будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 4, 2025
Pro Science
Муравьев Алексей

Наследники древних гностиков

Наследники древних гностиков
mandaic
Современные мандеи. Источник: Mandaean Associations Union

Слово мандей, несмотря на свою обманчиво-знакомую форму, происходит из арамейского языка. В семитском корнеслове есть корень YDʕ, знать, откуда и происходит слово мандыайэ, т.е. гностики, «ведающие», не то чтобы «ведуны», но обладающие мистическим знанием. Суффикс -n/an- – особенность мандейского диалекта арамейского языка (ср. манд. ginza вм. сир. gazza, сокровище). Собственно говоря, мандеями называют особую этноконфессиональную группу, говорящую в настоящее время на арабском языке, но использующую особый хузистанский диалект арамейского (сирийского) языка в качестве языка богослужения и Писания. Представители этого направления обозначают себя бхирэ зидка (избранные праведности) или шурбта д-хаййэ (насаждение жизни). Есть еще название насурайе, «соблюдающие», назореи. Посвященные – этот термин, видимо, заимствован у одной из раннехристианских групп, которая именовалась «назареями», по городу Назарет.

Мандáйе – это, собственно название мирян в отличие от священников (тармиди). Но в Европе это название привилось для всех членов этой группы. Арабы называют мандеев сабиыун (ṣabiʕūn или ṣubba) вероятный смысл – «крестители») или муГтазила, мугтазилиты (омывающиеся, очищающиеся). Мандеи издавна жили в Южном Ираке и юго-западном Иране. Крупнейшие общины существовали в Хузестане (Ахваз, Хорремшахр, Шуштар).

Происхождение этой группы сложно определить точно. С одной стороны, мандеи – часть арамеоязычного населения Месопотамии, т. е. часть средневекового христианского Востока в его сирийском изводе и должна в качестве таковой изучаться. Миссионеры 17 в. придумали мифологическое объяснение, что мандеи – это «ученики Иоанна Крестителя» или даже «христиане Иоанна». Эти предположения, получившие новую жизнь в ходе бума новозаветных исследований конца 19-начала 20 вв., не находят подтверждения в современной науке, однако то и дело повторяются журналистами и популяризаторами, опирающимися на старую литературу.

Несомненна связь мандеизма (религиозных воззрений этой группы) с гностическими учениями, точнее, с каким-то их изводом. Эдвин Ямаучи, профессор университета Ратгерс, справедливо считает, что именно исследование мандеизма позволяет реконструировать многие аспекты гностицизма, известного нам только по сочинениям христианских противников и по рукописному коптскому архиву из Наг Хаммади. Конечно, нельзя прямо ставить знак равенства между коптскими гностиками 2 в. и сирийскими «сектантами», но связь кое-какая имеется. Мир разных т. н. пара-христианских групп в начале н. э. и в эпоху поздней античности был очень богатым и разнообразным. Мистические идеи различных учителей находили ответ в душах людей и возникали группы поклонников Ялдабаота, исчисляющие небесные сферы и ожидающие откровения Небесной Софии-Ахамот. С другой стороны, прото-мандеи начала н. э., по всей вероятности, и происходили из одной такой группы. Все остальные гностические группы исчезли. Что же помогло сохраниться мандейской?

Можно предложить такое объяснение: гностическая сирийская группа вроде маркионитов (последователей Маркиона) или Бардесанитов (последователей Бар Дайсана) сохранилась именно благодаря этнизации, т. е. превращению в квази-этническую группу. Этничность вкупе с развитием собственного культурного кода стала их защитой от ассимиляции и растворения. Именно в таком виде их восприняли мусульмане, представившие, что имеют дело с одной из сект, которых в исламе было немало. Тот факт, что секта ограничилась одним народом и одной культурой, примирило ее последователей с исламскими властями.

Исследование мандеев начали немецкие семитологи (Лидзбарски, Нёльдеке, Мацух). Большой вклад в изучение мандее внесла леди Э. С. Дроэр (1879-1972), которая прожила в Ираке много лет и ее коллекция (DC, Drawer collection) из 54 рукописей хранится в Бодлеянской библиотеке. В современной науке мандеев изучают как этнографы, так и религиоведы, ведь в их лице мы имеем живую гностическую группу. Интересно, что сирийский богослов VIII века Феодор бар Кевани (Конай) включил несколько цитат из Гинзы в свою "Книгу школ" при описании секты «достеан».

