будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
археология исследования история иудаизм наука
Июль 2, 2025
Pro Science
Руссо Максим

Конопля на древнем алтаре

Конопля на древнем алтаре
Tel_arad_fortress
Крепость в Тель-Араде на аэрофотоснимке. Источник: Wikimedia Commons

На двух каменных алтарях в храме VIII века до нашей эры в Израиле ученые обнаружили следы конопли и ладана.

Древнее поселение Тель-Арад было найдено более полувека назад в десяти километрах к западу от современного израильского города Арад. В течение многих сезонов раскопки Тель-Арада возглавляли археологи Тель-Авивского университета Йоханан Аарони и Руфь Амиран. Ученые определили, что здесь находилось обширное ханаанское поселение бронзового века, которое существовало примерно до 2650 г. до н. э. Затем место было заброшено, пока в XI веке до н. э. его не заселили иудеи. Сначала это была неукрепленная территория, видимо, культового характера, а с IX века до н. э. здесь были построены крепостные стены, и город стал важным опорным пунктом на южной границе Иудейского царства.

Наибольший интерес представляет храм в Тель-Араде, расположенный в так называемом верхнем городе. Он был открыт Йохананом Аарони в 1962 году. Это редкий пример культового центра за пределами Иерусалимского храма. По мнению Аарони, святилище в Тель-Араде было центром культа Яхве и богини Ашеры. Устройство его было похоже на Храм Соломона. Руины храма датируются примерно 750–715 годами до н. э. Культовый центр в Тель-Араде существовал более века, пока не был засыпан землей в VII веке до н. э. Это событие связывают с деятельностью царя Иосии, сторонника последовательного монотеизма, который велел разрушить и осквернить все места совершения культов за пределами Иерусалима.

Однако археологические находки показывают, что подношения масла, пшеницы и вина делались в Тель-Араде вплоть до эпохи вавилонского пленения, когда крепость была окончательно разрушена между 597–577 гг. до н. э. Но даже после этого культовый центр не исчез окончательно. В персидский, маккавейский, римский и ранний мусульманский период местные жители продолжали приносить жертвы на священном участке верхнего холма.

У входа в «Святую святых» храма в Тель-Араде были найдены два известняковых камня, которые ученые считают алтарями. Один имеет размеры 20 на 20 сантиметров и 40 сантиметров в высоту. Второй чуть больше: 40 на 40 сантиметров и высотой полметра. На поверхностях обоих алтарей сохранился неопознанный черный затвердевший органический материал. Ранее не удавалось определить его состав, пока в новой работе ученые во главе с Эраном Ари (Eran Arie) из Музея Израиля в Иерусалиме не исследовали его современными методами. Полученные ими результаты опубликованы в журнале Tel Aviv, который издается Институтом археологии Тель-Авивского университета.

Алтари в храме Тель-Арада

Анализ производился независимо в двух лабораториях — в Технионе (Хайфа) и в Еврейском университете в Иерусалиме. Измельченные в порошок образцы помещали в смесь дихлорметана и метанола высокой чистоты и в течение 15 минут воздействовали на них ультразвуком. Затем их центрифугировали с частотой 3500 оборотов в минуту в течение 10 минут. Для идентификации выделенных химических веществ использовались газовая хроматография и масс-спектрометрия.

В результате на меньшем алтаре были обнаружены остатки каннабиноидов, в частности Δ9-тетрагидроканнабинола, каннабидиол и каннабинол, а также ряд терпенов и терпеноидов, что позволяет предположить, что на алтаре сжигались соцветия конопли. Также там были обнаружены органические остатки, опознанные как навоз животных. Авторы исследования полагают, что смола конопли смешивалась с навозом для облегчения нагревания. Более крупный алтарь содержал совокупность босвеллиевой кислоты и норурсатриена, которые содержатся в ладане. Отмечены также следы животных жиров, так что, видимо, ладан перед использованием смешивался с жиром.

Обсуждая полученные результаты, авторы работы отмечают, что вдыхание каннабидиола и тетрагидроканнабинола оказывает на людей психоактивное действие, так что сжигание на алтаре конопли в смеси с навозом могло использоваться, чтобы вызвать экстатическое состояние в ходе религиозных обрядов.

Письменные источники не содержат прямых упоминаний о таком использовании конопли в древней иудейской религии, но оно отмечено в других традициях. Как культовый обряд, возможно, шаманский, интерпретируется рассказ Геродота об употреблении конопли скифами: «Взяв это конопляное семя, скифы подлезают под войлочную юрту и затем бросают его на раскаленные камни. От этого поднимается такой сильный дым и пар, что никакая эллинская паровая баня не сравнится с такой баней. Наслаждаясь ею, скифы громко вопят от удовольствия» (IV. 75 перевод Г. А. Стратановского). Этнографы зафиксировали такое использование смолы женских растений конопли у племени гадди в индийском штате Химачал-Прадеш, а также листьев и соцветий конопли в королевстве Буганда в Африке (в юго-восточной части современного государства Уганда).

Существует даже спорная гипотеза о том, что конопля использовалась в обрядах раннего иудаизма, но для нее пока не хватает доказательств. Обычно сторонники этой гипотезы считают коноплей растение канех босем (בֹשֶׂם-קְנֵה), которое пять раз упоминается в Ветхом завете. В синодальном переводе это растение названо «тростник благовонный» («И сказал Господь Моисею, говоря: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот [сиклей], корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот сиклей, по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания» Исход 30:22–25). Даже существуют современные религиозные группы (THC Ministries, Green Faith Ministries, Temple 420), которые на основании такой интерпретации включают коноплю в состав елея. Но большинство исследователей, а также представители иудейской традиции полагают, что канех босем — это аир болотный (Acorus calamus) или челнобородник лимонный (Cymbopogon citratus).

Возможно, нынешняя находка станет поводом для возобновления дискуссии о конопле в раннем иудаизме. Эран Арье комментирует результат так: «Впервые конопля была обнаружена на Древнем Ближнем Востоке. Ее использование в храме должно было играть центральную роль в проводимых там культовых ритуалах».

Использование ладана, напротив, хорошо засвидетельствовано на Древнем Ближнем Востоке, в Египте и Греции. В Библии стоимость ладана оценивается выше золота и драгоценных камней, и он называется царским сокровищем. Ладан получали из смолы деревьев рода босвеллия (Boswellia), растущих на юге Аравийского полуострова, острове Сокотра и в Восточной Африке. Чтобы получить ладан, на коре дерева делали несколько надрезов и ждали, когда выступившая из них молочно-белая смола засохнет в течение нескольких дней. Цвет высушенной смолы варьируется от светло-желтого до темно-коричневого.

Ладан входил в состав «благовонного курения», которое возжигали на жертвеннике перед завесой Иерусалимского храма. Также его применяли в светской жизни как косметическое благовоние (об этом упоминается в Песни Песней) и как лекарство. В качестве более дешевого аналога смолы босвеллии использовалась камедь ладанника критского (Cistus creticus), широко распространенного в восточном Средиземноморье. Поэтому при необходимости происхождение ладана уточняли, как это делает пророк Иеремия, говоря: «Для чего Мне ладан, который идет из Савы» (Иер. 6:20), то есть с юга Аравии.

Навоз и животный жир, по словам авторов исследования, служили необходимым топливом в условиях Тель-Арада, где дерево было дефицитом. Для горения конопли требуется сравнительно небольшая температура, не превышающая 150 °C. Ее можно достичь, сжигая высушенный навоз. Высвобождение ароматических веществ из ладана происходит при температуре 260 °C, для поддержания которой годится животный жир.

Руссо Максим
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).