будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
история искусства
Апрель 17, 2016
Pro Science
Руссо Максим

Картина на чердаке: Караваджо или Луи Финсон

Картина на чердаке: Караваджо или Луи Финсон
Judith-Beheading-Holofernes
Фрагмент картины "Юдифь и Олоферн". найденной в Тулузе в 2014 году

В апреле 2014 года хозяева одного загородного дома в окрестностях Тулузы обнаружили, что его крыша протекает. Когда они начали ремонт, то обнаружили дверь, ведущую на чердак, где они никогда раньше не бывали. Проникнув туда, они увидели картину, покрытую слоем пыли. На картине был изображен известный ветхозаветный сюжет – Юдифь, убивающая Олоферна.

Хозяева обратились к местному торговцу произведениями искусства Марку Лабарду, который очистил от пыли участок картины, где было изображено лицо Абры, служанки Юдифи, и обнаружил, что живопись в превосходном состоянии. Он пришел к выводу, что полотно датируется к XVII веку и принадлежит художнику школы Караваджо. Лабард показал картину специалисту по живописи старых мастеров Эрику Тюркену. Два года Тюркен провел за очисткой, реставрацией и изучением холста. Он рассмотрел живопись в рентгеновском и инфракрасном диапазонах. Из-за большого размера картины подходящую рентгеновскую установку Тюркен смог найти только в ветеринарной клинике. Он говорит, что врач-рентгенолог была весьма удивлена, когда между обследованиями лошади и коровы ей пришлось просвечивать картину.

И вот недавно Тюркен объявил, что считает картину произведением не подражателя Караваджо, а самого Караваджо. Об этом, по мнению эксперта, говорит ряд деталей типичных для творчества художника: быстрое исполнение, смелые, энергичные мазки, использование света.

 

Картина «Юдифь и Олоферн», найденная в 2014 году в Тулузе

Также Тюркен обнаружил, что изначально положение правой руки Олоферна и лица Юдифи были иными, и художник изменил их уже в процессе работы. Это тоже говорит в пользу авторства Караваджо. Во-первых, как известно, художник не пользовался эскизами и независимо от сложности композиции сразу работал на холсте. Во-вторых, для копий живописных полотен, выполненных учениками и подражателями художников, вообще нехарактерных такие свидетельства изменения композиции в процессе работы, ведь в данном случае художник просто копирует работу мастера, а не придумывает сюжет сам.

Известна картина «Юдифь и Олоферн» работы Караваджо, которая сейчас хранится в римском музее в палаццо Барберини. Она была создана в 1598 или 1599 году, когда художник жил в Риме. Там тоже изображен момент, когда Юдифь отрезает голову Олоферна, а служанка Абра готовит мешок, но многие детали отличаются от найденной в 2014 году картины.

 

Караваджо «Юдифь и Олоферн». Палаццо Барберини

О том, что художник написал еще одну картину на этот сюжет, свидетельствуют упоминания в документах начала XVII века. Фламандский живописец Франс Пубрус Младший, живший в Италии, писал 15 сентября 1607 года своему покровителю мантуанскому герцогу Винченцо Гонзага, что в Неаполе продается за 400 дукатов работа Караваджо «Мадонна Розария» («Мадонна с четками»). Также Франс Пубрус упоминал, что ему известно о предложении продать еще одну картину Караваджо – «Юдифь и Олоферн».

Винченцо Гонзага отказался покупать эти картины. Поэтому их владелец, другой фламандский художник Луи Финсон, забрал их с собой, уезжая из Италии. Он умер в 1617 году в Амстердаме и обе картины упоминаются в его завещании. Картина «Мадонна Розария» была вскоре приобретена сообществом художников, одним из членов которого был Рубенс. Эта работа Караваджо хорошо известна искусствоведам, ныне она находится в Музее истории искусств в Вене. А вот о картине «Юдифь и Олоферн» с тех пор не было никаких упоминаний, и ее местонахождение считалось неизвестным.

 

«Мадонна Розария» работы Караваджо, когда-то принадлежавшая Луи Финсону

Луи Финсон жил в Неаполе в одно время с Караваджо и испытал сильнейшее его влияние. Историки искусства называют его первым фламандским караваджистом. Техника передачи объема с помощью резких контрастов света и тени (кьяроскуро), реалистичная манера живописи – все это под влиянием Караваджо появилось на картинах Финсона.

 

«Четыре стихи» Луи Финсона

 

Автопортрет Луи Финсона

 

Картина Караваджо «Экстаз Марии-Магдалины» (Рим, частная коллекция) и ее копия работы Луи Финсона (Музей изящных искусств в Марселе)

Чтобы изучить стиль своего кумира, Финсон копировал его работы. Благодаря этому до нас дошло еще одно свидетельство о картине «Юдифь и Олоферн». Копия ее, выполненная Луи Финсоном, сохранилась. Покидая Италию, он ее продал, и сейчас эта картина находится в Неаполе, в палаццо Дзеваллос Стильяно. Изображение на ней соответствует тому, что мы видим на картине, найденной в 2014 году в Тулузе.

 

«Юдифь и Олоферн», копия с картины Караваджо, выполненная Луи Финсоном, в экспозиции палаццо Дзеваллос Стильяно в Неаполе

Место, где была найдена картина, которую теперь считают работой Караваджо, также указывает на связь ее с Луи Финсоном. Перед возвращением в Амстердам Финсон некоторое время работал в Провансе: в городах Экс-ан-Прованс, Арль, Марсель. Позднее многие его работы были обнаружены именно в церквях и частных собраниях Прованса. В связи у историков искусства есть два возможных ответа на вопрос об авторстве картины, которую нашли на чердаке. То, что она написана в XVII веке, не вызывает у них сомнений. Но кем? Она могла быть работой Караваджо, которую Финсон приобрел в Неаполе и забрал с собой. Этой точки зрения придерживается Эрик Тюркен. Но картина может быть и еще одной копией с полотна Караваджо, сделанной самим Финсоном.

Среди специалистов есть сторонники как первой, так и второй версии. Заключение Тюркена поддерживает один из главных специалистов по Караваджо Никола Спиноза, бывший директор Национального музея Каподимонте в Неаполе. С другой стороны искусствовед Мина Грегори полагает, что это высококачественная копия, принадлежащая, скорее всего, кисти Луи Финсона. Работой подражателей Караваджо считает найденную картину и Джонатан Джонс, изложившей свое мнение в Guardian (русский перевод его очерка опубликован на сайте Galerix). Скептицизм разделяет специалист по итальянскому барокко Ричард Спир, по мнению которого уровень мастерства живописца в данном случае не дотягивает до Караваджо. Еще один специалист по Караваджо Бруно Артипрете из Неаполя считает, что картина вполне может принадлежать Караваджо, но для уверенности в этом необходимы дополнительные исследования, касающиеся не только приемов живописи, но и используемых автором пигментов и методов подготовки холста.

Если авторство Караваджо подтвердится, стоимость картины может достигнуть 120 миллионов евро (около 135 миллионов долларов). В случае, если ее написал Луи Финсон, картина будет стоить значительно меньше, но все равно окажется самым значительным произведением живописи XVII века, обнаруженным за последние 30 лет. Ученые намерены провести подробное исследование находки, в котором важную роль будет играть сопоставление ее с картиной, хранящейся в Неаполе.

Пока же французское правительство наложило запрет на экспорт картины сроком 30 месяцев. Это даст возможность французским музеям подготовиться к приобретению картины, возможно, с привлечением для этого спонсоров, чтобы, в случае, если это окажется подлинная работа Караваджо, шедевр остался в стране.

Руссо Максим
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).