будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
археология мошенничество история науки
Март 18, 2018
Pro Science
Руссо Максим

Обман и фальсификация

Обман и фальсификация
Mural-sketch
Рисунки на кусках сланца. возможные наброски для настенных изображений из Чатал-Хююка

На прошлой неделе стало известно, что в архиве британского археолога Джеймса Мелларта (James Mellaart, 1925 – 2012) обнаружились свидетельства, что он неоднократно подделывал древние надписи и рисунки. Следует заметить, что новость вряд ли удивила других археологов. Репутация среди коллег Мелларта еще при его жизни была скандальной.

Родившийся в Лондоне Джеймс Мелларт был сыном голландца шотландского происхождения. Когда ему было шесть лет, семья переехала в Нидерланды. С детства он увлекался древней историей, еще школьником выучил латынь, древнегреческий и древнеегипетский языки. В годы войны, чтобы избежать отправки на принудительные работы в Германию, он устроился в Музей древностей в Лейдене. После войны Мелларт окончил Университетский колледж Лондона, специализируясь по древней истории и археологии.

Часто казалось, что какое-то шестое чувство подсказывает Мелларту, где найти древние памятники. В казалось бы пустой крепости в горах Херефортшира он находит брошь железного века, во время поездки на Кипр – клад микенской бронзы. Когда он отправился в экспедицию в Иерихон, его начальница Кэтлин Кеньон поручила ему поиски захоронение, он вернулся к обеду, сообщив, что нашел одно нетронутое. С 1957 года Мелларт стал помощником начальника Британского археологического института в Анкаре и стал серьезно заниматься исследованиями древностей Анатолии. Он вскоре обнаружил древнее поселение в Хаджиларе (7000 – 5000 годы до н. э.) и руководил его раскопками в 1957 – 1960 годах.

В 1958 году Мелларт вместе с Дэвидом Френчем и Аланом Холлом сделал открытие, которое принесло ему всемирную славу. В трех километрах от деревни Кючюккёй двадцатиметровый холм, который местные жители называли Чатал-Хююк скрывал неолитическое поселение огромных размеров, настоящий город, возникший, когда люди только переходили от собирательства к земледелию и скотоводству. Книга Мелларта «Чатал-Хююк, неолитический городв Анатолии» (1967), стала классикой.

 

Чатал-Хююк после первых раскопок под руководством Мелларта

 

Джеймс Мелларт в Чатал-Хююке

Первая скандальная история с участием Джеймса Мелларта случилась уже в конце 1950-х годов. 29 ноября 1959 года журнал The Illustrated London News вышел с сенсационным заголовком «Первый и эксклюзивный репортаж о тайных раскопках, которые привели к наиболее важному открытию со времен царских гробниц Ура». В публикации Джеймс Мелларт демонстрировал рисунки древностей, которые, как утверждалось, были найдены в захоронениях около турецкой деревни Дорак у озера Улуабат, недалеко от азиатского побережья Мраморного моря. Там были золотые и серебряные статуэтки женщин (по определению Мелларта, богини и ее прислужниц), серебряные мечи и кинжалы, золотые листы, которыми когда-то был обшит царский трон, гребень из слоновой кости, браслеты, церемониальные топоры и жезлы, а также характерная керамика археологической культуры Йортан. Возраст находок, по словам Мелларта, составлял около 4500 лет. На золотой панели имелись египетские иероглифы с именем и титулами фараона Сахуры(2487-2473 годы до н.э.) – Мелларт полагал, что золотой трон был даром от царя Египта правителям народа, жившего в Анатолии. А гравировка на одном из мечей была «безусловно самым ранним детальным изображением океанских кораблей за пределами Египта… действительно, именно в таких судах мы можем представить легендарных аргонавтов, проплывающих через Марморское море, мимо Дорака, на пути в Колхиду»». Мелларт обещал вскоре издать книгу о находках, которая перевернет археологический мир.

 

Сокровища Дорака нарисованные Меллартом

Фотографий в журнальной статье не было, только рисунки. Причиной этого Мелларт называл необычные обстоятельства его знакомства с артефактами из Дорака. По его словам, он ехал в поезде из Стамбула в Измир. Напротив него сидела молодая женщина, «очень привлекательная и немного застенчивая». Внимание археолога привлек ее необычный браслет, в котором он увидел сходство с украшениями археологической культуры Йортан (бронзовый век Западной Анатолии, около 2700-2500 до нашей эры, синхронна Трое II). Мелларт решил расспросить соседку, которая, как оказалось, говорила по-английски с американским акцентом. Она ответила, что зовут ее Анна Папастрати, она живет в Измире, а браслет – всего лишь часть коллекции, хранящейся в ее доме.