Язык-диалект-письменность

Культурный код, этническое своеобразие мандеев имеют несколько аспектов. Особенно интересен язык и письменность мандеев. Говорить о языке мандеев можно лишь беря во внимание, что «священный язык» мандеев – безусловно есть диалект арамейского и, строго говоря, никакого отдельного «мандейского языка» не существует. Но в силу разных культурных причин так иногда говорят. Впрочем, сам диалект делится на два хронологических подвида: классический мандейский (генза – по названию священной книги мандеев) и новомандейский или ратна («шептание»). Сирийские авторы называли этот язык «майшанским» (майшанайя) по названию города Майшан. Сам диалект в двух его диахронических формах довольно убедительно описан А. Немировской и А. Лявданского в семитском томе «Языков мира» (М., 2010).

Сирийцы, говорящие на другом восточно-арамейском диалекте, могут с некоторым трудом понимать мандейский диалект, но современные мандеи все больше арабизируются, из-за чего их даже стали называть «болотными арабами». Новомандейский диалект на языковой карте является угрожаемым и даже исчезающим. Особенностями его надо считать переход ā в ō, как в диалекте туройо, а также исчезновение гуттуральных, которое объясняют субстратным влияние аккадского языка. Это уникальный феномен мандейского диалекта, который также интересен большим количеством иранизмов, как заимствований из древне- и среднеперсидского, так и из фарси-дари (новоперсидского).

Древняя священная письменность мандеев, хотя и родственна сирийской классической, однако использует другой принцип организации. Вместо чисто консонантного письма мандеи используют принцип слоговых лигатур. Согласный звук изображается графемой-базой, а вокализация – модифицирующейся надстройкой на эту базу, для чего используются графемы у, Ɂ, w (т.н. matres lectionis). В общесемитском они обозначали согласные, но постепенно они стали использоваться для указания на огласовку. На похожем принципе построено, например, эфиопское письмо. Эта система огласовок также очень похожа на центрально-азиатские модификации сирийского письма (согдийскую и уйгурскую) и происходящее от уйгурского старо-монгольское письмо. В мандейском есть развитая система диакритических знаков, похожая одновременно и на арабскую, и на арамейскую. Для обозначения звуков «айн» и «гайн» в заимствованиях из арабского применяется арабский знак ع.

Как отмечает К. Рудольф, «самыми ранними свидетельствами характерного мандейского письма являются надписи на харакенских монетах, датированных II и III веками. Известны также элюмейские надписи в Хузестане, открытые в Танг-и-Сарвак. Они принадлежат тому же периоду. По мнению Р. Мацуха, эти надписи предполагают существование мандейского письма. Уже давно было известно, что мандейские буквы связаны с набатейской системой письма. То, что мандейское письмо является связующим звеном между набатейской и элюмейской системами письменности, является вполне вероятным выводом. К этому следует добавить и надписи в Танг-и-Бутан или долине Шимбар, также в Хузестане, которые схожи с элюмейским письмом. Можно надеяться, что новый материал из надписей (таких, как надпись в Пушт-и-Кух в Луристане) расширят основания для такого сравнения. Только на этом пути станет возможным разрешить сложные проблемы происхождения мандейской системы письма, да и самих мандеев».

Религия

В мандейском культурном коде определяющую роль играют именно религиозные представления. Что неудивительно, если учитывать гностическое происхождение мандеев. Главное историческое достояние мандеев – их религиозные книги, отражающие их религию гностического типа. Если говорить кратко, то гнозис – это система мистических воззрений, в центре которой три самых важных: учение о системе эонов, учение от передаче тайного символического знания, гностическая этика. Немало исследований последнего времени посвящено именно мандейской этике в связи с классическим гностицизмом. В отличие от христиан мандеи отвергают Бога Ветхого Завета, а Моисея считают лжепророком.

Ритуалы мандеев сильно связаны с христианскими. Важнейшими обрядами являются крещение или масбута и заупокойная служба, посвящение священника или епископа, ежегодное очищение культовой хижины и различные обряды во время праздников. Ритуальное омовение (крещение), тщательно разработанный ритуал которого находится в «Гинзе», совершается для связи омываемого с миром высших сил. Ритуал крещения «масвета» совершается каждое воскресение (называемое у мандеев хашабба) день, который мандеи отмечают так же, как и христиане. Древнейшим ритуалом также является заупокойная служба или масикта (то есть «вознесение»).

Книги мандеев составлены ок. 3 в. Древнейшая рукопись – 16 в., в основном рукописи датируются 18 и 19 вв. Книги, как считается, собраны и записаны после 640 г. мусульманами, чему свидетельством, например, имя Яхъя, которым мандеи обозначают Иоанна Крестителя, арамайское имя которого – Йоханнан. В книгах мандеев есть ссылки на мусульман и мечети, а в «Коране» упоминаются «ас-сабиъа» (крестильники), которых ассоциируют с мандеями. В исламском праве мандеи причислены вместе с иудеями и христианами к «народам книги» (ахль ал-китаб).

