Продолжаем цикл материалов, посвященных реализации модели стимулирования спроса на инновации. В этом тексте эксперт в области стратегического и инвестиционного менеджмента Микаэл Горский разбирает государственные инициативы и программы поддержки спроса на инновации (по модели DDI - demand driven innovation policy) в России.
Курс на модернизацию был заявлен Президентом РФ Д.А. Медведевым в статье «Россия вперед» в сентябре 2009 года. Проблематика модернизации («курс на инновационное развитие экономики») с того момента многократно обсуждалась в рамках форумов, конференций и круглых столов с участием первых лиц государства, министров, губернаторов и других высоких чиновников.
Основные инициативы, связываемые с реализацией курса на модернизацию:
- начало создания «иннограда» Сколково (сегодня реализуется и в формате Фонда «Сколково», задачей которого является поддержка инновационных проектов, а также Университета СколТех, создаваемого в партнерстве с мировым лидером MIT);
- расширение мандата ГК Роснанотех (создана в 2007 году, позднее реорганизована в группу компаний)
- принятие новой стратегии ОАО «Российская Венчурная Компания», существенное расширение задач компании
- создание и регулярная работа Комиссии по модернизации и технологическому развитию при Президенте РФ
- включение «инновационной повестки» в работу всех государственных учреждений и организаций, включая региональные власти всех уровней
- создание специализированного Департамента инновационного развития в рамках Министерства экономического развития РФ
При разработке большинства основополагающих документов по реализации инновационного развития («Стратегия инновационного развития РФ», стратегии Сколково, Роснано, РВК) в основу был положен мировой опыт инновационного развития развитых стран и ведущих инновационных центров: США, Израиля, Франции (проект Антиполис), Финляндии (проекты ТЕКЕС). В результате свод принимаемых мер, в основном, соответствует логике supply side innovation model – развитию предложения инноваций, и включает много активностей по информационной поддержке начинающих предпринимателей, образовательной деятельности, формированию инфраструктуры поддержки инновационных проектов (от нанотехнологических центров, создаваемых Фондом инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО до сети технопарков и индустриальных парков, создаваемых в рамках программ Минсвязи, Минэкономики и региональных властей, например, Республики Татарстан).
Ряд участников государственных инициатив в области инновационного развития сформировали планы и программы содействия спросу на инновации – в соответствии с моделью demand driven innovation policy.
РВК
ОАО «Российская Венчурная Компания» среди основных направлений работы на 2011-2013 годы выделило работу по стимулированию спроса на инновационную продукцию в отдельную программу №5 «Стимулирование спроса на продукцию инновационных компаний».
Цели программы были определены как:
Программа состояла из трех инициатив:
В качестве механизмов реализации программы рассматривались следующие механизмы:
При пересмотре стратегии ОАО «РВК» на 2014-2016 годы программа стимулирования спроса на инновации была исключена.
РОСНАНО
В группе компаний «РОСНАНО» работа по реализации программ развития рынков, включая рынки сбыта инновационной (нанотехнологической) продукции, относится к сфере компетенции Фонда инфраструктурных и образовательных программ. Фонд создан на основании Федерального закона «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий» от 27.07.2010 №211-ФЗ. Целью деятельности Фонда является развитие инфраструктуры в сфере нанотехнологий, включая реализацию уже начатых РОСНАНО образовательных и инфраструктурных программ. Деятельность Фонда направлена на поддержку и развитие всех российских предприятий наноиндустрии, в том числе и не являющихся проектными компаниями РОСНАНО.
Стимулированием спроса на инновационную (нанотехнологическую) продукцию в рамках Фонда инфраструктурных и образовательных программ занимается Департамент программ стимулирования спроса (руководитель департамента – Александр Морозов).
Задача Департамента – в первую очередь в том, чтобы обеспечить устойчивый спрос именно на нанотехнологическую продукцию. Департамент является ключевым участником реализации бизнес-плана Группы Компаний Роснано по достижению объема реализации нанотехнологической продукции в России 900 миллиардов рублей к 2015 году. Важнейшим элементом деятельности Департамента в области стимулирования спроса на нанотехнологическую продукцию является разработка и реализация программ стимулирования спроса — постоянно функционирующих коммуникационных площадок производителей и потребителей нанотехнологической продукции для продвижения нанотехнологической продукции на отраслевых рынках и в системе государственного и муниципального заказа.
Отраслевые и региональные программы стимулирования спроса реализуются совместно с ключевыми отраслевыми потребителями, министерствами и ведомствами, субъектами Российской Федерации, производителями нанотехнологической продукции.
