будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Греция античность археология история филология
Май 14, 2025
Pro Science
Корсун Артем

Эротическая эпиграмма с Родоса

Эротическая эпиграмма с Родоса
ps_dionysus
Свита Диониса. изображение на чернофигурном сосуде

«Любовь – это бремя, насылаемое злыми демонами», – утверждается в эпиграмме на остраконе, найденном на Родосе.

Остракон с этим текстом был обнаружен при раскопках центрального родосского кладбища среди других находок, таких как керамика и человеческие кости. Поскольку на многих предметах были следы огня, то археологи предположили, что эти предметы были захоронены или спрятаны на кладбище после стихийного бедствия, постигшего остров и последовавшего за ним пожара. Научная публикация всех остраконов должна появиться в 2014 году, но в настоящее время греческие археологи Анастасия Дрелиоси-Ираклеиду и Никос Литинас (университет Крита) опубликовали статью об этой эпиграмме в последнем номере ежегодника «Eulimene». Выход журнала задержался в связи с экономическими трудностями, постигшими Грецию. Полный текст статьи не попал в электронную копию журнала, выложенную на сайте журнала, но можно ознакомиться с обстоятельным обзором.

 
Остракон с эпиграммой

Палеографическое исследование позволяет датировать надпись концом III – началом II в. до н.э. Писец не использовал диакритические знаки и пользовался разговорным языком, характерным для Родоса того времени. Строки 1-10 надписи содержат два элегических двустишия, а строки 11-14 – один ямб и один неполный гекзаметр. Исследователи выдвинули две гипотезы относительно полного текста эпиграммы. Согласно первой из них, эпиграмма состояла из четырёх или более элегических двустиший, а гекзаметр третьего куплета и ямб четвёртого были опущены сознательно или по ошибке. По второй версии, эпиграмма состояла из трёх элегических двустиший, которые были дополнены двустишиями, написанными ямбом и гекзаметром. Также допустимо предположение, что текст эпиграммы был произвольно скомпонован писцом из двух или нескольких текстов.

Текст эпиграммы ни полностью, ни в виде отдельных двустиший не вошел в «Anthologia Graeca», что позволяет говорить, что перед исследователями совершенно оригинальное произведение, вполне вероятно, только что сочиненное неизвестным поэтом и уже переписанное набело, черновик которого был выброшен, как обычно мы поступаем с бумажными черновиками. С другой стороны, твердость формы букв не предполагает поэтического вдохновения во время написания, а скорее свидетельствует о том, что писец лишь копировал уже готовый авторский текст или компоновал его из нескольких известных ему источников.

Сюжет эпиграммы состоит в том, что Глюкера (вероятнее всего гетера с Самоса) попросила у неназванного божества (Адониса или Диониса) освобождения от своего нестерпимого желания, пообещав за это, положенную в этом случае жертву в храм, представлявшую собой рисунок изображающий «Παννυχις», ночной ритуал Элевсинских мистерий. Божество исполнило просьбу и, по всей видимости, уже получило вотивное подношение, но теперь просило от Глюкеры, чтобы она, сверх обещанного, всегда участвовала в ритуальной свите фиассе (θιασος), что должно было избавить от эротического желания некоего Папюлида.

Самосские гетеры пользовались популярностью в Греции, вполне возможно, потому что находились вдали от родного дома моряков. Имя или, возможно, прозвище Глюкера (сладостная) довольно часто встречалось у греческих гетер, одна из носительниц этого имени, жившая в небольшом беотийском городе Феспиях, подарила согражданам статую Эрота работы Праксителя. Поскольку в тексте мужчина упомянут по отчеству (Папюлид – сын Папюлоса, буквально «маленький Папюлос»), по всей видимости, он и был тем юношей, от любви к которому пыталась избавиться самосская гетера. Папюлос было довольно редким именем и встречается лишь однократно (надпись из византийской Вифинии), так что отчество могло быть более ярким обозначением этого человека, нежели его часто встречающееся имя. Причина, по которой божество просит гетеру участвовать в фиассе (свите Диониса) во время Дионисийских мистерий, непонятна и, возможно, как-то связана с обстоятельствами отношений Глюкеры и Папюлида. Удивительным исследователи считают и тот факт, что стихотворение о самосской гетере было обнаружено на Родосе.

Кроме того, что было написано в тексте, исследователи не нашли в нем никаких дополнительных обстоятельств, описывающих жизнь автора текста, Глюкеры и Папюлида (текст мог быть написан или скомпилирован по просьбе  Папюлида или Гликеры третьим лицом).

 
Бюст Асклепиада Самосского

Стилистический анализ эпиграммы указывает на то, что автор был достаточно хорошо знаком с поэзией, а обороты, использованные в эпиграмме, известны у таких современных автору поэтов как Посидипп и Каллимах Киренский, но сами эти обороты не могут указывать на то, что автором эпиграммы был кто-либо из них. Кроме того, использование метрической последовательности dddsd, в которой за спондеем следует диерезис (буколическая трема), почти запретно для эллинистической поэзии и однократно зафиксировано у Посидиппа и более ранних поэтов: Асклепиада Самосского (IV-III в. до н.э.) и Леонидиса Тарентского (III в. до н.э.). С другой стороны, определенные аналогии в речевых оборотах встречаются у поэтов более позднего времени – Мелеагра из Гадары (I в. до н.э.) и византийских поэтов Юлиана и Агафия. Упоминание о проживании гетеры Глюкеры на Самосе может служить и некоторой отсылкой к самосским эпиграмматистам Асклепиаду и Гедилу (начало III в. до н.э.).

Исследователи отмечают и другие особенности эпиграммы, сближающие ее с творчеством Асклепиада: аллитерации, словарь, одновременное сочетание архаических гомеровских оборотов и словотворчества на основе существующих поэтических клише. Кроме того, Асклепиад был известен тем, что написал эротическую эпиграмму самосской гетере. Ученые даже заметили, что слова в родосской эпиграмме находятся на том же метрическом месте строки, что и у Асклепиада. В пользу версии о том, что автором эпиграммы был Гедил, может служить то, что из имени Παπυλίδης можно сложить анаграмму Ηδιλυς.

Вместе с тем (во многом из-за использования запретной для поэтов того времени метрической последовательности) не исключена возможность, что эта эпиграмма была написана кем-то, принадлежавшим к кругу самосских поэтов, и была подражанием творчеству их более талантливого друга или даже пародией на его эпиграммы. Археологический контекст, в котором обнаружена эпиграмма, не позволяет прояснить, каким образом текст, написанный на Самосе, оказался на Родосе. Более того, почти вековой разрыв между временем Асклепиада и Гедила и временем написания текста эпиграммы на черепке вызывают вопросы у исследователей. Можно предполагать различные сценарии: эпиграммы самосских поэтов были привезены на Родос, а, затем, неизвестный родосец переписал их на остраконе, желая порадовать друзей новым стихом, или же родосец привез с Самоса новое стихотворение, или же он скомпилировал текст на основе уже известных ему стихотворений. Как обстояли дела в действительности, мы сможем узнать после публикации материалов раскопок этого сектора родосского кладбища.

Корсун Артем
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).