будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
литература филология Медленное чтение
Май 23, 2025
Pro Science
Рассел Генри

Главное в истории литературы

Главное в истории литературы
ps_glavnoe
Главное в истории литературы

Издательство «Манн, Иванов и Фербер» представляет книгу Генри Рассела «Главное в истории литературы» (перевод Юлии Змеевой).

Автор книги Генри Рассел устраивает читателю стремительную экскурсию по истории литературы и истории романа. А еще анализирует, как устроены основы романа, как они работают, какие используют приемы, темы и жанровые элементы. Книга станет бесценным компаньоном, проницательным помощником, способным подсказать, что и как читать, а также позволит окинуть роман свежим взглядом, восприняв его как молчаливый, невидимый компонент нашей связи с самим собой и с миром. Структура книги позволяет читателю легко перемещаться по основным темам, жанрам и литературным приемам и знакомиться с историей развития романа. В книге четыре раздела: «Жанры», «Произведения», «Приемы» и «Темы». Читать ее можно последовательно или отдельными секциями в любом порядке.

Предлагаем прочитать фрагмент из раздела «Приемы».

 

Место действия

Ключевые произведения: «Возвращение на родину» Томас Гарди • «Улисс» Джеймс Джойс • «Моллой» Сэмюэл Беккет • «Убить пересмешника» Харпер Ли • «Нью-Йоркская трилогия» Пол Остер

В большинстве романов события разворачиваются в конкретное время и в конкретном месте (примечательное исключение — «Моллой»); впрочем, мест действия может быть несколько и эпох тоже.

География некоторых произведений условна. К примеру, места, показанные в романе Кадзуо Исигуро «Художник зыбкого мира» (1986), не существуют в реальности, но ясно, что это Япония, и она описана очень реалистично. Читатели полагают, что в «Доме духов» Исабель Альенде действие происходит в Чили, но сама Альенде (чилийка) говорила, что это может быть любая латиноамериканская страна.

В «Возвращении на родину» Томас Гарди, вдохновляясь воспоминаниями о небольшом участке земли рядом с домом, где он вырос (в английском Дорсете), создал Эгдонскую пустошь — обширную незаселенную территорию, которая в его романе занимает большую часть графства и отражает мысли и чувства тех, кто живет на ней и проезжает мимо.

Иногда местность в романах описывается в таких мельчайших подробностях, что у людей возникает желание пройти по пути вымышленных персонажей. Это называется «литературный туризм». Есть экскурсии по Дублину «Улисса», туры в Монровилл (Алабама), послуживший прототипом Мейкомба из романа «Убить пересмешника», и пешие и автобусные экскурсии по Неаполю из «Моей гениальной подруги».

 

Нью-йоркская трилогия.
Пол Остер. Faber & Faber. 1987

Главное

Герой «Нью-йоркской трилогии» бродит по улицам Манхэттена по маршруту, который сначала кажется случайным, но если нанести его на карту, получится надпись The Tower of Babel — «Вавилонская башня». Поклонники постмодернистского детектива Пола Остера могут пройти тем же путем.

 

Ретроспектива

Ключевые произведения: «Великий Гэтсби» Фрэнсис Скотт Фицджеральд • «Над пропастью во ржи» Джером Дэвид Сэлинджер • «Убить пересмешника» Харпер Ли • «Игра в классики» Хулио Кортасар • «Сто лет одиночества» Габриэль Гарсиа Маркес

Повествование в романах часто бывает ретроспективным, и большую часть действия занимают воспоминания о прошлом.

Есть два вида ретроспективы. В субъективной прошлое описывается с точки зрения вспоминающего его персонажа, например, Бенджи в «Шуме и ярости» Уильяма Фолкнера. В объективной же сомнений в достоверности нет: в начале «Грозового перевала» Эмили Бронте сообщается, что главная героиня Кэтрин Эрншо мертва, а дальше описываются подробности ее жизни.

О том, что роман ретроспективен, обычно недвусмысленно говорится в самом начале. «Сто лет одиночества» начинается со слов: «Много лет спустя, перед самым расстрелом, полковник Аурелиано Буэндиа припомнит тот далекий день, когда…» (пер. М. Былинкиной). В первом предложении «Великого Гэтсби» Ник Каррауэй вспоминает: «В юные годы, когда я более внимательно воспринимал окружающий меня мир, <…> отец дал мне совет…» (пер. С. Алукард). А вот начало «Убить пересмешника»: «Незадолго до того, как моему брату Джиму исполнилось тринадцать, у него был сломан локоть» (пер. Н. Галь, Р. Облонской).

