будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Байкал Бурятия религия история науки
Май 17, 2025
Pro Science
Дыбовский Бенедикт

Дневник Дыбовского

Дневник Дыбовского
ps_19_01

Русское географическое общество, Институт географии имени В. Б. Сочавы СО РАН и издательство «Оттиск» (Иркутск) представляют книгу «Дневник Дыбовского. Сборник трудов» (составители А. Д. Калихман, Т. П. Калихман, перевод с польского А. Д. Калихман).

Польский врач и зоолог Бенедикт Дыбовский (1833–1930) внес значительный вклад в изучение Восточной Сибири. Сосланный за участие в Польском восстании 1863 года, он провел в Сибири тринадцать лет. За это время Дыбовский исследовал Прибайкалье, совершил поездки по реке Амур и к побережью Японского моря. Наиболее известными стали его исследования биологии и гидрологии озера Байкал. Он впервые измерил глубину Байкала в поперечном направлении от западного до восточного берега и описал множество видов ракообразных, опровергнув распространенное в те годы мнение о крайней бедности байкальской фауны. В 1928 году 95-летний Дыбовский был избран членом-корреспондентом АН СССР.

«Дневник доктора Бенедикта Дыбовского с 1862 по 1878 год», впервые полностью переведенный на русский язык, охватывает период с момента вступления Дыбовского в ряды повстанцев до окончания его жизни в Сибири. В книгу также вошли краткая автобиография Дыбовского и статья «Физико-географические исследования на Байкале».

Предлагаем прочитать фрагмент главы дневника Бенедикта Дыбовского «Пребывание в Дарасуне — первая зима. 1866 год».

В июле 1867 года Дашкевич призвал на помощь, чтобы выкосить долину, именуемую Дашкевичевой, покрытую прекрасной травой. Явилось немало желающих, косы и грабли были заранее приготовлены. Леон Домбровский, Годлевский, Рогуский, Вишневский, Малиновский, Высоцкий и другие собрались, как будто на маевку; Дашкевич приготовил обед и чай. После того как был выкошен значительный участок, косари сели у костра отдохнуть. Вдруг из-за горы послышался гром, что было предвестником надвигающейся грозы. В июле грозы часто случались в Дарасуне и становились основным препятствием для сенокоса, отличаясь при этом необычно сильными разрядами молний. Молнии сверкали почти без перерывов, полил поистине тропический дождь, после которого река вышла из берегов и разлилась по всей долине, пару раз наводнения являлись причиной утопления лошадей, пасшихся стреноженными, так погибла и лошадь Дашкевича, красивый Мигдалек с конопляной белой гривой и таким же хвостом, купленный для Леона.

И вот, услыхав далекий гром, удвоенный громким эхо, торопливо справились с обедом, запили его кирпичным чаем и собрались домой; но от грозы уйти не удалось, она с чрезвычайной мощью разразилась над нашей долиной, особенно в той части, где били минеральные источники; ослепительные вспышки сопровождались громовыми ударами, а сверху потоками лился дождь. Застигнутые этой бурей рассказывали о наблюдении необычных явлений, таких, например, как падающие с облаков огромные огненные шары, как молнии, ударявшие то в спину, то сбоку, и когда мышцы ног и рук сводили судороги, сопровождавшиеся сполохами и ударами, заставляя останавливаться, несмотря на сильное желание идти. Самой удивительной была слуховая галлюцинация Дашкевича; он остался в долине, укрываясь в стоявшем у него еще с прошлого года шалаше, но теперь с положенной сверху скошенной травой, составил косы, грабли, котлы и тому подобное, решив переждать грозу. Он переживал за своих друзей при каждом ударе молнии, страшно пугавшем его. Он сидел на земле в шалаше и думал, как он потом говорил, не надо ли помолиться в защиту своих друзей. Вдруг среди грохота от ударов молний услыхал громкий голос, произносивший слова: «Не волнуйся, ничего плохого с ними не произойдет». Сразу подумал, что это кто-то из коллег, поэтому громко спросил: «Кто там?» — а не получив ответа, пришел к выводу об услышанном голосе с неба. Тогда привстал на колени и горячо помолился с благодарностью за спасение своих спутников. С этого момента датировалось благочестие Дашкевича. С подобными слуховыми галлюцинациями у знакомых мне людей я сталкивался неоднократно, так, например, лютеранский пастор в Дерпте Бинеманн разговаривал с Господом Богом и слышал его голос, Константин Ельский разговаривал с Божьей Матерью, Корнелий Кунцевич, дерптский кальвинист, слышал небесный голос. Двое последних упомянутых сразу после перенесенной болезни тифа стали обладать такой слуховой галлюцинацией, а также и зрительной, которые могли даже произвольно вызывать при обращении с молитвой к данной небесной особе. Страх перед грозой присущ людям, хотя и животные не свободны от такого страха, заставляющего их терять сознание; табуны лошадей в Даурии проявляют норов, заставляющий их при ударе молнии останавливаться на месте даже без принуждения кнутом; они трясут головой и при каждом ударе молнии обращают глаз на всадника, отклоняя голову в сторону. Такое положение лошади и такие движения головой, свойственные им, заставили нас вспомнить истории так называемых святых о говорящих ослах и мулах, владевших человеческой речью.

