будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
архитектура история Городские путешествия Калужская область памятники архитектуры
Июль 1, 2025
Pro Science
Митрофанов Алексей

Городские путешествия. Вокзал для любителей выпить

Городские путешествия. Вокзал для любителей выпить
ps_kaluga_1_14296068942_976490c121_k
Железнодорожный вокзал Калуга-1. Источник: dmitry vetrov/Flickr

Статистика утверждает, что в современной России 1117 городов. Среди них и многомиллионные мегаполисы, и такие древние города, как Дербент, основанный в 438 году, и появившийся в 2010-х Иннополис, где пока живут менее девятисот человек. Но в каждом из российских городов любознательный путешественник найдет что-то достойное внимания. В рубрике «Городские путешествия» писатель и краевед Алексей Геннадиевич Митрофанов каждую неделю рассказывает о каком-нибудь интересном объекте в том или ином российском городе.

В Калуге два старых вокзала, хотя все уверены, что он один. Первый вокзал роскошный, двухэтажный, он стоит на большой площади, и им любуются приезжие. Второй находится в 350 метрах южнее, в нем расположен Электротехнический завод, и им сегодня не любуется никто. Хотя именно он на самом деле первый, то есть его выстроили раньше.

В 1874 году был запущен очередной участок Ряжско-Вяземской железной дороги. Он связал губернский город Калугу с двумя другими губернскими городами — Вязьмой и Тулой. Тогда же появился и вокзал. «Калужские губернские ведомости» сообщали: «Высокопреосвященный окропил святою водою вокзал, рельсовый путь и первый почтовый поезд, прибывший из Вязьмы, а затем отправившийся и в Тулу. Затем приглашенным лицам предложен был роскошный завтрак от Управления железной дороги в пассажирском зале 1-го класса».

Правда, писатель Глеб Успенский возмущался окружающей антисанитарией: «Из превосходного вагона железной дороги пассажир вылезает прямо в лужу грязи, грязи непроходимой, из которой никто не придет вас вынуть, потому что машина прошла в таком месте, где отроду не было ни народу, ни дорог».

А Ряжско-Вяземскую железную дорогу он иронично называл Московско-Индийской.

В 1902 году через Калугу прошла еще одна железная дорога — Московско-Киево-Воронежская. И, соответственно, построили еще один вокзал, гораздо лучше и вместительнее первого. А старый спустя некоторое время передали железнодорожным мастерским и начальному училищу для детей железнодорожников. Именно эти мастерские с годами превратились в Электротехнический завод.

По поводу же нового вокзала калужская губернская газета ликовала: «По размерам площади и высоте комнат, назначенных быть залами для пассажиров и станционного буфета, а также по величине окон мы можем сказать с уверенностью, что в воздухе и в естественном освещении недостатка не будет».

Железнодорожный вокзал Калуга-1 в начале XX века

Новый вокзал пришелся по душе. Калужский краевед Дмитрий Малинин писал в 1912 году: «Не успел еще зритель достаточно всмотреться в живописную картину, как уже мелькают вокзальные здания, и поезд останавливается у обширного двухэтажного вокзала. Это новый Калужский вокзал, построенный в начале XX в. Прежний же небольшой вокзал лежит за путями, против нового вокзала, и теперь в нем помещается несколько отделений железнодорожного училища. Новый вокзал представляет собою большое, обширное каменное на высоком фундаменте здание, со стороны подъезда скомпонованное в трех корпусах, расположенных в известной симметрии... Вокзал очень поместителен и вполне обслуживает надобности пассажиров».

Одно не нравилось Малинину: вокзал, построенный в стиле модерн, казался ему «вычурным».

А потом началась Первая мировая война. И калужский вокзал вошел в славу среди москвичей. Дело в том, что во всей стране ввели сухой закон, но в Калуге он действовал лишь частично. Во многих местах продавалось шестнадцатиградусное вино.

«Утро России» опубликовало фельетон: «Виноградное вино это теперь в Калуге в каждом углу можно достать, но пуще всего торгует станционный буфетчик. Где тут ходить по городу, разыскивать — высадился из вагона, и ладно. Пробки хлопают вроде как град по крыше. Истомились несчастные; сподобились».

Город «отца космонавтики» Константина Циолковского был в то время знаменит более приземленными вещами.

Митрофанов Алексей
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).