Приоритетными для реализации программ стимулирования спроса на нанотехнологическую продукцию являются отрасли и регионы с наибольшими объемами производимого регионального или отраслевого продукта. Из отраслевых рынков в 2013 году определены в качестве приоритетных газовая промышленность, автомобилестроение, железнодорожный транспорт, автодорожное строительство, трубопроводный транспорт, строительство, государственный резерв, связь, оборонно-промышленный комплекс. Из региональных рынков — Белгородская область, Калужская область, Красноярский край, Москва, Новосибирская область, Республика Татарстан, Рязанская область, Санкт-Петербург, Томская область, Ульяновская область, Чувашская Республика.
В результате проведенной Департаментом в 2012 году работы по стимулированию спроса были сформированы региональные и отраслевые рынки инновационной, в том числе нанотехнологической продукции и услуг в общем объеме более 57 млрд рублей.
Программы создания и развития рынков нанотехнологической продукции и услуг направлены на:
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕПАРТАМЕНТА
Региональный уровень
Отраслевой уровень
Федеральный уровень
Корпоративный уровень
ОСНОВНЫЕ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ИГРОКИ
Наибольшие возможности с точки зрения реализации концепции стимулирования спроса на инновации находятся у правительственных структур. Центром создания и воплощения инициатив по стимулированию спроса на инновации является Департамент инновационного развития в Министерстве Экономического Развития РФ (директор департамента – Артем Шадрин). Департамент инновационного развития (далее - Департамент) является структурным подразделением центрального аппарата Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Министерство), осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере разработки и реализации программ социально-экономического развития Российской Федерации, поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, а также в области контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в указанной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций - исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, нормативно-правовому регулированию вопросов, касающихся оказания государственных услуг в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для электронно-вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем, в том числе входящих в состав единой технологии, товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров.
На счету Департамента – подавляющее большинство всех инициатив в области стимулирования спроса на инновационную продукцию. По инициативе руководителя Департамента Артема Шадрина в 2013 году создана Рабочая группа «Содействие взаимодействию крупных компаний с малым и средним бизнесом» при Межведомственной комиссии по реализации стратегии инновационного развития РФ до 2020г. В рамках этой рабочей группы (руководитель рабочей группы – Артем Шадрин, заместитель руководителя – Александр Морозов) предполагается координировать работу всех вовлеченных участников процесса стимулирования спроса на инновационную продукцию.
ДРУГИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ИГРОКИ
Другие департаменты Министерства экономического развития, а именно Департамент развития контрактной системы (директор Департамент – М.Чемерисов), который отвечает за внедрение и доработку Закона о КС, а также Департамент развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции (директор Департамента – Н.Ларионова), разрабатывающий и управляющий программами поддержки малого и среднего бизнеса, которые зачастую являются смежными или комплиментарными к программам стимулирования спроса на инновационную продукцию.
Другие государственные органы:
- Министерство промышленности и торговли, в компетенцию которого входит формирование отраслевых прогнозов и планов отраслевого развития – материалов, фундаментально важных для реализации программ стимулирования спроса на инновационную продукцию (см. информационный материал по концепции DDI),
- Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), координирует деятельность по созданию национальных стандартов, утверждает национальные стандарты и ведет учет национальных стандартов, координирует создание технических регламентов и информирует приобретателей, изготовителей и продавцов по вопросам соблюдения требований технических регламентов
С 1го января 2014 года вступает в силу федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (общепринятое название – Закон о ФКС). Он сменит работающий сегодня закон № 94-ФЗ.
При разработке Закона о контрактной системе (разработка велась в 2012-13 годах) экспертами (например – при создании Стратегии-2020) выделялась необходимость заложить в Закон положения, позволяющие проводить закупки инновационной продукции бюджетными и государственными организациями.
По мнению большинства экспертов, основным препятствием к проведению государственных закупок инновационной продукции были положения закона 94-ФЗ, устанавливавшие в качестве главного критерия отбора наилучшего предложения цену поставляемого товара/услуги. В рамках закона о контрактной системе эта проблема частично устранена, добавлены другие значимые критерии: расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Включение в качестве критерия оценки качества заявки оценки уровня расходов на эксплуатацию закупаемой продукции открывает дорогу для отбора продукции с точки зрения оптимальной стоимости владения – это нововведение может радикально улучшить с ситуацию с закупкой инновационной продукции, ибо по этому параметру она должна превосходить традиционные решения.
Также законом о федеральной контрактной системе установлены повышенные (по сравнению с законом 94-ФЗ) требования к введению общественного контроля за процессом закупок. Можно полагать, что это тоже скажется благотворно на повышении госзакупок инновационной продукции.
Глубокий анализ влияния законодательства о контрактной системе на развитие закупки инновационной продукции ведется в специализированных изданиях.