Упомянутый факт, очень близкий к видениям Саула, ожесточенного преследователя христиан, наблюдавшийся нами в Даурии, был достойным и убедительным доказательством тесной связи верующих христиан с верующими ламаитами. Мог бы привести описание к данному факту с детальными свидетельствами, позволяющими хотя бы частично объяснить галлюцинации Дашкевича. Мы с Годлевским возвращались верхом из похода в Кыринские горы, невдалеке от Кыры, где смогли добыть экземпляры красноклювой горной галки (Fregilus), а всё происходило в 1872 году. Думал тогда, что это будет новая форма, отличная от формы европейской: Fregilus graculus Pall. Но всего за год до этого, а именно в 1871 году, ее описал английский ученый-орнитолог Суинхоу, форму под названием brachipus. Мы не знали об этом при рассмотрении добычи, но, сильно уставшие, торопились обратно в Кирпичную, где временно останавливались перед отъездом в Цурухайтуй в 1873 году. Проехав в июле почти полдня, заметили на горизонте в южном направлении темное облако, формировавшееся на южной стороне и обычно характеризовавшее надвигающуюся грозу, и, предвидя ее, стали высматривать убежище в долине, по которой ехали, рассмотрев большой балаган, покрытый сеном, стоявший в окружении тополей и берез. В спешке подъехали, в балагане и рядом никого не было, висящий кусок войлока в месте дверного проема был признаком отсутствия жильцов. Внутри лежали постели и одежда, указывавшие на то, что здесь были казаки, прибывшие косить луга. Несмотря на отсутствие хозяев, мы решили остаться; расседлали лошадей, напоили их, как принято здесь летом, и пустили стреноженных пастись; седла и упаковки занесли внутрь балагана и, опустив опять поднятый ранее войлок в проеме, легли спать; видимо, мы спали сном праведников, так как, проснувшись, обнаружили, что было уже четыре часа дня. Вышел и увидел следы сильного дождя, позвал Годлевского, мы восхитились грозой, которая обошлась без грома и не разбудила нас. Годлевский пошел искать лошадей, а я развел огонь в печке для приготовления чая и необходимости поесть перед дальнейшей дорогой. Небо было ясное, воздух теплый, тихо и безветренно. Когда мы оседлали лошадей, стали подходить хозяева балагана, оказавшиеся нашими знакомыми из Акши, рассказавшими нам о сильной грозе с молниями и частично с градом, на счастье редким, но с отдельными градинами размером с человеческий кулак. Нам было стыдно признаваться в своем летаргическом сне, который объяснялся нашей большой усталостью за время почти недельной поездки на лошадях. Молча слушали интересные истории; примерно в половине километра от того места, где стоял балаган, в сторону дороги, по которой мы должны были ехать, молнией убило бурятского ламу, возвращавшегося из-под Акши со скотом, частично не проданным иркутским купцам. Он ехал верхом, а рядом с ним ехали два бурятских пастуха — были уже недалеко от своих юрт, когда начали бить молнии, лошади встали, не желая двигаться дальше, внезапно с неба упал свет в образе гигантского человека прямо перед лошадью ламы, лошадь и он сам были убиты, был слышен голос, призывавший ламу на небеса. Одежда и его лицо, рука, в которой он держал две нити больших красных кораллов (майоран), были сожжены, а частью разбросаны и лежали вокруг тела. Были отправлены посыльные к уездному начальнику в Акшу и бурятскому духовенству в Агинскую степь. У трупа поставили охрану. Рассказчики были сильно взволнованы случившимся, признавая его чудом, верили всему тому, что им говорили буряты: в божественное послание в виде бьющей молнии, в голос с небес, призывавший убитого, и тому подобное. Мы уже здесь повторяли очевидное, как mutatis mutandis, в истории направлявшегося в Дамаск Саула, с основной разницей в том, что молния ударила очень близко к ламе, и он не только ослеп, но и был убит, а двое сопровождавших его пастухов выжили, не пострадал ни один бурят из находившихся неподалеку юрт. Бурятский Саул послал свою душу на небеса с помощью посланца, прибывшего в виде огненного великана, а остатки ламы, простые земные, считались священными и, согласно такой трактовке, должны были быть возведены высокие леса с платформой для размещения тела, и когда вороны и хищники съедят мягкие ткани, остальное положат в ящик и поместят в небольшую часовню, куда каждый год будет приходить процессия с ламским духовенством для того, чтобы просить святого о заступничестве перед небесными властями и о ниспослании благословения народу и его скоту. В таких молитвах принимают участие и православные, будучи убежденными, что Братский Бог — крепкий Бог, а Братская вера — крепкая вера. Прослушав рассказ, мы отправились в путь и, проезжая мимо бурятских юрт, сошли с лошадей, стреножили их, подойдя к телу, охраняемому двумя бурятами. Почтили святого снятием шапок, постояли над ним, лежавшим на спине с небольшим наклоном в правую сторону, с откинутой левой рукой, в которой, вероятно, он держал коралловые нити, полученные у торговцев в обмен на скот, у правой руки был трензель от уздечки, обе руки почернели, лицо черное, обгорели волосы и шапка, правая нога под лошадью, левая со стременем на боку лошади: вокруг тела были рассыпаны крупные кораллы. Всё, что мы увидели, соответствовало рассказам казаков. Ламаистские духовные власти и гражданские власти составили протоколы, свидетели дали показания обо всем увиденном и услышанном, и простой факт превращался в чудесную легенду о прибывшем новом святом, почти таком же значимом, как и прежний.

Дыбовский Бенедикт
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).