будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
бизнес интернет экономика Медленное чтение
Май 13, 2025
Pro Science
Мин Цзэн

Как Alibaba использует искусственный интеллект в бизнесе

Как Alibaba использует искусственный интеллект в бизнесе
ps_kak_alibaba_ispolzuet_iskusstvennyj_intellekt
Как Alibaba использует искусственный интеллект в бизнесе

Издательство «Альпина Паблишер» представляет книгу Цзэна Мина «Как Alibaba использует искусственный интеллект в бизнесе. Сетевое взаимодействие и анализ данных» (перевод Кирилла Батыгина).

Сегодня Alibaba — коммерческая экосистема с миллионами участников, которая обслуживает миллиард человек и входит в десятку крупнейших мировых брендов. Руководители китайского гиганта убеждены: развитие цифровой экономики лежит на плечах платформ, которые открывают людям доступ к неограниченным возможностям мирового рынка. И ключом к этому развитию является «умный бизнес», который способен обслуживать множество клиентов в реальном времени, удовлетворять индивидуальные потребности и постоянно развиваться. В книге Цзэна Мина, много лет работавшего начальником штаба и стратегическим советником Джека Ма в Alibaba Group, рассмотрены особенности «умного бизнеса», важнейшей из которых является способность «плести сеть» — то есть создавать возможности для быстрого, дешевого и эффективного сетевого взаимодействия людей и бизнесов. Он оценивает перспективы изменения традиционных бизнес-моделей, описывает организационные преобразования, которые предстоят рынку, и анализирует новейшие тренды онлайн- и мобильной коммерции.

Предлагаем прочитать фрагмент книги.

 

«Интернет×»: реорганизация традиционных отраслей

В настоящее время многие любят говорить об «Интернет+» как о наложении традиционных компаний и интернета друг на друга, однако поистине революционная модель — умножение, а не сложение. Именно в умножении скрываются абсолютно новые элементы ДНК и модель бизнеса, а не в использовании новых методов для решения старых проблем. Период получения дивидендов от интернета уже приближается к своему концу, и во втором раунде нас ожидает структурная модернизация за счет широкого применения таких технологий, как облачные вычисления, большие данные и машинное обучение. Эти технологии окажут на бизнес такое же историческое влияние, как когда-то электричество.

В настоящее время еще пока не появилось компаний, работающих в логике «Интернет×», поскольку большинство людей сейчас всё еще занимается модернизацией (сложение), а не преобразованием и реконструкцией (умножение). Традиционные подходы и методика интернета предполагают преодоление цикла, а не простое наложение. Для накопления необходимой энергии здесь нужно, чтобы прошло определенное время.

«Интернет+»: не дополнение, а синтез

По мере ускоренного развития интернета всё более неотложной задачей является приспособление традиционных отраслей к изменениям. История развития отдельной компании — история перемен в технологиях и инструментах. Рассматривая воздействие интернета на традиционные отрасли — переход от офлайна к онлайну, от человеческого интеллекта к ИИ, от непрозрачности к прозрачности и т. д., — мы понимаем, что интернет толкнул традиционные компании на дорогу самоустранения, с которой им уже не сойти.

Интернет и традиционные отрасли всегда связывали крайне деликатные отношения: с одной стороны, подъем значимости интернета стал огромным толчком для развития традиционных отраслей (так, формирование Taobao позволило многим традиционным ритейлерам преодолеть существовавшие у них трудности); с другой стороны, по мере постепенного усиления давления со стороны интернета традиционные отрасли теряют возможность задирать нос, они принимают интернет и пытаются на основе связанных с этой сферой новых веяний ухватиться за шансы для развития (так, формирование интернет-финансов форсировало ускоренные инновации и перепрофилирование традиционных банков).

Это две стороны одного явления. Многие люди недоумевают: если между интернетом и традиционными отраслями происходит игра без победителей, то, может быть, есть какой-то третий, незаметный путь, который позволит обеим сторонам сплотиться и получать взаимный выигрыш?

