будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
математика
Май 25, 2025
Pro Science

Математики изучают законы информационной войны

Математики изучают законы информационной войны
ps_prop
. Источник: Илл.: МФТИ

Группа ученых из Московского физико-технического института совместно с коллегами из Института прикладной математики им. M. В. Келдыша РАН и МГУ им. М. В. Ломоносова построила математическую модель информационного противоборства в обществе при периодическом дестабилизирующем воздействии. Авторам удалось аналитически решить не исследованную ранее задачу: они впервые определили, каким образом периодически усиливающаяся пропаганда в СМИ со стороны одной из конкурирующих групп способна вывести из равновесия сложившееся соотношение двух противоборствующих сторон. Также был проведен иллюстрирующий модель численный эксперимент. Об исследовании сообщает пресс-релиз МФТИ.

Работа, опубликованная в журнале Mathematical Models and Computer Simulations, применима для решения реальных задач взаимодействия двух конкурирующих сторон, что позволит, как надеются авторы, с высокой точностью прогнозировать исходы информационных войн.

Соавтор исследования, доктор физико-математических наук, ведущий сотрудник ИПМ имени Келдыша Александр Петров так прокомментировал возможность изучения какого-либо социального процесса с помощью математического моделирования: «Верхнюю планку на успешность социального исследования и точность результатов накладывает адекватность тех положений, которые мы закладываем в модель. Поэтому, в частности, очень редко оказываются плодотворными модели социальных процессов, основанные на гипотезе о рациональном поведении, понимаемом чаще всего как максимизация некоторого рода благ или минимизация некоторого рода издержек. Человек социальный гораздо сложнее и тоньше, чем человек экономический. Соответственно, мы стараемся строить модели информационного противоборства, основанные на более сложных представлениях о принятии решений человеком: например, некоторые из них основаны на нейрологической схеме, предложенной классиком математической психологии, американским ученым российского происхождения Николасом Рашевским».

Математическое моделирование распространения информации в социуме – перспективное и востребованное направление для исследований: «кто владеет информацией, тот владеет миром». Эта обширная и, казалось бы, субъективная задача сводится математиками к составлению дифференциальных или интегро-дифференциальных уравнений. Победа в информационной войне одной из противоборствующих групп в рамках данной модели – это численный перевес сторонников. Поэтому в описываемой модели исследователи устанавливают зависимость количества участников в каждой из двух противоборствующих групп, распространяющих выгодную им информацию через СМИ, от времени. Ученые стремятся приблизить модель к реальности и вводят дополнительные регулирующие коэффициенты, которые отвечают за интенсивность распространения, индивидуальные качества особых социальных групп, качество усвоения информации, ее забывание и т. д. В уравнениях численные значения коэффициентов, регулирующих модель, получают в результате обобщения данных, без учета особенностей каждого человека.

«Сейчас исследователи социума в основном делают прогнозы для конкретного случая информационного взаимодействия на основе анализа большого количества исходных данных. Например, анализируя запросы пользователей в поисковых системах Интернета. При этом они не занимаются построением универсальных математических моделей. А такие модели необходимы, если мы хотим предсказывать исход информационного взаимодействия», – считает один из авторов статьи, сотрудник кафедры высшей математики МФТИ Ольга Прончева.

Ранее интенсивность распространения информации противоборствующими сторонами при построении моделей учитывалась как постоянная. Ученые МФТИ с коллегами приняли в расчет то, что реальные информационные кампании характеризуются непостоянством вбросов через СМИ. Авторы работы ввели переменную, которая отвечает за дестабилизирующий эффект – кратковременное усиление пропаганды одной из сторон. Таким образом, параметр, характеризующий интенсивность распространения информации этой стороны через СМИ, имеет вид кусочно-периодической функции времени. Аналитическое решение новой системы дифференциальных уравнений и численный эксперимент показали, что в таком случае наблюдается выход на периодический режим после переходного периода, когда «включается» дестабилизатор. То есть краткосрочное увеличение интенсивности пропаганды при учете ее забывания обществом не имеет долгосрочных последствий.

Данную модель исследователи уже применили для решения реальной задачи. Тестирование проводилось в процессе разработки эффективной рекламы компьютерных игр для частной компании. Исследователи прогнозировали ситуацию, в которой потребители успевали бы заинтересоваться и купить продукт до того момента, когда его пиратские версии будут доступны в Интернете и, естественно, перехватят интерес. В данном случае одна противоборствующая сторона математической модели — компания, вторая — «игровые пираты». Они нашли коэффициенты уравнений по уже известным данным, предоставленным компанией, построили модель и подсказали заказчикам, как часто нужно делать вброс рекламной информации. Прогнозы оказались эффективными.

Но на этом ученые не останавливаются. Большой минус модели, описанной выше, – отсутствие возможности изменить выбор противоборствующей стороны.

«Мы уже давно работаем с подобными моделями. Сейчас мы разрабатываем учет перехода участников социальных групп от одной стороны к другой в зависимости от воздействия на них разных параметров. В начале года у нас вышла еще одна работа – «Моделирование влияния политической поляризации на результат пропагандистской битвы». Некоторые члены общества изначально более склонны к левой политической позиции, другие – к правой. И пусть одна из сторон противоборства между левыми и правыми обладает более мощными масс-медиа. Если происходит поляризация общества (левые становятся еще более левыми, а правые – еще более правыми), то какой из сторон информационного противоборства это выгодно: той, которая обладает преимуществом в интенсивности медиапропаганды, или наоборот? Ответ получился нетривиальный: пока поляризация невелика, ее возрастание благоприятствует партии с более сильными медиа, так как поляризация позволяет этой партии выделить в обществе своих сторонников и путем пропаганды сформировать из них устойчивое большинство. Однако если поляризация общества вырастет слишком сильно, то преимущество в медиапропаганде перестанет давать эффект, поскольку левые и правые радикалы не могут переубедить друг друга. Этот результат не противоречит интуиции, но его было бы трудно получить без математического моделирования», — рассказал нам Александр Петров.

читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).