будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Украина Корпус экспертов Центр Карнеги
Август 8, 2023
Pro Science

Дмитрий Тренин – об ошибках экспертов на Украине и Московском центре Карнеги

Дмитрий Тренин – об ошибках экспертов на Украине и Московском центре Карнеги
ps_viktor_yanukovich_1
Виктор Ющенко
Дмитрий Тренин
Фото: Полит.ру

Дмитрий Тренин – директор и председатель научного совета Московского центра Карнеги, один из ведущих российских политологов-международников – рассказал Борису Долгину, Дмитрию Ицковичу и Анатолию Кузичеву в программе «Наука 2.0» –  совместном проекте портала «Полит.ру» и «Вести.FM» – о российском представительстве экспертно-аналитического Фонда Карнеги, об Украине 2004 года как провале экспертных структур России, а также о том, чем отличается эксперт от политтехнолога. Перед вами краткое содержание беседы. Аудиозапись передачи доступна здесь.

Украинские ошибки российских экспертов

Украина 2004-го – яркий пример провала российских экспертных структур. Российское руководство – с подачи своих советников – совершило серьезную ошибку. Ошибку эту оно потом исправило, и это означает, что она была признана. Суть ошибки: российское руководство дало себя уверить: а) что на Украине возможен пророссийский политик в качестве президента; б) что на выборах необходимо иметь дело с одним кандидатом. Иными словами, Москва решила, что России необходим свой, пророссийский кандидат на выборах президента Украины.

Украина 2004–2005 гг. – это провал одновременно и российской, и западной политики, а также соответствующей экспертизы. Российский провал – это «оранжевая революция». Провал западной экспертизы – в том, что «оранжевая революция» не привела, как многие тогда считали на Западе, к превращению Украины в некий аналог Польши. Если в России, грубо говоря, полагали, что Украина – это Россия, то на Западе уверились, что Украина – это Польша. И те и другие ошиблись.

В 2004 году России было гораздо выгоднее класть яйца не в одну корзину, а распределять их в той или иной пропорции. На деле все яйца легли в корзину покидавшего свой пост президента Леонида Кучмы, Москва сделала ставку на выбранного им самим преемника – Виктора Януковича.

Вместо этого было бы разумнее, условно говоря, приглашать к себе Януковича и Кучму по вторникам, Ющенко по четвергам, а Юлию Тимошенко на уик-энд, с каждым вести свою игру, от каждого добиваться понимания российских интересов и готовности работать с российским руководством.

Если в России, грубо говоря, полагали, что Украина – это Россия, то на Западе уверились, что Украина – это Польша. И те и другие ошиблись.

Необходимо учитывать, что для Украины некоторые выборы невозможны, точнее говоря – губительны для ее хрупкого единства. Это вопрос об интеграции с Россией, и это вопрос о вступлении в НАТО. Украина, будучи страной с очень развитой плюралистической политической культурой, на некоторые однозначные вопросы не может ответить прямо. И российское руководство впоследствии это уяснило. Позиция России на выборах президента Украины в 2010 году была гораздо более умной, взвешенной – и, как следствие, дала результат. Вот пример провала экспертизы, осознания ошибки и исправления ее.

Что касается западной экспертизы, то в конце 2004 – начале 2005 года в Европе и США была эйфория, что «оранжевая революция» на Украине станет чуть ли не аналогом падения Берлинской стены, что появится почти 50-миллионное демократическое общество, которое будет ориентировано на Запад, что «Запад прирастет Украиной». Вместо того чтобы после победы Януковича в начале 2005 года тесно работать с новым руководством Украины, направлять его и помогать ему, учитывая сложности положения Януковича и особенности положения Украины, дело пустили на самотек. И новое руководство, оказавшись у власти, стало заниматься дележом того, что дает власть в государствах со слабыми институтами. В итоге «оранжевая революция» спустя полгода застопорилась, а через пять лет практически выветрилась, пусть и оставив заметный след в истории Украины.

Описать, не прикасаясь к процессу

Эксперты, если пользоваться дипломатическим жаргоном, движутся по второму треку, второй дорожке международных отношений. На своем уровне они прорабатывают различные варианты действий государств и других игроков, при этом эксперты свободны  и одновременно безответственны, в том смысле, что слово эксперта – это лишь анализ, предположение, совет, не более того. В отличие от этого слово чиновника, политика или государственного деятеля – это позиция либо этого министерства, партии или государства, т. е. основание для реальных шагов. 

Есть экспертиза, которая анализирует или описывает какие-то сюжеты, к ним не «притрагиваясь». Если же эксперт начинает втягиваться в политический процесс, становясь политическим игроком, – это уже не экспертиза, а технология. Эксперт может стать политтехнологом, но политтехнолог перестает быть собственно экспертом – он становится игроком. Смешение этих двух видов деятельности и, соответственно, двух категорий занятых в них людей опасно. Эксперт может быть некомпетентен, но политтехнолог всегда ангажирован.