В 2015 г. в Китае популярность приобрела концепция «Интернет+». Мы видели, как традиционные компании проводили различные эксперименты с интернетом: создавали собственные сайты и ПО для прямых продаж, осуществляли продажи через Taobao, Tmall, JD.com, VIPshop и иные платформы электронной коммерции, различными средствами выводили свои системы онлайн, популяризировали свои бренды и формировали сообщества в таких социальных сетях, как Weibo и WeChat, перенаправляли значительную часть своей рекламы в онлайн-каналы, некоторые смелые компании даже начали внутри своей структуры формировать небольшие команды, которым они давали большую автономию в целях повышения скорости реакции на изменения рынка…

Вне всяких сомнений, эти усилия заслуживают нашего уважения, да они и принесли определенные плоды, однако они ничуть не ослабили тревогу традиционных компаний перед наступлением сетевой эпохи.

В чем же заключается проблема?

В первую очередь в самом «Интернет+». Это попытка рассматривать интернет в качестве инструмента и метода для повышения эффективности отдельных звеньев или частей изначальной системы. Цель здесь — оптимизация, а не реконструкция моделей. Однако в наше время методология интернета куда важнее, чем отдельные методы. Действительно необходимым представляется изменение отношений между компаниями и пользователями. В обновлении нуждается весь процесс создания ценностей, а не только его отдельные элементы.

Все эти частичные усилия направлены на повышение показателей уже существующей системы управления компаниями, что ограничивает эффект от инструментов интернета. Онлайн-продажи, онлайн-услуги, онлайн-реклама, онлайн-маркетинг — всё это, если не осуществляется органичное соединение с концептом «приоритета предложения», если нет формирования спроса через устойчивое взаимодействие и если за счет спроса не продвигаются по цепной реакции дизайн, закупки и производство, не может само по себе сформировать максимально возможное взаимодействие пользователей с продукцией и оборачивается бессилием новых компаний.

Во-вторых, традиционные компании еще не осознали, что интернет является не только простым связующим элементом на пути к пользователям. Сама природа интернета заключается во взаимодействии, которое стимулируется данными. «Интернет+» передает лишь форму связи, но не «дух» данных и алгоритмов. Это сравнимо с поездкой по автомобильному шоссе на конной повозке. Ограниченность модели здесь сразу же бросается в глаза.

Самое глубокое замечание в данном контексте заключается в том, что слияние интернета и традиционных отраслей представляет собой растянутый мучительный процесс, который предполагает слом и деконструкцию от когнитивного до организационного уровня. К тому же этот процесс связан с неопределенностью. Участники «Интернет+» не готовы к этому.

С моей точки зрения, «Интернет+» позволил поднять на беспрецедентный уровень связи между интернетом и традиционными отраслями, однако эти отношения не должны представлять собой простое наложение, это должно быть высококачественное слияние с экосистемой; это не должны быть замена и подрыв, но оптимизация и модернизация. «Интернет+» должен использовать сетевые платформы и информационно-коммуникационные технологии, чтобы связывать вместе интернет и различные отрасли, в том числе традиционные, и чтобы формировать новые экосистемы. Проще говоря, «Интернет+» должен не провоцировать переворот в традиционных отраслях, а посредством слияния с ними создавать эффект «1+1 > 2». Если получится реализовать это, то мы будем говорить не о простом сложении, а об умножении. Именно поэтому я, собственно, и предлагаю новый концепт — «Интернет×».

В будущем интернет в качестве отдельной отрасли, возможно, исчезнет из жизни людей в силу сильной интеграции с традиционными отраслями. Все профессии и сферы, возможно, будут нести на себе клеймо интернета. К тому времени границы между интернетом и традиционными отраслями станут в высшей степени размытыми.

Уже сформировалась экосистема для новых отраслей, а традиционные отрасли либо осуществляют оптимизацию и модернизацию, либо выбывают из игры. Вне всяких сомнений, в рамках этого процесса отдельные традиционные компании ждет именно полноценный головокружительный крах, оставшиеся же компании станут лишь сильнее.

«Интернет×»: первый шаг в новую эпоху

Хотя концепция «Интернет+» в высшей степени привлекательна, проблема заключается в том, что до настоящего момента нет ни одного общепризнанного успешного примера этого явления. После глубоких размышлений и обсуждений я пришел к выводу, что проблемы связаны с принципиальной недостаточностью «Интернет+». Для обеспечения мощного эффекта необходим не только «Интернет+». Нам еще сильнее нужен «Интернет×».