В «Бойне номер пять» повествование скачет между прошлым и настоящим; таким образом Курт Воннегут дает читателю почувствовать состояние героя, страдающего от посттравматического стрессового расстройства.

Главное

Игра в классики. Хулио Кортасар.
Editorial Sudamericana. 1963

В антиромане «Игра в классики» (1963) аргентинский писатель Хулио Кортасар (1914–1984) использует ретроспективу экстремально: он предлагает читателям прочесть все 155 глав романа по порядку, пропустить первые 99 «необязательных» или же прочесть их в порядке, который подскажет ключ, указанный во введении.

Образный язык

Ключевые произведения: «Прощай, оружие!» Эрнест Хемингуэй • «Мегрэ и тело без головы» Жорж Сименон • «Дом духов» Исабель Альенде • «Цирк уехал» Патрик Модиано • «Тень ветра» Карл Руис Сафон

Во всех романах присутствует образный язык — способ описания предметов, при котором автор приписывает им свойства людей или других предметов (речь идет о сравнении, метафорах, символах и других литературных тропах).

По мнению некоторых лингвистов, весь язык образный, поскольку отображает мысль, а не является ею. Тем не менее есть градация: одни произведения перенасыщены образами, а в других количество тропов минимальное.

В литературоведении принято считать, что длинные подробные описания характерны для прозы XIX века, а после 1900 года они постепенно сходили со сцены, но это излишнее обобщение. В XX веке в литературе в целом и в романе в частности два стиля развивались параллельно. В одном акцент делался на повествовании, а цветистые описания сводились к минимуму; его основоположником считается Эрнест Хемингуэй, а продолжателями — Пол Остер и Патрик Модиано.

В другом образов много, к тому же присутствуют описания визуальных впечатлений, звуков, вкусов и запахов. Особенно это характерно для магического реализма (но встречается и в других жанрах). Примеры — международные бестселлеры «Дом духов» Исабель Альенде и «Тень ветра» (2001) Карлоса Руиса Сафона (1964–2020).

Главное

В начале своей писательской карьеры Жорж Сименон отправил свои работы Колетт — знаменитой писательнице и редактору художественной литературы. «Твои работы слишком литературны», — сказала она. Тогда создатель Мегрэ вычеркнул из книг «все слова, единственной целью которых было произвести впечатление».

Пурпурная проза

Ключевые произведения: «Прощай, оружие!» Эрнест Хемингуэй • «Аваловара» Осман Линс • «Тоннель» Уильям Гэсс

Термин «пурпурная проза» пришел к нам из трактата Горация (65–8 гг. до н. э.) «О поэтическом искусстве» (ок. 19–18 гг. до н. э.). Гораций ссылается на древнеримскую практику чинить военную форму с помощью заплаток из пурпурной ткани, которая в те времена стоила очень дорого и считалась признаком достатка. Гораций не одобрял чрезмерного украшательства в одежде и поэзии, а многие критики не одобряют «пурпурных заплаток» в прозе.

Но не осуждайте с ходу все романы, где встречаются эпизоды пурпурной прозы. Разуму свойственно отклоняться от темы и переключаться на что-то еще, и не стоит упрекать писателей, учитывающих эту особенность сознания.

Есть еще одна проблема: скупость прозы, описывающей лишь самое необходимое, с течением времени может утомить читателя. Повести, написанные в таком стиле, иногда трудно воспринимать. Даже Хемингуэй, считающийся мастером минимализма, время от времени вставлял в свои произведения цветистые пассажи, причем вряд ли случайно — скорее всего, для разнообразия. Разнообразие лучше монотонности.

Как верно подметил автор романа-диалога «Южный ветер» (1917) Норманн Дуглас (1868–1952), «никто не станет есть одно и то же блюдо каждый день».

Главное

Некоторые писатели отвергали моду на стилистическую скупость конца XX века; среди них — бразильский автор Осман Линс (1924–1978), написавший роман «Аваловара» (Avalovara; 1973), и американец Уильям Гэсс (1924–2017) с его «Тоннелем» (1995). Пурпурная проза этих произведений, получивших престижные литературные премии, вызвала противоречивые отзывы критиков: одни хвалили их за красочность, другие ругали за чрезмерность.

Рассел Генри
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).