Анна любезно пригласила Мелларта осмотреть коллекцию, на что он согласился. Жила она по адресу улица Казима Дирика, дом 217. Мелларт провел в доме Анны несколько дней, изучая и зарисовывая предметы, которые, по словам хозяйки, были найдены членами ее семьи в начале 1920-х годов во время греческо-турецкой войны. Она показывала Мелларту старые фотографии с раскопок, где были видны «скелеты в гробницах». Фотографировать древние предметы она Мелларту не разрешила, но обещала прислать фотографии позже.

Мелларт долго ждал обещанных фотографий, но они так и не приходили. В конце концов, он получил отпечатанное на машинке письмо такого содержания: «Дорогой Джеймс, вот, которого вы так ждали. Как владелец, я разрешаю вам публиковать рисунки объектов Дорака, которые вы сделали в нашем доме. Вы всегда больше интересовались этими старыми вещами, чем мной. Что ж, вот они. Удачи и прощайте. С любовью, Анна Паппастрати. I8/ I0/ I958, улица Казима Дирека, 2I7, Каршияка, Измир». Британский археологический институт в Анкаре, где работал Мелларт, отказался поддерживать публикацию находок, не подтвержденных фотографиями, в научном журнале. Поэтому Мелларт и обратился в еженедельник The Illustrated London News.

Статья действительно привлекла всеобщее внимание. Особенно пристальным (и недоброжелательным) было внимание турецких властей. Они заподозрили Мелларта в пособничестве нелегальной торговле древностями. Тем более, когда выяснилось, что по указанному адресу в Измире нет жилых домов. Анна Паппастрати, не смотря на все усилия турецких журналистов и полицейских, тоже не обнаружилась. В результате Мелларту запретили вести раскопки в Турции. Спустя некоторое время запрет был отменен при условии, что Мелларт не будет руководителем археологических работ.

Сокровищ из Дорака так никто и не увидел. До сих пор неясно, что стоит за всей этой историей с доракскими находками. Было ли это попыткой Мелларта создать сенсацию, сфабриковав древние артефакты, подлинность которых нельзя проверить из-за их отсутствия? Или, как предположили некоторые комментаторы, Меллартом воспользовались контрабандисты, чтобы получить его авторитетное заключение о ценности находок, а потом продать их подпольно какому-нибудь миллионеру? Красивая гречанка, “случайно” встреченная в поезде, выступала в данном случае в роли приманки. В конце концов, с этой версией стал соглашаться и Мелларт, поскольку предстать наивной жертвой злоумышленников все-таки лучше, чем прослыть мистификатором.

Мы не можем с уверенностью сказать, существовали ли когда-то сокровища Дорака или они были вымыслом. Но вот таинственной Анны Паппастрати, видимо, действительно не существовало. Причем выдумал ее Мелларт. Обнаружилось сходство отпечатанного письма Анны с письмами, которые печатала в тот же период жена Мелларта Арлетт, работавшая секретарем в Британском археологическом институте в Анкаре. В частности, там во множестве встречается использование буквы I вместо цифра 1, как и в письме. В 2000-е годы некоторые коллеги Мелларта рассказывали в интервью, что выдумкой была не только Анна Паппастрати, но и сокровища Дорака.

В 1962 году против Мелларта были выдвинуты обвинения в незаконном вывозе, которые были сняты из-за общей амнистии в 1965 году. Но Департамент древности Турции отказал Мелларту в разрешении на раскопки в стране. С тех пор Мелларт в Турции не работал, а раскопки в Чатал-Хююке было на долгое времени прекращены. Их возобновления добился в 1993 году Иэн Ходдер, который возглавляет археологические исследования памятника по сей день.

В 1980-е годы вокруг Мелларта вновь поднялся шум. Его упрекали в том, что он публикует свои зарисовки древних изображений со стен домов из Чатал-Хююка, но (за небольшим исключением) какие-либо фотографии или хотя бы независимые свидетельства о них недоступны. Согласно объяснениям Мелларта, подлинные фрески были столь сильно повреждены, что их не успели даже сфотографировать, прежде, чем они рассыпались в пыль. Проверить точность набросков Мелларта или даже факт существования этих фресок было невозможно. Согласно интерпретациям Мелларта, они изображали извергающиеся вулканы, сцены посева и ухода за скотом, фигурки животных, птиц и людей.