26 мая 2013 года постановлением Правительства №867 была утверждена дорожная карта «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием».
Реализация мероприятий "дорожной карты" будет осуществляться с 2013 по 2018 год. Мероприятия "дорожной карты" распространяются только на заказчиков, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает 50 процентов.
Целями "дорожной карты" являются:
Дорожной картой определена цель по увеличению доли закупок инновационных товаров (работ, услуг) и научно- исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ у субъектов малого и среднего предпринимательства в общем ежегодном объеме закупок заказчиков – на 100% к 2015 году и на 300% (по сравнению с 2013) к 2018 году.
Мэрия Москвы (заявления делали как Мэр С.Собянин, так и его тогдашний заместитель по экономическому развитию, ныне - ректор Московской школы управления «Сколково» А.Шаронов) поставила себе задачу обеспечить долю инновационной продукции в госзакупках не менее 5 процентов из общего объема закупаемых городом товаров, работ и услуг на сумму около 600 миллиардов рублей.
Технологические платформы являются важным инструментом государственной научно-технической и инновационной политики. Они формируются на основе механизма частно-государственного партнерства для объединения усилий в области научно-технологического и инновационного развития российской экономики.
Под технологической платформой принято понимать коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества), совершенствование нормативно-правовой базы в области научно-технологического, инновационного развития.
Формирование и реализация технологических платформ направлены на решение следующих задач:
1) усиление влияния потребностей бизнеса и общества на реализацию важнейших направлений научно-технологического развития;
2) выявление новых научно-технологических возможностей модернизации существующих секторов и формирование новых секторов российской экономики;
3) определение принципиальных направлений совершенствования отраслевого регулирования для быстрого распространения перспективных технологий.
Сегодня сформировано 28 технологических платформ, покрывающих 10 отраслей:
Медицинские и био- технологии
1. Медицина будущего
2. Биоиндустрия и биоресурсы – Биотех 2030
3. Биоэнергетика
Информационно-коммуникационные технологии
4. Национальная программная платформа
5. Национальная суперкомпьютерная технологическая платформа
Фотоника
6. Инновационные лазерные, оптические и оптоэлектронные технологии - фотоника
7. Развитие российских светодиодных технологий
Авиакосмические технологии
8. Авиационная мобильность и авиационные технологии
9. Национальная космическая технологическая платформа
10. Национальная информационная спутниковая система
Ядерные и радиационные технологии
11. Замкнутый ядерный топливный цикл и реакторы на быстрых нейтронах
12. Управляемый термоядерный синтез
13. Радиационные технологии
Энергетика
14. Интеллектуальная энергетическая система России
15. Экологически чистая тепловая энергетика высокой эффективности
16. Перспективные технологии возобновляемой энергетики
17. Малая распределенная энергетика
Технологии транспорта
18. Применение инновационных технологий для повышения эффективности строительства, содержания и безопасности автомобильных и железных дорог
19. Высокоскоростной интеллектуальный железнодорожный транспорт
Технологии металлургии и новые материалы
20. Новые полимерные композиционные материалы и технологии
21. Материалы и технологии металлургии
Добыча природных ресурсов и нефтегазопереработка
22. Технологическая платформа твердых полезных ископаемых
23. Технологии добычи и использования углеводородов
24. Глубокая переработка углеводородных ресурсов
Электроника и машиностроение
25. Технологии мехатроники, встраиваемых систем управления, радиочастотной идентификации и роботостроение
26. СВЧ технологии
27. Освоение океана
28. Технологии экологического развития
В начале 2011 года поручением Президента России госкорпорации и компании с госучастием были обязаны разработать программы инновационного развития (ПИР), предусмотрев значительное расширение расходов на НИОКР. Чтобы сделать этот процесс максимально открытым, Президент другим своим поручением обязал госкомпании публиковать в открытом доступе паспорта ПИР (краткие версии ПИР плюс отчет о текущем положении дел), а также перечни инновационных проектов и направлений научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, планируемых к реализации в 2011–2020 годах.
Контроль реализации президентского поручения был возложен на Минэкономразвития, которое было уполномочено подготовить соответствующие рекомендации и методику формирования программ инновационного развития.
