После восьми месяцев реставрации в Версале вновь открылся Зал для игры в мяч, вошедший в историю в 1789 году как место первого открытого выступления третьего сословия против воли короля Франции, положившего начало событиям, которые привели к Великой Французской революции.
Когда Людовик XVI решил созвать Генеральные штаты, он рассчитывал, что депутаты будут покорны его воле и одобрят введение новых налогов, необходимых для покрытия бюджетного дефицита. Но вскоре после начала заседаний депутаты третьего сословия объявили себя Национальным собранием, которое должно выработать конституцию страны. К ним присоединились депутаты первого сословия — духовенства — и даже часть депутатов-дворян. Король решил прервать их деятельность, и утром 20 июня 1789 года депутаты столкнулись с тем, что двери Дворца малых забав, где проходили заседания, оказались заперты. Депутатам объявили, что через несколько дней должно состояться заседание с участием короля, и поэтому сейчас в зале плотники сооружают помост, а до тех пор заседаний не будет.
Тогда депутаты отправились в находившийся неподалеку Зал для игры в мяч. Это небольшое строение возведено еще в 1686 году, так как Людовик XIV по рекомендации своего врача стал играть в «жё-де-пом» — игру, из которой позже возник современный теннис. Игра быстро стала модной при дворе, и в Зале для игры в мяч стали бывать и другие аристократы. Несколько аналогичных залов были открыты и в Париже. Внутри здания было пустое пространство без мебели с небольшой галереей для зрителей на уровне второго этажа.
Игра в мяч («жё-де-пом») в Париже XVII века
Когда депутаты оказались в зале, Жан-Жозеф Мунье предложил, чтобы собравшиеся поклялись защищать общественное благо и национальные интересы. Депутаты принесли торжественную присягу «никогда не отделяться от Национального собрания и собираться снова, когда того потребуют обстоятельства, до тех пор, пока конституция королевства не будет составлена и утверждена на прочном основании». Когда через три дня во Дворце малых забав состоялось заседания с участием короля, Людовик объявил, что не допустит ограничения своих прав, и приказал депутатам разойтись, представители третьего сословия не повиновались. Мирабо воскликнул: «Мы находимся здесь по воле народа и оставим наши места, только уступая силе штыков!». До штурма Бастилии оставался 31 день.
Клятва в Зале для игры в мяч на гравюре 1789 года
Протокол собрания в Зале для игры в мяч, хранящийся в Национальных архивах Франции. Страница с подписями депутатов.
Спустя год после клятвы в Зале для игры в мяч, когда Франция была уже конституционной монархией, один из участников событий Эдмон Дюбуа-Крансе попросил своего друга художника Жака-Луи Давида отметить годовщину созданием монументальной картины. К 1791 году Давид создал предварительный эскиз пером и тушью, а также целый ряд отдельных портретных набросков. Картина должна была изображать больше сотни человек. Но получить средства на завершения работы художнику не удалось ни от государства, ни с помощью продажи эстампов будущей картины. К тому же многие из ее персонажей вскоре были признаны врагами республики и казнены. В 1794 году художник оставил работу над картиной. Незаконченная работа хранилась в мастерской Давида. После его смерти она была разрезана на три части наследниками. Большая часть была продана государству и сейчас выставлена в аттике Шиме в Версале.
Эскиз «Клятвы в зале для игры в мяч», 65 × 88,7 см. Музей Карнавале. Париж
Наброски фигур депутатов. Музей Версаля
Сам Зал для игры в мяч стал собственностью государства в 1793 году и был закрыт для публики в 1798 году. Одно время он использовался как склад, также в нем размещалась мастерская художника Ораса Вернье, и хотя в 1848 году зал был внесен в список исторических памятников, он находился в запущенном состоянии. При Наполеоне III комнату сдали в аренду чиновнику из префектуры полиции, который устроил там игорный дом для офицеров гвардии. Однако вскоре после этого он обанкротился.
Вспомнили про Зал лишь в период Третьей республики, когда отмечалось столетие Великой революции. В 1880 году 14 июля, день взятия Бастилии, был объявлен национальным праздником и правительство начало планировать создание Музея Революции. В 1882 году для этой цели был выбран Зал для игры в мяч. Он был отреставрирован архитектором Версальского дворца Эдмоном Гийомом, который воздвиг в зале фасад дорического храма, поддерживаемый двумя колоннами, на его фронтоне был помещен галльский петух из позолоченной бронзы работы Огюста Каэна. Перед фронтоном была установлена мраморная статуя Жана Байи, президента Национального собрания, первым присягнувшего 20 июня 1789 года. Вдоль стен установили бюсты других наиболее знаменитых участников события, а вдоль самой стены была нарисована лента с именами всех подписавших клятву — 576 депутатов.
Французское правительство также поручило художнику Люку-Оливье Мерсону написать картину «Клятва в Зале для игры в мяч» на основе рисунков Давида и его незаконченного холста. Размеры этой картины — 10 х 6 метров. Через 94 года после того, как депутаты Национального собрания принесли свою клятву, в Зале для игры в мяч открылся новый Музей Революции.
Интерьер Зала для игры в мяч до нынешней реставрации
Внешний вид здания
Но когда торжественное празднование столетия клятвы прошло, Залу не уделяли достаточно внимания. В 1930-е годы предлагали даже установить там столы для настольного тенниса, превратив его в место отдыха для функционеров сената Франции, который тогда заседал в Версале. Лишь в прошлом году Версаль начал программу реставрации, призванную вернуть Залу для игры в мяч облик, который он принял в 1883 году, когда стал Музеем революции. Реставрационные работы затронули как стены зала, так и монументальную картину Мерсона. 1 апреля 2022 года зал вновь открывается для публики.