будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
право следствие социология Следственный комитет Реформа милиции/полиции
Май 15, 2025
Pro Science
Руссо Максим

Какими должны стать правоохранительные органы в России

Какими должны стать правоохранительные органы в России
ps_themis
Фемида. Источник: Rae Allen/Flickr.com

28 ноября в рамках проекта «Публичные лекции Полит.ру» состоялась лекция Марии Сергеевны Шклярук – магистра права Гамбургского университета, кандидата экономических наук, научного сотрудника Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге. Тема лекции «Правоохранительная система России: от изучения к реформе».

Ранее в лекциях Полит.ру уже рассказывалось об исследованиях, которые проводит Институт проблем правоприменения (ИПП). В июне 2012 года Мария Шклярук рассказала об уголовном следствии, а недавно, в сентябре 2013 года, научный руководитель ИПП Вадим Волков выступил с лекцией об эмпирическом исследовании судов общей юрисдикции. В нынешней же лекции речь шла о рекомендациях по реформе правоохранительных органов России, которые сформулировали ученые Института.

Эти рекомендации были созданы на основе масштабного исследования, которое заняло больше трех лет. Материалом для него стали более сотни интервью с судьями и работниками следственных органов, базы данных судебных решений, судебная статистика, данные социологических опросов, нормативные документы. Опираясь на все эти виды источников, исследователи описали работу органов следствия и судов в целом. Исследование охватывало работу прокуратуры, следственного комитета и следственных органов МВД, то есть все организации, выполняющие в России функции следствия по уголовным делам, за исключением следователей ФСБ и Госнаркоконтроля. Фактически была изучена работа органов, расследующих более 90 процентов уголовных дел в стране.

Мария Шклярук привела статистические данные о следствии по уголовным делам в России. Из них видно, что лишь примерно половина обращений в органы внутренних дел в итоге были зарегистрированы как сообщения о преступлениях, а из зарегистрированных сообщений лишь в 1/6 части случаев возбудили уголовное дело. Из возбужденных уголовных дел около 40% было передано в суд (данные на 2012 год). Если же посмотреть статистику по годам, то становится заметно, что число обращений граждан в полицию год от года растет, а число возбуждаемых уголовных дел – наоборот падает.

В результате своей работы исследователи пришли к выводу, что причина постоянного ухудшения работы правоохранительных органов в России – не плохие кадры и не недостаточных контроль, как это принято считать, а влияние сложившейся организационной системы. Сложившаяся система сама по себе влияет на отбор кадров: ведь в ней остаются работать именно те, кто согласен работать так, как это предполагает система. Исследователи выделили ряд общих проблем, которые свойственны в России всем органам, занимающимся следствием. Среди этих проблем централизация и совпадение зон ответственности, конфликт территориальной и штабной организации, высокая численность управляющего аппарата, дефицит внешнего контроля и обратной связи, избыточность бюрократических процедур, а также системы оценки и управления, основанные на статистических показателях. Мария Шклярук показала, как эти свойства системы приводят к постоянному разрастанию управленческого аппарата. Особенно наглядно это демонстрирует Следственный комитет. Эта структура создана в 2011 году, но за два года в ее составе доля управляющего аппарата доросла до 55 процентов.

Конфликт территориальной и штабной организации состоит в том, что каждый сотрудник не только подчинен своему начальнику в территориальном органе, но и также должен отчитываться перед теми, кто курирует его сферу на региональном уровне: участковый перед управлением, которое контролирует участковых, начальник отдела по расследованию убийств – перед теми, кто занимается расследованием убийств на региональной уровне и так далее. Это, помимо необходимости учитывать иногда конфликтующие интересы, влечет еще большее увеличение отчетной документации.

Системы оценки, основанные на статистических показателях, приводят к стремлению любой ценой добиться, чтобы эти показатели были не ниже, чем «за аналогичный период предыдущего года», а отрицательные показатели (например, оправдание в суде – отрицательный показатель при оценке работы следствия) вовсе избегаются любой ценой. В результате шанс быть оправданным у подсудимого становится всё ниже и ниже. Появившаяся в последнее время практика, когда компенсацию, которую на законных основаниях требует человек, оправданный по уголовному делу, государство взыскивает со следователя, еще больше усугубило проблему. Теперь перед следователем два пути: или любой ценой доводить дело до приговора суда, или вообще не открывать дело, если перспективы его успеха хоть сколько-то сомнительны. Первый путь влечет возможно осуждение невиновных, второй – увеличение числа безнаказанных преступлений. Раскрываемость как главный показатель при оценке работы как раз и вызывает описанный выше эффект: люди обращаются в полицию чаще, а уголовных дел возбуждается всё меньше и меньше. Более того, из-за этого следователи с куда большей охотой заводят дела по тем видам преступлений, по которым легче получить быстрый и верный результат, а открытия дел по сложным преступлениям избегают.

Фактически, как бы парадоксально это ни звучало, решение о приговоре принимает следователь в момент, когда он решает возбуждать ли уголовное дело или нет. Все прочие стадии уголовного процесса превращаются в фикцию, так как и органы ОВД, и следственный комитет, и прокуратура включены в систему отчетности по статистическим показателям, и все их работники нацелены на то, чтобы эта отчетность была положительной.

Основываясь на данных своего исследования, а также на опыте реформ полиции в странах Восточной Европы, ученые подготовили предложения, что нужно сделать, чтобы российские правоохранительные органы работали лучше. Одно из самых важных предложений – изменять организацию и систему стимулов, а не отдельных сотрудников. Идея уволить всех «плохих полицейских» и набрать вместо них «хороших полицейских» не сработает без изменения системы. Система сама отбирает и формирует тех, кто в ней работает. Необходимы и сокращения аппарата, но и тут сокращать нужно не общую численность работников, а ненужные функции. Заключительная часть лекции была посвящена более подробному разбору проекта этой реформы.

Руссо Максим
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).