Процесс еще только-только начался. В реальном мире мы можем наблюдать лишь отдельные фрагментированные прототипы и наброски: например, ИИ-преподаватели английского языка на Liulishuo позволяют обеспечивать индивидуализацию обучения и создают возможности для оплаты услуг в сфере изучения иностранных языков по результатам; модели-инфлюенсеры реализуют взаимодействие с пользователями, выявление спроса на основе контента и гибкость производства, что снижает необходимость держать запасы продукции…

Соединение интернета и традиционных отраслей как отдельный когнитивный идеал представляется материалистической реакцией. На основе достаточно простых интернет-средств, например, интернет- дистрибуции и распространения в Weibo, достигаются заметные конкурентные преимущества. Если мы проведем крайне поверхностную классификацию, то выявим, что те дивиденды, о которых идет речь в данном случае, зачастую являются краткосрочными выгодами, которые приносит с собой «Интернет+». Если мы на самом деле собираемся использовать интернет для модернизации отдельной эпохи, то следует прибегать к умножению — за счет сетевого взаимодействия и анализа данных обеспечивать завершение деконструкции и реконструкции с помощью этой ДНК традиционных отраслей. Этот процесс генетической модификации представляет собой химическую реакцию, которая скрывает в себе крайне сложные вызовы.

Почему за последние несколько лет всеобщее признание получили всевозможные концепции новой розничной торговли, новых финансов, нового производства и т. д.? Все просто: с одной стороны, в отдельных отраслях доля продаж через интернет уже превышает 50 %, прошло время легких дивидендов от интернета, интернет-средства уже не дают прежних результатов; с другой стороны, традиционная розничная торговля уже давно истощила свой потенциал и сталкивается со значительными экзистенциальными проблемами, и единственный выход из тупика — дальнейшие инновации.

История дала нам яркие примеры того, что крупные технологические революции (например, изобретение электричества) зачастую проходят в своем развитии два этапа.

Первый этап предполагает значительное развитие самих технологий и сфер их прямого использования. Так, в 1893–1915 гг. генераторы, электростанции, электросети, электролампы и иные аналогичные продукты получили быстрое развитие. Всем известная компания General Electric является образцовым предприятием этого времени. Электрическая революция не только повлияла на жизнь человечества, но и в значительной мере преобразовала мышление и способ существования людей.

Второй этап строится на постепенном совершенствовании технологий и начале их внедрения во все аспекты жизни общества. Технологии становятся общераспространенной инфраструктурой и полномасштабно меняют структуру традиционных отраслей. Например, внедрение электричества выступает в качестве знакового события выхода на второй этап, а создание первого сложного электрического конвейера на предприятии Ford сделало последнее знаковой компанией, порожденной на этом этапе.

Исходя из этого, я полагаю, что вторым этапом для интернета станет использование стимулированных его возникновением крупных технологических инноваций для тотального переустройства процессов в традиционных отраслях. Вне всяких сомнений, это потребует больших усилий. Здесь мы увидим в действии «тигель для изготовления эликсира бессмертия» в лице «Интернет×». Компании, которые в силах выдержать изменения, должны будут осуществить повторное слияние своей отрасли с интернетом и спровоцировать реальную химическую реакцию. Только так мы сможем создать будущее, превосходящее силу нашего воображения. Хотя в настоящее время нет хороших примеров успешной реализации компаниями «Интернет×», однако отдельные наблюдения уже наводят нас на соответствующие размышления.

Во-первых, в эпоху великих перемен в связи со стратегией «наката трех волн» выбор становится всё более затруднительным. Мы ранее уже рассказывали об этих «трех волнах» — моделях 1.0, 2.0 и 3.0. Учитывая всё сказанное нами, мы можем сделать вывод о том, что в целом 1.0 следует рассматривать как модернизацию традиционных отраслей (например, шансы, которые формируются за счет совершенствования потребления); 2.0 в значительной мере представляет собой интернетизацию — использование отдельного инструментария интернета для повышения эффективности. Во многих отраслях интернетизация еще только-только началась и еще продолжительное время будет приносить свои плоды. Даже в отраслях с высокой степенью интернетизации, например, в сфере производства женской одежды, этот процесс еще только начал затрагивать отдельные звенья, в частности, это касается производства.

