будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
история искусства
Март 31, 2018
Pro Science
Руссо Максим

Каналетто в Абердине

Каналетто в Абердине
John-Gash-with-Canaletto
Джон Гэш с картиной Каналетто. Источник: University of Aberdeen

Картина, которая уже более полутора веков хранится в Абердинском университете, недавно была признана подлинной работой знаменитого итальянского пейзажиста Джованни Антонио Каналя, известного под именем Каналетто (1697 – 1768).

Картина представляет собой каприччио – пейзаж с вымышленным архитектурным сооружением. Подобный жанр был популярен в пейзажной живописи в XVII – XVIII веках. На полотне изображены руины античного здания, на которых построен крестьянский дом. В древнем сооружении встроены два фонтана, которые, однако, до сих пор действуют, и женщины используют их для стирки белья.

В стороне слева виднеется постройка в форме пирамиды – здесь художник изобразил реальное римское сооружение, пирамиду Гая Цестия Эпулона. Она была возведена в I веке до н. э. , а в 271 – 275 годах, когда по велению императора Аврелиана Рим был окружен новым кольцом стен, была встроена в стену в качестве бастиона. В средние века пирамида Цестия считалась гробницей Рема, тогда как существовавшую до 1499 году пирамиду близ храма святого Петра считали гробницей Ромула. В 1660-х годах во время раскопок, начатых римским папой Александром VII, были найдены вход во внутренний склеп пирамиды и надписи на камни, свидетельствовавшие, что там был похоронен Цестий, а пирамиду возвели по его завещанию. Пирамида Цестия изображена на нескольких картинах Каналетто.

Долгое время считали, что эта картина принадлежит кому-то из учеников или последователей Каналетто, но теперь ее атрибутировали как принадлежащую самому художнику. К такому выводу пришли профессор истории искусств Абердинского университета Джон Гэш и ведущий специалист по наследию этого художника Чарльз Беддингтон. Свои выводы они изложили в Burlington Magazine – авторитетном журнале по изобразительному искусству. «По технике и стилю, а также по языку форм и композии ясно видно, что это собственная работа Каналетто самого высокого качества», – говорит Джон Гэш. Известны три других архитектурных фантазии кисти Каналетто, где изображены сходные постройки. Хотя на картине нет подписи художника, он оставил своеобразный знак – в центре руин храма на стене есть барельеф в виде круга, в котором изображен его герб.

В Абердинском университете картина оказался по завещанию врача Александра Хендерсона, умершего в своем имении в окрестностях Абердина в 1863 году. Он учился в Абердине, в колледже Маришаль и получил диплом доктора медицины в 1803 году. Спустя некоторое время он переехал в Лондон. Известность Хендерсон получил в 1814 году, когда разоблачил мошенничество Анны Мур, женщины, которая утверждала, что ничего не ела с 1807 по 1813 год. Вскоре он оставил занятия практической медициной, и стал посвятил себя литературе, коллекционированию и дегустации вин. Хендерсон совершал неоднократные поездки на континент, в ходе которых он собирал произведения искусства и предметы старины. В частности он собрал представительную коллекцию античной керамики, добытой в ходе раскопок Геркуланума. В 1824 году он опубликовал сочинение «История древних и современных вин».

В составленном в 1857 году завещании Хендерсон подарил всю свою коллекцию колледжу Маришаль. Он писал: «Музею вышеупомянутого колледжа мои картины, рисунки, мраморы, вазы, бронзы и медали, которые, пусть и не слишком ценны, могут помочь в формировании и распространении у моих соотечественников вкуса к изобразительному искусству и способствовать дальнейшим завещаниям подобного рода». Незадолго до смерти Хендерсона колледж Маришаль объединился с Королевским колледжем и возник Абердинский университет.

Спустя два года после смерти Хендерсона Aberdeen Journal перечислил в одном из своих номеров пожертвованные им произведения искусства, упомянув, что они выставлены в главном здании колледжа. Есть в этом перечне и интересующая нас картина – под названием «Руины храма». В качестве ее автора указан «Б. Каналетто». Возможно, имелся в виду племянник художника Бернардо Беллотто, тоже прославленный автор городских пейзажей. Однако Беллотто никогда не рисовал архитектурные каприччио.

В статье Джона Гэша и Чарльза Беддингтона в Burlington Magazine также говорится, что еще одна картина «Вид Большого канала с церквями Сан-Симеоне-Пикколо и Скальци» принадлежит Бернардо Каналю (1673 – 1744)., отцу Каналетто. Тот был известным венецианским театральным художником, но в конце жизни стал писать и городские пейзажи в духе своего сына.

Руссо Максим
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).