будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 13, 2025
Pro Science
Молодчик Александра

Десять лет спустя: как все поменялось в IT-мире

Десять лет спустя: как все поменялось в IT-мире
ps_twitter-292994_1280
. Источник: Pixabay

У каждой крупной IT-компании есть команда штатных футурологов, которая занимается предсказаниями на грядущее десятилетие. Футурология – прогнозирование будущего путем экстраполяции существующих технологических и экономических тенденций. Некоторые вещи, например, увеличение скорости передачи данных и их объемов вполне закономерны, а наращивание мощностей персональных компьютеров и мобильных устройств, появление телевизоров с возможностью выхода в интернет вообще предсказать было несложно любому человеку, пользующемуся благами цивилизации. Однако есть некоторые факты, которые десять лет назад всех ввели бы в замешательство.

Например, над тем, что телефоны когда-либо смогут заменить фотоаппараты, посмеялся бы любой обладатель «зеркалки». Тогда вообще не было никакой альтернативы цифровым фотокамерам, только с их помощью можно было получить снимки высокого разрешения и качества. Фотокамеры в мобильных телефонах были тогда на начальной стадии развития и не могли составить фотокамерам никакой конкуренции – на них можно было снимать разве что этикетки от понравившихся товаров, чтобы ни с чем их не перепутать в магазине. Стандартным разрешением камер в телефонах было 0,3 мегапикселя, в самых продвинутых моделях – 1,2 Мп. О качественных матрицах и оптике тогда никто не думал. Сейчас камеры в телефонах эволюционировали до такого уровня, что по качеству снимков практически не уступают цифрокомпактам. Безусловно, качественная фототехника еще долго будет востребована, но спрос на цифровые «мыльницы» уже крайне низок. Больше всего снимков теперь делается именно с помощью смартфонов, а некоторые обладатели айфонов вообще считают, что возможность выбора фильтра в специальных приложениях делает их настоящими фотографами. И ведь зачастую сейчас обывателю действительно трудно отличить фотографию с «зеркалки» среднего класса от айфонофото – то и другое выглядит одинаково, так зачем же носить с собой тяжелую камеру?

Никто и предположить не мог, вдобавок, что компания Apple станет получать большую часть доходов именно от продажи айфонов.

Apple долгое время выпускала исключительно компьютеры и ноутбуки и только в 2000-х начала расширять свой ассортимент товаров. В 2004 году, помимо компьютерной техники, Apple уже выпускала портативные плейеры iPod и запустила онлайновый магазин iTunes Store. Свой первый смартфон iPhone компания выпустила в 2007 году. Он быстро заработал популярность в Америке, затем последовала и мировая слава. На данный момент Apple получает большую часть доходов от продажи смартфонов. По последним данным, Apple занимает сейчас второе место в мире по поставкам смартфонов после южнокорейского гиганта Samsung. В далеком 2004 году подобный ход событий мало кому мог прийти в голову.

Сейчас уже никого не удивит тот факт, что планшетов стало продаваться больше, чем ноутбуков. Первая попытка создать нечто подобное тому, что мы сейчас называем планшетом, была предпринята еще в 1968 году исследовательским подразделением компании Xerox PARC. Был создан Dynabook, который так и остался в состоянии прототипа. Действительно популярными планшеты стали с выходом первого Apple iPad в 2009 году на iOS. За ними последовали многие компании и многие другие операционные системы. На данный момент рынок планшетов очень разнообразен – продается невероятное количество моделей разной мощности, с разными диагоналями экрана и разных по цене. Данный сегмент развивается очень стремительно, и, по данным многих розничных сетей электроники, уже в третьем квартале 2013 года продажи планшетов превысили продажи ноутбуков.

Для всех было бы шоком и то, что в 2014 году Internet Explorer даже не войдет в тройку самых популярных браузеров. Когда-то Microsoft Internet Explorer вообще не имел конкурентов среди используемых браузеров, но совсем не благодаря своим достоинствам, а в основном потому, что устанавливался вместе с Windows по умолчанию, и юзеру не нужно было совершать лишних действий. Сейчас же в среде неленивых интернет-пользователей лидирует браузер от поискового гиганта Google Chrome, а Internet Explorer в шутку называют программой для скачивания Chrome.

С Google все вообще намного интереснее. Десять лет назад «Корпорация Добра» воспринималась исключительно как поисковый гигант, мало кому могло прийти в голову, что компания позже создаст самую популярную мобильную операционную систему и будет заниматься разработками в самых разных сферах - от сети широкополосного доступа в интернет с помощью оптоволоконной связи Google Fiber, проекта беспроводного доступа в интернет с помощью воздушных шаров Loon и до робототехники. Одним из инициаторов активного развития роботов в Google был Энди Рубин – бывший глава Android-подразделения. Компания очень активно начала заниматься скупкой фирм, занимающихся роботами. Только за 2012 год таких было куплено восемь штук, начиная с разработчиков промышленных роботов и заканчивая компаниями, которые выполняли военные заказы и занимались созданием человекоподобных роботов. На данный момент Google принадлежат Boston Dynamics, Meka Robotics, Bot & Dolly, Holomni, SCHAFT Inc., Redwood Robotics, Industrial Perception Inc. и Autofuss. Google уже демонстрировал прототип автономного роботизированного автомобиля, и, скорее всего, у них еще очень много новых идей. Вот уж действительно самая разностороння компания в мире, наверняка футурологам очень сложно предугадывать их тактические шаги.

