будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
нейробиология психология психофизиология религиоведение
Май 17, 2025
Pro Science
Корсун Артем

Мозг и религия

Религиозность человека определяется не воспитанием или личным опытом, а зависит от толщины коры его головного мозга, к такому выводу пришла группа нейропсихологов из Колумбийского университета под руководством ведущего специалиста в области психологии религии Лиз Джейн Миллер. Результаты исследования были опубликованы в статье «Нейроанатомические корреляты религиозности и духовности», вышедшей в новом номере журнала JAMA Psychiatry. 

Группу испытуемых составили 104 участника в возрасте от 18 до 64 лет. После анкетирования и опроса, выявлявшего степень религиозности испытуемых, проводилась магнитно-резонансная томография головного мозга. Была отмечена следующая закономерность: чем толще кора головного мозга индивида, тем сильнее его склонность к соблюдению религиозных ритуалов и предписаний. Наиболее ярко религиозность проявлялась у тех испытуемых, у которых была утолщена кора головного мозга в теменной и затылочной областях, в медиальной части лобной доли правого полушария, а также в предклиньях левого полушария. Отметим, что затылочная часть коры отвечает за визуализацию образов. Одновременно с этим было выявлено, что лица обладающие более тонкой корой больше подвержены депрессивным состояниям, особенно если утоньшения фиксируются на боковой поверхности правого полушария, а также медиальной поверхности левого полушария. Причем подобные истончения наследуются.

Известно, что толщина коры больших полушарий определяет количество образующихся в головном мозгу ассоциативных связей, иными словами отвечает за ассоциативное образное мышление. Тип мышления, богатый такими ассоциативными связями, в психологии называется паралогическим, а в этнологии – пралогическим. Для современной психологии паралогизм представляет собой такой тип мышления, при котором человек способен допускать ошибки (подмена доказываемого тезиса, ошибки основания доказательств и ошибки в способе доказательств), основанные как раз на чрезмерной ассоциативности мышления. Иногда паралогическое утверждение может быть построено на фонетическом сходстве понятий. По этому принципу, кстати, построены многие сонники, так, по их мнению, увидеть во сне лошадь – означает встретиться в реальной жизни с ложью.

Аналогичный тип мышления был выявлен Люсьеном Леви-Брюлем и для мышления первобытных народов. Он был назван пралогическим (дологическим) и описывается как состояние, в котором люди или группы людей уже осознают существование объективных логических законов, но не могут выстроить строгую структуру доказательств, апеллируя к мифологическим основам. Ключевой механизм, действующий в пралогическом мышлении – партиципация или сопричастность – заключается в том, что человек способен соединять в единое целое категории различного порядка, часто противоположные по своей природе, но соподчинённые по законам образования ассоциаций (по сходству, по смежности и контрасту). Этот механизм априорно предполагает вовлеченность человека в общемировые и природно-климатические процессы: от глобальных космических циклов до смены сезонов года или времени суток – и непосредственную связь индивида с ними и с божествами и духами окружающими его.

Было бы слишком просто считать паралогическое / пралогическое мышление патологией или примитивной формой сознания. Психологи ХХ века отмечали, что нарушение мифологической связи человека с окружающим миром приводит к серьёзным неврозам. Из работ, посвящённых анализу таких нарушений, в частности, следует отметить «Проблемы души нашего времени» Карла Густава Юнга. В этом ключе становится понятным, почему истончение коры головного мозга может вызвать склонность к депрессиям: нарушение или, точнее, недостаточность ассоциативных связей в головном мозгу приводит к субъективному ощущению оторванности от мира, выключенности из происходящего вокруг индивида. В данном случае речь не идёт об объективных проблемах самореализации, но о субъективном восприятии человеком мира. Любопытно, что сам термин «религия» – re (повторное и / или возвратное действие) + ligio(связывание, соединение) – может быть переведён как «Я восстанавливаю взаимосвязь».

С другой стороны, человек, находящийся на пралогическом уровне мышления, ориентирован на мифологему «Вечного возвращения» и достаточно сложно адаптируется к быстро изменяющимся или необычным условиям. Великие цивилизации древности и современная западная цивилизация постоянно сталкивались с природно-климатическими и социальными вызовами, справиться с которыми помогала логика и технология, а, значит, в них больше шансов для продолжения рода получали «тонкокорые» логики. Наоборот, периоды варваризации, особенно ярко заметные для крупных империй, таких как римская или китайская, отмечались упадком технологии, логики и распространением различных религиозных культов и суеверий.

Корсун Артем
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).