Перечень акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций, федеральных государственных унитарных предприятий, разрабатывающих программы инновационного развития
Группа 1 — компании, в отношении которых мониторинг разработки и реализации программ инновационного развития осуществляется Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям
№ | Наименование компании | Федеральный орган исполнительной власти или отраслевое ведомство |
1 | ||
2 | Мипромторг России | |
3 | Минэнерго России | |
4 | Открытое акционерное общество «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» | Минэнерго России |
5 | Минэнерго России | |
6 | Минэнерго России | |
7 | Минэнерго России | |
8 | Открытое акционерное общество «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть» | Минэнерго России |
9 | Открытое акционерное общество «РАО Энергетические системы Востока» | Минэнерго России |
10 | Открытое акционерное общество «Аэрофлот — российские авиалинии» | Минтранс России |
11 | Открытое акционерное общество «Объединенная авиастроительная корпорация» | Минпромторг России |
12 | Открытое акционерное общество «Современный коммерческий флот» («Совкомфлот») | Минтранс России |
13 | Минтранс России | |
14 | Минпромторг России | |
15 | Открытое акционерное общество «Объединенная судостроительная корпорация» | Минпромторг России |
16 | Открытое акционерное общество «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» | Минпромторг России |
17 | Открытое акционерное общество «Автоваз» | Минпромторг России |
18 | Роскосмос | |
19 | Открытое акционерное общество «Ракетно-космическая корпорация „Энергия“ имени СП. Королева» | Роскосмос |
20 | Роскосмос | |
21 | Минкомсвязь России | |
22 | Закрытое акционерное общество «Акционерная компания «Алроса» | Минфин России |
23 | Открытое акционерное общество «ИНТЕР РАО ЕЭС» | Минэнерго России |
24 | Открытое акционерное общество «Газпром нефть» | Минэнерго России |
25 | Открытое акционерное общество «Зарубежнефть» | Минэнерго России |
26 | Открытое акционерное общество «Московский институт теплотехники» | Минпромторг России |
27 | Открытое акционерное общество «Научно-производственная корпорация «Системы прецизионного приборостроения» | Минпромторг России |
28 | Открытое акционерное общество «КАМАЗ» | Минпромторг России |
29 | Открытое акционерное общество «Российская корпорация ракетно-космического приборостроения и информационных систем» | Роскосмос |
30 | ФГУП «Государственный научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс» | Роскосмос |
31 | Открытое акционерное общество «Производственное объединение «Кристалл» | Минпромторг России |
32 | Открытое акционерное общество «НПО Энергомаш имени академика В. П. Глушко» | Роскосмос |
33 | Открытое акционерное общество «Информационные спутниковые системы имени академика М. Ф. Решетнева» | Роскосмос |
Группа 2 — компании, в отношении которых мониторинг разработки и реализации программ инновационного развития реализуется федеральными органами исполнительной власти
№ | Наименование компании | Федеральный орган исполнительной власти или отраслевое ведомство |
1 | Минпромторг России | |
2 | Минпромторг России | |
3 | Открытое акционерное общество «Концерн «Морское подводное оружие — Гидроприбор» | Минпромторг России |
4 | Открытое акционерное общество «Центр технологии судостроения и судоремонта» | Минпромторг России |
5 | Открытое акционерное общество "Концерн «Научно-производственное объединение «Аврора» | Минпромторг России |
6 | Минпромторг России | |
7 | Минпромторг России | |
8 | Открытое акционерное общество «Концерн «Моринформсистема — Агат» | Минпромторг России |
9 | Минпромторг России | |
10 | Открытое акционерное общество «Концерн «Гранит-Электрон» | Минпромторг России |
11 | Открытое акционерное общество «Приокский завод цветных металлов» | Минпромторг России |
12 | Открытое акционерное общество «Новороссийский морской торговый порт» | Минтранс России |
13 | Открытое акционерное общество «Мурманский морской торговый порт» | Минтранс России |
14 | Минтранс России | |
15 | Минтранс России | |
16 | Минтранс России | |
17 | Открытое акционерное общество «Международный аэропорт Шереметьево» | Минтранс России |
18 | Открытое акционерное общество «Системный оператор Единой энергетической системы» | Минэнерго России |
19 | Иркутское открытое акционерное общество энергетики и электрификации | Минэнерго России |
20 | Минкомсвязь России | |
21 | Минкомсвязь России | |
22 | Минкомсвязь России | |
23 | ФГУП «Научно-производственное объединение по медицинским иммунобиологическим препаратам «Микроген» | Минздравсоцразвития России |
24 | Минобороны России | |
25 | Открытое акционерное общество «Объединенная промышленная корпорация «Оборонпром» | Минпромторг России |
26 | Открытое акционерное общество «Государственный ракетный центр имени академика В. П. Макеева» | Роскосмос |
27 |
Программы инновационного развития можно рассматривать как отраслевые и корпоративные технологические прогнозы, а также четкие дорожные карты потребностей государственных компаний и компаний с госучастием в инновационной продукции.
Материалы официальных сайтов www.rusventure.ru; www.rusnano.com; www.economy.gov.ru.
Архив автора.