будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
история искусства
Ноябрь 19, 2017
Pro Science
Руссо Максим

Кранах и голуби

Кранах и голуби
Cranach-Installation-1
Картина в экспозиции Виндзорского замка. Источник: Royal Collection Trust / © Her Majesty Queen Elizabeth II. 2017

Сотрудники Британской королевской коллекции объявили, что им удалось подтвердить авторство картины «Дама с сыном». Вопреки сомнениям многих скептиков они пришли к выводу, что картину написал действительно знаменитый немецкий художник XVI века Лукас Кранах Старший. А помогли им убедиться в этом голуби, точнее – голубиные сухожилия.

Картина «Дама с сыном» была приобретена королевой Викторией в 1840 году в качестве рождественского подарка мужу – принцу Альберту. Альберт был большим любителем Кранаха и именно благодаря ему в королевской коллекции есть двенадцать полотен, написанных или самим Кранахом, или художниками из его мастерской. Виктория и Альберт не сомневались, что и «Дама с сыном» принадлежит кисти Кранаха.

Картина датируется 1510 – 1540 годами, когда Кранах Старший работал в Виттенберге при дворе саксонских курфюрстов. Изображает она женщину, держащую за руку пухлого мальчика. Одеяние дамы и ребенка заставляют считать, что это жена и сын курфюрста, но точно установить их личности исследователи не могут. Иногда утверждают, что это Сибилла Клевская, жена курфюрста Иоганна-Фридриха Великодушного и героиня множества картин Кранаха Старшего. В таком случае мальчик – один из четырех ее сыновей, скорее всего, старший сын Иоганн-Фридрих II.

Сомнения в принадлежности картины возникли у ученых, работавших в королевской коллекции в начале XX века. И надо сказать, для этих сомнений имелись основания. Причиной стал немецкий художник Франц Вольфганг Рорих (1787–1834), получивший сомнительную славу самого искусного фальсификатора картин Кранахов (отца и сына) и Дюрера. Немало таких картин он сумел продать состоятельным коллекционерам. Некоторые из них потом осели в музеях. В частности в коллекции Метрополитен-музея есть написанный им портрет Софии Ягеллонки, жены маркграфа Бранденбурга Фридриха I. Были  у Рориха и картины полностью идентичные той, что хранится в Британской королевской коллекции. Под названием «Портрет Сибиллы Клевской» они хранятся в Лувре и Художественном музее Хекшера в Хантингтоне (США). Утверждают, что всего Рорих успел нарисовать и продать более сорока копий псевдо-Сибилл, многие из которых до сих пор не найдены.

Часть исследователей вообще отрицала наличие у Кранаха подобной картины. Они полагались на то, что явная демонстрация нежных чувств между матерью и сыном не соответствует обычному стилю художника, герои которого обычно изображаются отстраненными. Также вызывал подозрение тот факт, что при всем изобилии поддельных копий не удавалось обнаружить работу Кранаха, которая могла бы послужить образцом для фальсификатора. Поэтому предполагалось, что Рорих объединил в своей картине образы, подражающие героям разных картин Кранаха.

Картина из королевской коллекции вновь привлекла внимание исследователей совсем недавно, когда хранители решили отправить ее на большую выставку «Cranach der Alterer: Meister Marke Moderne», прошедшую в Дюссельдорфе в начале этого года. Перед отправкой британские специалисты совместно с учеными из Университета прикладных наук Кельна подвергли картину подробному исследованию, а также отреставрировать.

 

«Портрет дамы с сыном» до реставрации

 

«Портрет дамы с сыном» после реставрации

При помощи инфракрасной рефлектографии они заглянули под слой лака и краски на картине и обнаружили типичные для Кранаха предварительные наброски фигур. Анализ красителей также говорил в пользу того, что картина написана в XVI, а не в XIX веке.

Окончательный же довод в пользу подлинности работы был получен при рентгеновском исследовании. На деревянной доске, на которой написан портрет, был обнаружен слой волокнистого материала, служившего проклейкой. Она использовалась, чтобы предотвратить возможное растрескивание и искривление древесины. Ученые сумели взять пробу ДНК из этого материала и обнаружили, что принадлежит эта ДНК голубю. В XVI веке при изготовлении клея, которым пользовались живописцы, в том числе и Кранах, использование голубиных сухожилий было обычным делом. В XIX веке Рорих, изготавливая свои подделки, применял более современные виды клея.

Так что эксперты во главе со специалистом по Кранаху Старшему профессором Гуннаром Гейденрайхом (Gunnar Heydenreich) пришли к заключению, что картина подлинная и что именно она послужила для Рориха образцом.

Хранителей королевской коллекции обрадовало такое известие, и теперь картина заняла почетное место в экспозиции Виндзорского замка, рядом с другими шедеврами Кранаха: «Аполлоном и Дианом» (около 1526), «Лукрецией» (1530) и «Судом Париса» (1530 – 1535).

Руссо Максим
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).