Центр Карнеги в России

 
Эндрю Карнеги (1835–1919), американский предприниматель и филантроп, основатель Фонда Карнеги за международный мир

Организации «Фонд Карнеги за международный мир» уже больше 100 лет. Это самая старая неправительственная организация в мире, которая занимается международной экспертизой. Не путать филантропа Эндрю Карнеги с его однофамильцем Дейлом. Эндрю Карнеги – американский предприниматель шотландского происхождения, который в 1910 году положил 10 миллионов долларов на основание фонда, который с тех пор вырос в глобальный экспертно-аналитический институт. Сегодня кроме центра в Вашингтоне, в котором трудятся примерно 120 человек, существуют (с 1994 г.) московский офис, где работает около 30 сотрудников, совместный с Университетом Цинхуа центр в Пекине, офисы в Бейруте и Брюсселе. У Карнеги есть совместная программа с Казахским национальным университетом имени аль-Фараби в Алма-Ате, есть план создания центра в Дели.

Изначально Фонд Карнеги был чисто американской организацией, но сегодня я сравнил бы его с Международной космической станцией. Есть американский сегмент этой станции, есть отсек, если хотите, московский, где в качестве экспертов работают исключительно российские граждане. Есть пекинский центр, где сотрудничают американские и китайские специалисты, есть центр на Ближнем Востоке, где работают арабы, и европейский центр в Брюсселе. Карнеги – это первая в мире глобальная аналитическая структура.

Мы называем себя Московским центром Карнеги, это наш бренд, но наш юридический  статус – это представительство «Фонда Карнеги за международный мир» в Российской Федерации. Наши сотрудники анализируют политические, экономические, общественные процессы в России, на пространстве бывшего Советского Союза, а также шире – в международных отношениях в целом. У нас в принципе нет заказчика, мы работаем по разрабатываемой нами самими программе и обладаем финансовой самостоятельностью: слово «фонд» в названии нашего института в оригинале называется endowment. Сейчас слово «эндаумент» входит в научно-образовательный обиход и в России.

Фонд Карнеги в основном живет на свои собственные средства (проценты от вклада Эндрю Карнеги), а те средства, которые привлекаются от различных благотворительных фондов, не связаны с конкретными заказами. Когда мы формируем нашу программу на очередной финансовый год, мы занимаемся свободным творчеством. Каждый из старших сотрудников сам решает, чем он или она будет заниматься в следующем году.

Я считаю, что у нас неплохая экспертиза по целому ряду направлений. Что касается Московского центра, то нас – я могу сказать об этом с гордостью – четыре года подряд Университет Пенсильвании ставил на первую строчку среди экспертных центров в России, на постсоветском пространстве и в Центральной и Восточной Европе – то есть в бывшем «социалистическом лагере». В 2013 году мы переместились на вторую строчку (должна же быть ротация), уступив известному польскому экономическому центру CASE.

Московский центр Карнеги четыре года подряд Университет Пенсильвании ставил на первую строчку среди экспертных центров в России, на постсоветском пространстве и в Центральной и Восточной Европе. 

У серьезных людей, причастных к выработке политики, есть понимание, что одной внутренней экспертизы мало. Все, что мы «производим», доступно любому пользователю Интернета – и при этом совершенно бесплатно. Мы часто не знаем, кто, где и что из наших материалов читает, но иногда получаем подтверждения того, что наши оценки, идеи и предложения находят серьезный и заинтересованный отклик. И это приятно.

У нас двуязычный – русский и английский – сайт, связанный с сайтами всех остальных наших центров – бейрутского, брюссельского, пекинского и вашингтонского. Публикуется на них все, что пишется и говорится нашими экспертами во всем мире: брифинги, комментарии, доклады, книги, дискуссии.  

Есть там и статьи, которые наши авторы публикуют в прессе – от «Нью-Йорк таймс» и «Форин полиси» до «Коммерсанта» и «Жэньминь жибао». Все абсолютно доступно для свободного использования: и студент, и президент – равноправные пользователи Интернета. В широком недискриминационном охвате и есть смысл нашей деятельности.

Мы не готовим какие-то секретные бумаги, у нас нет и самого понятия – «секретность». Наоборот, мы стремимся как можно больше выложить в Интернете, включая «Твиттер» и «Фейсбук». Я как-то беседовал с одним очень высокопоставленным в прошлом сотрудником российской президентской администрации, и он мне просто с ходу называл имена моих коллег, цитировал их выступления на семинарах. Я спросил: а откуда вы знаете? Вы же не были у нас? Ну, как же, сказал он, я захожу к вам на сайт, включаю аудиофайл и слушаю, что говорят ваши коллеги. Услышать такое было приятно.

читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).