Издательство «Эксмо» представляет книгу доктора медицинских наук Антона Владзимирского «Медицина в эпоху Интернета. Что такое телемедицина и как получить качественную медицинскую помощь, если нет возможности пойти к врачу».
Телемедицину по праву можно назвать медициной будущего, ведь она уже преодолела те проблемы, с которыми сталкивается здравоохранение всех стран. Большие расстояния, нехватка кадров и потребность в своевременном и квалифицированном совете — всё это причины частых промедлений с лечением, которых можно избежать с помощью цифровых технологий.
Как, когда и кому пришла в голову идея «удаленного» лечения? Когда была зафиксирована первая телемедицинская консультация? И наконец, какие технологии телемедицины мы можем внедрить в свою жизнь уже сейчас?
С разрешения издательства публикуем фрагмент главы, в которой автор знакомит читателей с понятием mHealth.
Честно говоря, про mHealth писать сложно, так как это не какое-то отдельное явление (как, например, первичные телеконсультации или дистанционный мониторинг), а скорее, группа технологий. Причем используются они в равной степени как медицинскими работниками, так и пациентами. То же самое можно сказать и о компьютерах, смартфонах или Интернете. Но в контексте цифровой медицины об mHealth говорят и пишут постоянно, поэтому придется самим разбираться в этом вопросе.
Термин «mHealth» (от англ. m — mobile — мобильный и health — здоровье) был придуман в 2004 году профессором Лондонского Императорского колледжа Робертом Истепаняном, который обозначил с его помощью «предоставление услуг здравоохранения посредством мобильных телекоммуникационных устройств». Инженерный прогресс мобильных устройств идет стремительно. Вспомните, как несколько лет назад мы радовались телефонам с синей подсветкой (вместо зеленой), потом — с полифонией, потом — с цветным экраном и камерой, потом — с двумя камерами, с сенсорным экраном… Смартфоны словно перенесли нас в будущее, нарисованное многими поколениями авторов научной фантастики. Теперь у каждого в кармане есть доступ ко всей информации мира. Ну, почти ко всей…
Именно мобильность технологий и оперативность доступа к информации практически из любой точки мира обусловили появление mHealth как некой отдельной концепции (ведь легко понять, что, по сути, видеозвонок со смартфона или персонального настольного компьютера ничем не отличаются друг от друга). Другой мощный фактор, подтолкнувший к развитию этой концепции, — ее доступность. Дело в том, что в глобальном масштабе мобильный телефон перестал быть роскошью и эксклюзивом всего за несколько лет. Конечно, мы не говорим о флагманских моделях или специальных VIP-сериях. Стандартными мобильниками, а теперь и смартфонами, отстающими от флагманов на 3–4 поколения, пользуется 90 % абонентов во всем мире. Именно дешевизна услуг связи и широчайшая доступность мобильных телефонов обеспечили настоящий взлет mHealth-технологий в Африке и развивающихся странах Азии.
Это произошло уже около 2010 года. Фактически мобильные устройства стали посредниками между минимальным количеством врачей и огромным количеством пациентов. Значение mHealth стало настолько большим, что в мае 2016 года даже был опубликован доклад Секретариата Всемирной организации здравоохранения под названием «Мобильное здравоохранение (mHealth): использование мобильных беспроводных технологий для общественного здравоохранения».
Согласно этому документу, основными задачами mHealth являются:
Понятие «mHealth» включает в себя значительное число технологий, предназначенных для медицинских работников, пациентов и здоровых людей. С инженерной точки зрения mHealth — это смартфон плюс:
С функциональной точки зрения mHealth можно разделить таким образом.
1) mHealth для здоровья:
2) mHealth для контроля болезни:
3) mHealth для коммуникаций:
Объективная сложность состоит в том, что все категории — как инженерные, так и функциональные — перемешаны между собой. Что же, попробуем разобраться в этом калейдоскопе mHealth.
Понятие mHealth включает в себя дистанционный контроль здоровья, профилактику болезней, поддержку здорового образа жизни, информирование, а также осуществление коммуникаций «врач — врач» и «пациент — врач». Эта деятельность может быть реализована при помощи различных цифровых технологий.
Мобильные приложения
Количество мобильных приложений для обычных людей (как здоровых, так и, увы, больных) огромно. Достаточно зайти в любой маркетплейс, чтобы увидеть десятки тысяч приложений в категориях «медицина», «здоровье», «фитнес/велнес», «антистарение» и т. д., и т. п. С определенной погрешностью их можно классифицировать так:
Есть мобильные приложения для, скажем так, широких масс населения; как правило, они посвящены здоровому образу жизни, формированию и поддержанию сберегающего здоровье поведения, правильному питанию, спорту и фитнесу. Другие разработки сфокусированы на пациентах, страдающих определенным хроническим заболеванием (например, деформирующим остеоартрозом, сахарным диабетом, врожденными пороками) или проходящих некое длительное лечение (например, у ортодонта или у ортопеда). Приложения используются для телеконсультаций и телемониторинга. Свои мобильные приложения есть даже у отдельных лекарств. Они позволяют пациентам контролировать регулярность и правильность приема конкретного медикамента; содержат исчерпывающую информацию о препарате; позволяют документировать и сообщать о побочных реакциях. Важно помнить, что очень многие приложения создаются вовсе не с бескорыстными целями, чтобы нести людям здоровье. Их задача — продажи. Продажи услуг, товаров, медикаментов, биодобавок и т. д. Маркетинговый характер приложения часто бывает неявным, скрытым. Поэтому к выбору и использованию конкретной разработки надо подходить обдуманно. Доверять всем и всему не стоит, так как цена вопроса очень высока — ваше здоровье и жизнь! И не стоит думать, что нельзя погибнуть от использования мобильного приложения. Если пациенту с онкологическим, но вполне излечимым заболеванием задурить голову и заставить его вместо лекарств покупать и принимать какие-нибудь целебные опилки, то это прямой путь к гибели.