Ученые, изучающие другую древнюю религиозную традицию, манихеизм (манихейство), отметили, что некоторые «Псалмы Фомы», священные тексты манихейской традиции, связаны с мандейскими текстами (это заметил Т. Сэве-Сёдерберг), поэтому можно постулировать примерно связь мандейской традиции с манихейской. Леди Дроэр, Мацух и Рудольф датируют мандейскую традицию 3 в. Существует немало параллелей с коптскими гностическими текстами.

«Гинза Рабба» («Великое Сокровище» или «Книга Адама»), опубликованая в 1915 г. М. Норбергом в сирийской транслитерации, представляет собой молитвенник. Мандейский текст появился в 1867 г. в издании Х. Петерманна. Перевод М. Лидзбарского сделал доступным текст «Гинзы» для европейского читателя. «Гинза» включает две части – правая (GR) из 118 книг и левая (GL) из 3 книг, священническая и мирская. Помимо молитв книга включает космологический нарратив (несколько рассказов о творении). В «Гинзе» также находятся поучения Яхъи (Иоанна Крестителя), различные гимны и апокалиптическое писание. На структуру «Гинзы» повлияла христианская, гностическая и отчасти исламская книжная традиция.

«Книга Иоанна» опубликована Лидбарским в 1905 г. содержит сказания о Иоанне (Яхъя или Юхана) Крестителе. «Мандейские литургии» (изд. Лидзбарским в 1925), другие лит. тексты , изданные леди Э. Дроэр, среди которых «Восхваление» (Колласта), «Тысяча двенадцать вопросов» («Альф трисар шуйлайя), ритуальные и нравственные наставления для священников и кандидатов в священство; ритуал брака, называемый Šarh d-Qabin d-Šišlam Rba, ритуал посвящения или "коронации" священников (Trasa d-Taga d-Šišlam Rba), ритуал крещения Авеля (Hibil; Diwan Masbuta d-Hibil-Ziwa). В категорию "тайных свитков" включены и два кратких комментария на заупокойное богослужение, названные "Первый микрокосм" (alma rišaia zuta) и "Первый макрокосм" (Алма ришайя рабба). Важную роль в мандейской религии играет астрологическое знание, отраженное в книге «Сфар Малвашья» (Книга зодиака или созвездий). Кроме этого известны «диваны» (диуанья), например, «Диван Абатура» или Третьей жизни, называемый также «Диваном весов». Этот диван, как объясняет К. Рудольф, «описывает и иллюстрирует путешествие души усопшего в небесные миры. Многие из свитков и диванов украшены удивительными иллюстрациями в почти "кубистском" стиле. Примечательно, что аналогичные изобразительные формы встречаются в ряде магических папирусов (включая мандейские, иудейские и христианские) позднеантичного периода». Многие мандейские тексты до сих пор не опубликованы.

В настоящее время маленькая религиозная община мандеев состоит из не более чем пятнадцати тысяч верующих. Известно, что они являются умелыми мастерами по обработке золота и серебра, кузнецами и строителями лодок. Община мандеев делится на две группы: священников и мирян. Религиозного главы у них нет, должность эта вакантна уже около ста лет. Священникам в богослужении помогают своего рода дьяконы (сгандэ, т.е посланники). Священник называется «царем» (малка) и его посвящение «коронацией».

Как объясняет Рудольф, «знаками его власти являются "венец" (taga), то есть повязка вокруг головы из белого шелка или хлопка, деревянный жезл (margna) и золотой перстень, называемый Šom Yawar (то есть "имя Йавара", которое и выгравировано на нем). Во время богослужений священник представляет небесных существ или ангелов (uthrē). В течение многих столетий священство было наследственным – ganzibra должен быть "сыном царя". Только священник живет строго религиозной жизнью, и его особые обязанности включают ежедневные молитвы (rahmē – "посвящения") утром, в полдень и вечером (раньше было ещё два бдения). Каждое утро он должен совершать малое ритуальное омовение, называемое rišama ("знак"). Молитвы обычно произносятся стоя, лицом к северу (где расположены миры Света), – без использования особых поз и движений рук. Иногда, читая молитвы, священник сидит или преклоняет колени. Белые ритуальные одеянии (coвp. rasta, в текстах ustla) должны носиться священниками и мирянами во время всех богослужений. Это символ небесного одеяния Света, которое, согласно представлениям мандеев, носят ангелы (uthrē) и чистые души».

____

Kurt Rudolph, TheMandaeanReligion (русский пер.: Мандеизм)

E. S. Drower, The Mandaeans of Iraq and Iran (Leiden: Brill 1937)

Nöldeke, Theodor. 1875. Mandäische Grammatik. Halle: Waisenhaus доступный на Internet Archive

Муравьев Алексей
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).