будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
США история экономика
Июль 2, 2025
Pro Science
Мосс Дэвид

Краткий курс макроэкономики

Краткий курс макроэкономики
ps_51815478-devid-moss-22431957-kratkiy-kurs-makroekonomiki
Обложка книги «Краткий курс макроэкономики»

Издательство «Манн, Иванов и Фербер» представляет книгу профессора Гарвардской школы бизнеса Дэвида Мосса «Краткий курс макроэкономики» (перевод Эльвиры Кондуковой).

В книге автор делает упор на принципы и взаимосвязи в макроэкономике, а не на математические модели. Научным, но доступным языком он рассказывает об основах предмета – от ВВП и ВНП до валютных курсов и инфляции.

Предлагаем прочитать фрагмент главы «Краткая история денег и монетарной политики в США». В нем идет речь о создании Федеральной резервной системы и постепенном движении к отмене «золотого стандарта».

 

Золотой стандарт: саморегулируемый механизм?

Хотя многие обозреватели в настоящее время считают фиксированный валютный курс одной из грубых форм вмешательства государства в экономику, сразу после внедрения его воспринимали совсем иначе. Действительно, фиксированный по отношению к золоту и серебру обменный курс был наименее агрессивной формой государственного регулирования. Он не доводил до таких крайностей, как отказ от внедрения какой-либо общей единицы учета, или средства обмена, или чего-либо подобного.

Даже при отсутствии центрального банка предполагалось, что фиксированный обменный курс удержит экономику в равновесии — причем функционируя в автоматическом режиме. Если национальная экономика начинает «перегреваться» и в стране растут темпы инфляции (роста цен), это приводит к возрастанию импорта (поскольку цены на аналогичные товары за рубежом немедленно покажутся более привлекательными, чем внутри страны) и сокращению экспорта (по той же причине). По мере ухудшения торгового баланса драгоценные металлы будут вывозиться за пределы страны, поскольку зачастую считается, что импортеры платят за приобретаемые товары золотом и серебром. Поскольку внутреннее денежное предложение непосредственно связано с драгоценными металлами, то предполагалось, что оно сократится одновременно с сокращением внутренних резервов драгоценных металлов. В свою очередь, сокращающееся денежное предложение должно способствовать сдерживанию цен, тем самым препятствуя разворачиванию инфляционной спирали. И наоборот, если внутри страны снижается уровень цен и наблюдается дефляция, то и торговый баланс улучшается, золото поступает в страну, предложение денег растет, а цены опять снижаются до приемлемого уровня. По крайней мере считается, что механизм должен функционировать именно так.

Однако на практике система не всегда возвращается в состояние равновесия так быстро, как должна бы. Жесткая привязка доллара к золоту не гарантирует стабильности цен, поскольку золотой запас — а следовательно, и его цена — сам по себе нестабилен. На протяжении большей части 1880-х и 1890-х гг., когда мировой запас золота возрастал очень медленно, общий уровень цен в США снижался. Поскольку цена золота росла (по причине его редкости), то выраженные в золоте цены практически всех остальных товаров падали.

Будучи уверенным, что продолжающаяся дефляция душит экономику, кандидат в президенты Уильям Дженнингс Брайан в 1896 г. начал денежную реформу, заявив: «Вам не удастся распять человечество на золотом кресте». По иронии судьбы тогда человечество уже стояло на грани резкого скачка предложения золота. Уровень цен начал расти в следующем году, и тенденция сохранялась на протяжении более десяти лет[1].

К 1913 г. один из ведущих американских экономистов Ирвинг Фишер настолько обеспокоился нестабильностью цен, что предложил радикальную реформу, известную как «стабилизация доллара». По мере того как цена золота по отношению к другим товарам снижалась, золотое содержание доллара должно было пропорционально повышаться, в результате чего его курс по отношению к другим товарам оставался бы стабильным. И наоборот, в соответствии с идеей Фишера, когда цена золота по отношению к другим товарам растет, то золотое содержание доллара следует пропорционально снизить, опять-таки для того, чтобы гарантировать стабильность обменного курса доллара по отношению к другим товарам.

Таким образом, курс доллара не будет подвержен колебаниям, а общий уровень цен (а значит, и стоимость жизни) стабилизируется. Сам Фишер так прокомментировал свою идею: «Надо превратить доллар в фиксированную меру стоимости покупательной способности»[2].

Создание Федеральной резервной системы

Хотя правительство отказалось реализовать идею Фишера на практике, она, безусловно, приблизила проведение глобальной монетарной реформы. Серьезная банковская паника в 1907 г. убедила экономистов и политиков, что необходимо создать какую-то новую структуру и наделить ее полномочиями по выпуску валюты по своему усмотрению. В 1914 г. была создана Федеральная резервная система (или ФРС, «Фед») — центральный банк США. Ее создатели надеялись, что она сумеет удовлетворить сезонный спрос на деньги, а также выступить в роли «кредитора последней инстанции» для коммерческих банков во времена финансовых потрясений.