Еще одним вау-эффектом для человечества десять лет назад оказалось бы то, что самым популярным «телевидением» сейчас стал сайт YouTube.

На данный момент YouTube, ежедневная посещаемость которого составляет порядка 4 миллиардов человек, является самым известным и популярным видеосервисом в мире. По легенде, три бывших сотрудника PayPal, которые и стали отцами-основателями сервиса, собирались на вечеринку. В результате один из друзей заболел и не смог пойти, а два других очень хотели поделиться с ним видеоверсией происходящего вокруг. Так и пришла мысль создать сервис обмена видеороликами. Еще рассматривался вариант развития проекта в сервис видеознакомств, но от него вовремя отказались. Скорее всего, эта история так и останется легендой, но факт остается фактом – YouTube был создан в 2005 году и уже через год был успешно продан за 1,65 миллиарда долларов.

Никто также не мог предугадать невероятный успех ничем не выдающегося сервиса без системы монетизации и без стратегии развития. Необыкновенно популярный сейчас мобильный сервис обмена фотографиями Instagram образовался в 2010 году из другого сервиса под названием Burbn, который по своей сути являлся аналогом нынешнего Foursquare (Swarm). У этого сервиса нет какой-то особенной истории создания, однако известно, что занимались проектом изначально два человека, а к августу 2011 года команда разрослась до пяти энтузиастов. Сервис совершенствовался, но какого-то определенного плана действий на будущее у разработчиков не было, как и какой-либо системы монетизации. Появились хештеги, фильтры, и вышла версия для ОС Android (первоначально была только на iOS). Счастье пришло неожиданно: в 2012 году Facebook объявил о покупке Instagram за 1 миллиард долларов. За этим последовали некоторые изменения в рекламе, плотная интеграция с соцсетями и, соответственно, большие финансовые поступления. В 2013 году появилась возможность публикации видеороликов.

Отсюда же следует и еще одно «удивление десятилетия» – фотографии еды. С увеличением популярности Instagram появилась удивительная в своем роде мода выкладывать фотографии своих завтраков, обедов, ужинов и перекусов для всеобщего обозрения. Мода приняла массовый характер, и некоторые психологи приписывают пользователям, публикующим фотографии еды в соцсетях, психические расстройства. А еще появились хэштеги #незаинстаграмилнепоел и анекдоты, вроде этого:

– Мама, можно я уже покушаю?

– Погоди, видишь, у матери Instagram не грузит, выложу, потом поешь.

Таким узнаваемым персонажам быстро придумали обозначение «фудстаграмеры». После чего различные рестораны и кафе начали использовать фудстаграминг в коммерческих целях. Сфотографированная на айфон еда и выложенные в YouTube видео с посещениями кафе и ресторанов теперь служат отличной рекламой.

С социальными сетями вообще произошла сплошная неожиданность, и «детская» в том числе. Как все знают, первый сайт с миллиардом зарегистрированных пользователей был основан двадцатилетним студентом Марком Цукербергом и его соседями по комнате во время обучения в Гарвардском университете в 2004 году. Изначально сайт был создан для студентов Гарварда, позже был открыт доступ для всех учащихся, у которых есть почтовый ящик в домене .edu. По состоянию на июль 2014 года на Facebook зарегистрировано 1,32 миллиарда пользователей. В том же 2004-м был создан и проект «ВКонтакте», таким же двадцатилетним студентом из Ленинграда Павлом Дуровым. Десять лет назад никто не мог предугадать, во-первых, такой необычайный успех «интернета для общения», а во-вторых, того, что создателями такого продукта будут столь молодые люди. Налицо омоложение IT-индустрии.

И про краудфандинг. Еще десять лет назад никто не подозревал, что пользователи смогут сами финансировать разработку игр для Android gopda.ru или нужных им гаджетов, не дожидаясь, пока это сделает кто-то другой.

История краудфандинга берет свое начало еще в далеком 1997 году, тогда поклонники британской группы Marillion организовали и провели интернет-кампанию по сбору средств для музыкального тура. В 2000 году откроется первая краудфандинговая платформа для артистов ArtistShare. На данный момент самыми популярными краудфандинговыми платформами являются IndieGoGo, основанная в 2008 году, и Kickstarter, появившаяся годом спустя. Они собирают средства на все, начиная с музыки и заканчивая играми. Тут любой желающий сам может финансировать понравившийся проект на приемлемую для него сумму и получить профинансированный товар в числе первых за более низкую цену.

Молодчик Александра
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).