будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
история искусства
Май 21, 2025
Pro Science
Руссо Максим

«Моны Лизы»

«Моны Лизы»
ps_h_mona_lisa
«Мона Лиза Хеккинга» (фрагмент). Источник: Christie's

Аукционный дом Christie's выставит на торги знаменитую копию картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза» начала XVII века, известную как «Мона Лиза Хеккинга», сообщается в пресс-релизе аукционного дома. Это работа, названная в честь ее владельца Раймонда Хеккинга, который страстно отстаивал версию, что именно она является оригиналом. Торги состоятся онлайн с 11 по 18 июня. По предварительной оценке, цена картины может достичь 300 000 евро.

Картина была приобретена Раймондом Хеккингом (1866–1977) в его родном районе Ниццы у торговца антиквариатом в 1950-х годах. Затем он посвятил всю свою энергию защите своей гипотезы о том, что именно принадлежащая ему картина создана Леонардо да Винчи, а «Мона Лиза» из Лувра представляет собой копию. По его версии, экспонат Лувра подменили копией во время возвращения картины из Италии после кражи, совершенной Винченцо Перуджи 22 августа 1911 года. Несмотря на яркий полемический талант Раймонда Хеккинга, его версию не приняли искусствоведы.

«Мона Лиза Хеккинга». Фото: Christie's

Существует несколько копий «Моны Лизы», созданных с XVII века. По некоторым предположениям, даже сам Леонардо да Винчи мог выполнить более одной версии этого портрета («Теория двух Мон Лиз»). Свидетельством в пользу этой теории считается цитата из «Трактата о живописи» 1584 года художника и теоретика искусства Джанпаоло Ломаццо. Там говорится, что «два самых красивых и важных портрета Леонардо — это Мона Лиза и Джоконда». Другим аргументом служит набросок пером и тушью, сделанный около 1505 года Рафаэлем, посетившим мастерскую Леонардо. Он содержит детали, отличающиеся от «Моны Лизы» из Лувра, в том числе выступающие колонны по бокам (они присутствуют и на ряде копий «Моны Лизы»). Обычно утверждалось, что колонны исчезли, когда холст «Джоконды» был обрезан с двух сторон. Однако в 1993 году было проведено исследование, согласно которому картина из Лувра никогда не была обрезана, позже это было подтверждено серией испытаний в 2004 году. Поэтому, предположительно, Рафаэль видел другую версию картины.

Наиболее вероятным кандидатом называют «Айзелуортскую Мону Лизу». Женщина на этом портрете выглядит моложе «Джоконды» из Лувра. Происхождение ее неясно. Картина была куплена коллекционером Хью Блейкером в Англии в 1910-е годы у частного лица, в семье предыдущего владельца она хранилась с 1780-х. Название она получила по району, где располагалась квартира Блейкера. Впоследствии картина сменила нескольких владельцев и в течение сорока лет находилась в хранилище швейцарского банка. С 1910-х годов эксперты, а также владельцы картины утверждали, что основные ее элементы — работа самого Леонардо, более ранняя версия «Моны Лизы». Вновь она была представлена публике 27 сентября 2012 года. Эксперты из Швейцарской высшей технической школы в Цюрихе подтвердили, что она написана на холсте первой половины XV века. Согласно сторонникам гипотезы об авторстве да Винчи, художник отправил заказчику — Франческо де Джокондо — именно этот портрет его жены, а картину, хранящуюся ныне в Лувре, написал позднее.

В музее Прадо находится еще одна версия «Моны Лизы», долгое время она считалась копией первой четверти XVI века, но исследование 2012 года показало, что она была создана в мастерской Леонардо кем-то из его учеников (в качестве вероятных имен называют Салаи и Франческо Мельци, Фернандо Яньеса де ла Альмедина или Эрнандо де лос Льянос), возможно, при участии самого мастера. Изучение перспективы на картинах из Лувра и Прадо позволило установить, что они были написаны с несколько разных точек зрения на объект. Это даже породило предположения, что пара картин может составлять первое стереоскопическое изображение в мире, то есть, при дихоптическом рассмотрении (картина из Прадо рассматривается левым глазом, а картина из Лувра — правым) может создавать отчетливый трехмерный вид. Такая возможность казалось правдоподобной, так как в «Трактате о живописи» Леонардо обсуждал основы стереоскопического зрения. Но исследование 2017 года продемонстрировало, что эта пара картин на самом деле не дает надежной стереоскопической глубины.

Еще одна копия известна как «Мона Лиза Вернона». Названа в честь владельца Роберта Вернона (1774–1849). Он был предпринимателем, разбогатевшим на поставках лошадей в британскую армию во время наполеоновских войн, а также меценатом и коллекционером живописи. Известно, что принадлежавшая ему «Мона Лиза» ранее находилась в собрании Лувра, тем не менее сейчас версия о ее принадлежности самому Леонардо не пользуется поддержкой, так как при исследовании ученые пришли к выводу, что она была скопирована «по квадратам» с оригинала.

В Далиджской картинной галерее на юге Лондона с 2006 года выставлена еще одна копия «Моны Лизы». Она датируется 1616 годом. Около 1790 года эту картину герцог Лидский Френсис Осборн подарил художнику Джошуа Рейнольдсу в обмен на его автопортрет. Рейнольдс считал, что это настоящая картина «Мона Лиза», а картина из Лувра — копия, но эта версия в наши дни не подтвердилась. Однако данная копия оказалась полезной тем, что была сделана, когда цвета оригинала были намного ярче, чем сейчас, и поэтому позволяет получить некоторое ощущение того, как изначально выглядела знаменитая картина.

Существует еще несколько ранних копий «Моны Лизы», например, в Художественном музее Уолтерс в Балтиморе, в частной коллекции в Санкт-Петербурге или в Сингапуре.

Руссо Максим
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).