного рода представления активно распространяются в СМИ. Если в традиционной культуре роль контролирующей инстанции брали на себя сами представители сообщества, то в последние двадцать лет в российской культуре она отведена газетам и Интернету».

Руссо Максим
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).