будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
зрение история искусства
Июль 4, 2025
Pro Science

Дизайн оптических иллюзий. От теории к практике

Дизайн оптических иллюзий. От теории к практике
ps_illusii
Дизайн оптических иллюзий. От теории к практике

Издательства «КоЛибри» и «Азбука-Аттикус» представляют книгу «Дизайн оптических иллюзий. От теории к практике» (перевод Владимира Измайлова).

Оптическая иллюзия развивалась веками и превратилась из естественного феномена в особую сферу искусства. При помощи иллюзий мастера Средневековья создавали знаменитые картины и строили величественные дворцы. Многие художники и дизайнеры пытались разжечь иллюзиями свое воображение, бросали через них вызов своему зрению — и делали невозможное возможным... В наши дни благодаря технологиям и опыту прошлых лет оптическая иллюзия обрела неимоверную популярность. Книга, созданная при участии знаменитого итальянского мастера стритарта Тони Куболиквидо, знакомит с основными принципами создания оптических иллюзий и станет отличным стартом для всех, кто желает приобщиться к этой бесконечно интересной теме.

Предлагаем прочитать фрагмент главы, посвященной истории оптических иллюзий.

 

Истоки

В древности наши предки обнаружили, что палочка как будто сгибается, если наполовину погрузить ее в воду, что если долго смотреть на источник яркого света, то появятся ореолы и что стремительное перемещение объектов заставляет воспринимать их формы размытыми. В те далекие времена люди не могли этого объяснить — и зрительные иллюзии царили только в природе.

Древняя Греция

Только в V столетии до н. э. началось изучение феномена зрительной иллюзии и были предприняты попытки его объяснить. Философы выдвинули две гипотезы. Древнегреческий мудрец Эпихарм полагал, что человеческие чувства не способны верно внимать и всё в них «вкривь и вкось». Ему приписывают такие слова: «Разум видит и слышит. Всё остальное слепо и глухо». По мысли Эпихарма, даже если разум всё ясно осознает, органы чувств обманывают и преподносят ему зрительную иллюзию. Другой древнегреческий философ, Протагор, придерживался иного мнения: нас обманывает мир, а не наши чувства. Протагор говорил: «Человек не что иное, как множество ощущений».

Споры продолжались. В них вступил еще один философ, страстно увлеченный зрительными иллюзиями, — Платон. Он полагал, что истоки обмана коренятся и в разуме, и в чувствах и что глаза и разум должны действовать совместно, чтобы создать такую иллюзию.

Аристотель, живший в середине IV в. до н. э., утверждал, что Эпихарм и Протагор были и правы, и неправы. По Аристотелю, доверять чувствам можно, но их легко обмануть. Например, в жаркий день у дороги легко увидеть, как поднимаются волны горячего воздуха. Ваши чувства правы — волны есть, и вы их видите. Но если посмотреть сквозь эти волны на дерево, то вам покажется, что и оно колеблется, а это уже не так.

Знания о зрительной иллюзии накапливались, художники начали применять ее в архитектуре и живописи, и появилось множество выдающихся творцов и прекрасных произведений. Самыми прославленными примерами стали архитектура древнегреческого Парфенона и разнообразнейшие средневековые картины, основанные на перспективе и иллюзиях.

 

Парфенон. Афины, Греция
Построен в 447–438 гг. до н. э.

 

Архитектор устранил различие в размерах верха и низа колонн при помощи параллельных выступов: благодаря им казалось, что эти размеры одинаковы.

 

XV в.
Мелоццо да Форли. Фрески в итальянском Лорето
Ракурс построен снизу вверх

 

Пьетро Перуджино. Фреска в Сикстинской капелле
Перспектива

 

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря
Адаптированная линейная перспектива

Средневековье и Новое время

С развитием психологии и физики зрительную иллюзию поняли более глубоко и полно. В XIX в. физиолог и естествоиспытатель Иоганнес Петер Мюллер (1801–1858) и немецкий школьный учитель Иоганн Йозеф Оппель (1815–1894) проводили различные исследования, посвященные восприятию зрительных иллюзий. Их статьи возродили интерес общества к феномену.

 

Иоганнес Петер Мюллер утверждал, что в основе восприятия лежит «специфическая энергия» органов чувств. Он говорил, что ощущение зависит не от стимула, а от конкретных нервов, реагирующих на него: так, любое механическое воздействие на сетчатку и зрительный нерв неизменно производит ощущение световых вспышек. Именно он первым назвал искажения зрительными иллюзиями.

В 1854 г. Иоганн Йозеф Оппель утверждал: если иллюзия обладает свойствами, относимыми к сфере геометрии, то такая иллюзия — геометрически-оптическая. А значит, зрительные иллюзии можно распределить по категориям — на основе сути различий между объектами и результатами перцепции. Например, эти различия могут включать в себя разницу в яркости, цвете, расположении, размере, ориентации и глубине.

Исследования Мюллера и Оппеля сыграли значимую роль в изучении природы зрительных, или оптических, иллюзий.

Геометрически-оптические иллюзии

 

Иллюзия Поггендорфа
Черная и красная линии скрыты серым прямоугольником. Продолжением черной линии кажется не красная, а синяя; причем на второй картинке показано, что это не так. Но нижняя часть линии будто сдвигается.

 

Иллюзия Цёлльнера
Параллельные черные линии, идущие рядами по диагонали, пересекаются короткими повторяющимися отрезками — то горизонтальными, то вертикальными, и создается иллюзия того, что черные линии не параллельны.

 

Полосы Маха
Полосы Маха — оптические иллюзии, наблюдаемые на изображении, состоящем из различных оттенков серого. Человеческий глаз воспринимает две узких серых полосы с разными градиентами яркости на каждой границе. На самом деле их нет — но они видны и усиливают контраст между областями.

Впоследствии Герман фон Гельмгольц (1821–1894), физик из Германии, выдвинул идею когнитивной иллюзии. Он согласился с Протагором: наши предположения о мире — иными словами, те предпосылки, на основе которых мозг и глаза делают неосознанные заключения, — и порождают когнитивную иллюзию. Лучший пример — «иллюзия стены кафе». Черные и белые элементы пересекаются, нарушая параллельность линий, и нам кажется, что линии изгибаются.

 

Герман фон Гельмгольц

 

«Иллюзия стены кафе»: горизонтальные линии параллельны, хотя кажется, что линии между квадратами сходятся под углом.

В 1915 г. иллюстратор Уильям Или Хилл соединил в зарисовке образы молодой женщины и старухи — очередной идеальный пример зрительной иллюзии. Одни видели старуху, другие — молодую даму, и всё из-за различий в индивидуальном восприятии. Если внимательно посмотреть на рисунок, видно, что разные образы искусно слиты воедино.

 

Уильям Или Хилл. Мои жена и теща
Зарисовка в журнале Puck

Подобный принцип построения иллюзии за последние несколько столетий широко распространился во многих областях искусства.

читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).