Что касается модели 3.0, то она предполагает реконструкцию на основе интернет-платформ с помощью сетевого взаимодействия и анализа данных. Конечно же, третья волна является выбором будущего, однако в отсутствие накопленной за первую и вторую волну энергетики третья волна не имела бы места. В то же время если мы позволим себе концентрировать внимание лишь на первых двух волнах, то к моменту наката решающей третьей волны вы, возможно, обнаружите себя не на передовой линии, а может так оказаться, что даже и без возможности выйти на конкурентное поле боя. Поэтому конкуренция эпохи больших перемен выдвигает высочайшие требования к ожиданиям, стратегиям и тактике предпринимателей. Только имея соответствующие «Интернет×» возможности, предприниматели могут рассчитывать на ускоренную эволюцию в рамках итерации.

Во-вторых, я надеюсь, что все мои читатели осознали, что в области интернета нет такого понятия, как «идеальная команда». Я имел возможность познакомиться со множеством отраслевых лидеров, которые продвигали курс на интернет. Они все очень надеялись окружить себя знатоками интернета, которые помогли бы им во всем, что касается интернета, однако, к сожалению, я практически не видел среди этих людей лидеров поистине успешных компаний. С одной стороны, если вы сами не разбираетесь в интернете, то вам тяжело подобрать подходящего «интернет- эксперта». С другой стороны, на втором этапе развития интернета успешный опыт первого этапа необязательно будет применим. Мастерство в объединении сущности интернета и отдельной отрасли — сама по себе инновационная область, в которой еще нет сведущих людей. Поэтому сейчас при выборе кадров самое важное — проверить их способность учиться и проводить инновации, а не наличие опыта. Вполне возможно, что чем лучше ваши специалисты себя проявили в первом раунде развития интернета, тем менее применимыми будут их сильные стороны на следующем этапе. Наоборот, привлечение молодых людей, которые имеют определенный опыт в интернете, продемонстрировали себя хорошо во время обучения, готовы выполнять сначала простую работу и разделяют общие идеалы, будет более верным путем к успеху, чем приглашение к сотрудничеству так называемых знатоков.

В-третьих, крайне тяжело стимулировать бизнес с «Интернет×» посредством вливаний капитала. Бизнес здесь должен пройти достаточно продолжительный инкубационный период. За прошедшие несколько лет успех таких бизнесов, как Meituan, Didi, байкшеринг и пауэрбанки совместного пользования, во многом зависел от быстрых инвестиций и значительных вложений капитала. Однако начавшийся с 2018 г. спад в области байкшеринга и провал финансирования P2P (Peer-to-Peer) продемонстрировали, что простые технологические модели в совокупности с грубыми управленческими решениями не составляют наше будущее. Alibaba и Tencent на самом деле прошли тяжелый инкубационный период, который продолжался пять-шесть и даже больше лет, чтобы накопить за это время необходимый опыт. Бизнес этого витка «Интернет×» нуждается в достаточно продолжительном и тяжелом инкубационном периоде. Денег недостаточно, чтобы стимулировать его, и новым предпринимателям следует проявлять терпение.

«Интернет×» и «накат трех волн» как отдельные концепции демонстрируют нам определенную историю. В тот момент, когда все колеблются, сможете ли вы сохранить присутствие духа? Принятые именно в такой момент решения, скорее всего, и определят новое поколение бизнес-лидеров на ближайшие десять лет. Сейчас очень много человек держатся в тени BAT (Baidu, Alibaba, Tencent), полагая, что в области интернета уже нет возможностей для бизнеса. В действительности если мы возьмем любую из обсуждавшихся здесь концепций и инкорпорируем ее в отдельную традиционную отрасль, то можно ожидать возникновения химической реакции, которая принесет значительные ценности.

«Интернет×» позволит создать новую эпоху, и это огромная возможность для всей экономики Китая на фоне модернизации интернета и продвижения информационной эпохи. Весьма вероятно, что эта ситуация приведет к созданию новой группы отраслевых лидеров. Условие лидерства здесь — ваша искренняя уверенность и вера в эту новую эпоху.

Мин Цзэн
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).