В предшествующие годы процентные ставки зачастую скакали как сумасшедшие, реагируя на сезонные изменения спроса на деньги и периодически взлетая на невероятную высоту во времена банковской паники. Поскольку денежное предложение отличалось абсолютной негибкостью, ведь оно было жестко привязано к количеству золота в стране, постольку колебания спроса на деньги (например, в период сбора урожая) могли привести к резким колебаниям в уровне процентных ставок.

Предполагалось, что создание ФРС решит проблемы, сделав денежное предложение более эластичным. В период резкого всплеска денежного спроса ФРС могла просто увеличить денежную массу в обороте и удовлетворить потребность в деньгах; когда же спрос снижался, то ФРС сокращала эмиссию денег. Первоначально для вбрасывания денежной массы (или, наоборот, ее изъятия) в экономику ФРС, в основном, использовала свое дисконтное окно, одновременно снижая ставку рефинансирования, если требовалось побудить коммерческие банки более активно кредитоваться и тем самым увеличивать денежное предложение в экономике. Если же требовалось заставить коммерческие банки сократить объем привлекаемых кредитов и тем самым замедлить темпы роста денежной массы или даже способствовать ее уменьшению, то ФРС повышала ставку рефинансирования. Многие считали, что тем самым ФРС сможет сгладить циклические колебания в экономике.

Хотя ФРС решает вопрос об объеме эмиссии по собственному усмотрению, но всё же абсолютной свободы решения у нее нет. Законодательство требует, чтобы ФРС держала золотой запас, равный по меньшей мере 40 % объема выпущенной в обращение денежной массы, а также обеспечивала свободный размен национальной валюты на золото по долгосрочной ставке 20,67 долл. за унцию. Значит, если валютные трейдеры считают, что в обращение выпущено слишком много денег — тогда реальный обменный курс доллара на золото больше не соответствует установленному золотому содержанию, — то они будут интенсивно обменивать доллары на золото в ФРС. Как только золотой резерв приближался к минимальной отметке 40 % от объема эмиссии, у ФРС возникала необходимость поднимать ставку рефинансирования, чтобы связать денежную массу и сделать доллар более привлекательным. Таким образом, золотой стандарт по-прежнему рассматривался как обязательное условие финансовой дисциплины — средство контроля за избытком денежной массы в обращении и мощное оружие против инфляции.

К началу 1930-х гг., однако, многие аналитики пришли к выводу, что золотой стандарт — слишком сильный рецепт финансовой дисциплины. Даже когда экономика вступила в полосу Великой депрессии и уровень безработицы рос не по дням, а по часам, ФРС не предприняла мер по снижению ставки рефинансирования до адекватного уровня. Более того, в 1931 г. ФРС ее даже повысила — и всё для того, чтобы не провоцировать атаку на золотой резерв. Если бы Уильям Дженнингс Брайан был жив, он наверняка бы повторил свое знаменитое изречение про Америку, распятую «на золотом кресте».

В 1933 г. президент Франклин Рузвельт резко сократил сферу действия золотого стандарта, обязав частных лиц сдать принадлежащее им золото (за исключением ювелирных изделий) в банки, прекратив тем самым практику обмена долларов на золото. Кроме того, были признаны недействительными условия всех контрактов, оговаривавшие проведение расчетов в золоте. Рузвельт также девальвировал доллар по отношению к золоту, подняв стоимость унции золота в долларах с 20,67 до 35 долл. Профессор Гарвардской школы бизнеса Артур Дьюинг был настолько разочарован политикой Рузвельта, что с самого начала отказался сдавать свое золото в банк и, как говорят, чуть ли не пошел в тюрьму в знак протеста[3]. Хотя международный золотой стандарт в несколько модифицированном виде был восстановлен после Второй мировой войны, но продолжал терять популярность и был окончательно отменен в начале 1970-х гг. И потом курс доллара на международных валютных рынках стал плавающим.



[1] Хотя попытки прогнозировать динамику цен — путем мониторинга цен на большую корзину товаров — предпринимались начиная с 1806 г., первые серьезные попытки проанализировать обширную базу данных по ценам в США в виде индексов были сделаны директором Монетного двора Горацио Бурчардом в 1881 г. Бюро переписи населения, относившееся к Министерству торговли США, Historical Statistics of the United States, Colonial Times to 1970, no. 1 (Washington, DC: GPO, 1975): 183.

[2] Irving Fisher, “A Remedy for the Rising Cost of Living: Standardizing the Dollar,” American Economic Review 3, no. 1 (Supplement, March 1913): 20.

[3] Интервью автора с Альбертом Гордоном 22 октября 2003 г., Нью-Йорк.

Мосс Дэвид
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).