При этом приводимые Меллартом изображения часто свидетельствовали о сенсационных археологических открытиях. Рисунки со сценами ухода за скотом были древнейшим свидетельством одомашнивания животых, а изображение, которое Мелларт поначалу посчитал шкурой леопарда и геометрическим орнаментом, позднее он начал интерпретировать как древнейшую в истории географическую карту, изображающую вид сверху на поселение в Чатал-Хююке и стоящий рядом вулкан Хасан-Даг. Сначала это преподносилось как гипотеза, но позднее Мелларт называл найденную фреску картой уже без всяких сомнений (в 2006 году Стефани Мис (Stephanie Meece) опубликовала в журнале Anatolian Studies статью, где доказывается, что первоначальная интерпретация со шкурой леопарда более вероятна).

Нынешнему разоблачению предшествовала история с лувийской надписью, происходившая в 2017 году. Еще в 1995 году Мелларт связался со швейцарским геоархеологом Эберхардом Цанггером (Eberhard Zangger), председателем Фонда лувийских исследований, сообщив, что в его распоряжении есть прорисовка надписи на лувийском языке, найденная в турецкой деревне Бейкёй. По словам Мелларта, копию надписи сделал в 1878 году французский археолог Жорж Перро. Затем надпись погибла, так как местные крестьяне использовали камень с надписью для строительства мечети. Мелларт нуждался в помощи в исследовании надписи, ссылаясь на свое незнание лувийского языка, также он просил опубликовать надпись, если он не успеет сделать это до своей смерти. В 2017 году Цанггер и нидерландский ученый Фред Вудхузен (Fred Woudhuizen) подготовили перевод надписи. Статья с ним вышла в журнале Proceedings of the Dutch Archaeological and Historical Society. В тексте надписи упоминался известный из хеттских источников царь Муксус и перечислялись покоренные царства. Многие специалисты по лувийскому языку и истории Древней Анатолии скептически отнеслись к надписи, сочтя ее подделкой работы Мелларта.

В феврале этого года Эберхард Цанггер и сын Мелларта Алан провели несколько дней в квартире покойного археолога в Лондоне, разбирая его записи. Они обнаружили, что Мелларт вводил коллег в заблуждение, утверждая, что не знаком с лувийским языком. В его бумагах оказалось множество записей лувийских иероглифов, которые Мелларт изучал еще в студенческие годы. Его интерес к лувийским памятникам не прекращался в течение десятилетий. Цанггер не уверен, что сама надпись была сфабрикована Меллартом, но ряд доказательств, подтверждающих ее подлинность, Мелларт явно подделал.

Цанггер и Алан Мелларт обнаружили черновые “прототипы” целого ряда надписей и рисунков, которые Мелларт стремился выдать за подлинные. Среди них есть даже куски черного сланца с нанесенными Меллартом изображениями, аналоги которых он представлял как рисунки жителей Чатал-Хююка. «Он использовал такой подход более 50 лет, – говорит Цанггер в интервью Live Science. – Сначала он приобретал чрезвычайно обширные и глубокие знания [об интересующей  области]. Затем он пытается использовать эти знания для разработки согласованной исторической концепции». Но доказательства в пользу своих концепций Мелларт был не прочь изготовить самостоятельно. «Он производил зарисовки артефактов и переводы текстов, чтобы подкрепить свои теории», – говорит Цанггер. При этом Цанггер и Алан Мелларт обнаружили в переписке Мелларта-старшего, что тот пытался привлечь к публикации созданных им надписей других ученых.

Цанггер признает, что сейчас трудно определить, например, какие из настенных изображений Чатал-Хююка поддельны, а какие нет. Наследие Мелларта представляет собой смесь опубликованных и неопубликованных, вымышленных и подлинных фактов, в которой почти невозможно разобраться. Мелларт достаточно искуссно скрывал свое знание лувийского языка, сообщая коллегам, что какие-то части надписи были уже прочитаны другими исследователями, причем выбирая на эту роль уже умерших к тому моменту ученых. В надписи, описанной Цанггером и Вудзузеном, содержится 260 имен и топонимов. «Это похоже на мир Гарри Поттера. Названия согласованы и, по-видимому, имеют смысл, – говорит Цанггер, - Мелларт явно был гениален, но неправильно использовал свои таланты, нанося этим огромный вред исследования».

Цанггер предположил, что стремление Джеймса Мелларта к мистификациям возникло в результате того, что в 1960-х он был отлучен от практической археологии. «Он прожил еще полвека. За это время он, кажется, все больше входил в воображаемый мир. Возможно, он хотел как-то отыграться, вводя в заблуждение своих коллег», – считает Цанггер.

Отмечается, что нет свидетельств, что Мелларт фальсифицировал древние предметы, только надписи и рисунки. Также следует помнить, что к раскопкам в Чатал-Хююке последних десятилетий Мелларт вообще не имел отношения.

Руссо Максим
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).