будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
история общество политология социология Медленное чтение
Май 12, 2025
Pro Science
Реквиц Андреас

Общество сингулярностей. О структурных изменениях эпохи модерна

Общество сингулярностей. О структурных изменениях эпохи модерна
ps_singularity
Общество сингулярностей. О структурных изменениях эпохи модерна

Издательство «Директ-Медиа» представляет книгу Андреаса Реквица «Общество сингулярностей. О структурных изменениях эпохи модерна».

В современном обществе ценится всё уникальное — люди, вещи, места, события и сообщества, а всё стандартное и общее уходит на второй план. Это важный разрыв по сравнению с индустриальной эпохой, считает немецкий социолог Андреас Реквиц: сегодня мы живем в обществе сингулярностей — господствует всё единичное и неповторимое. В книге «Общество сингулярностей» он объяснил, как эта трансформация изменила нашу жизнь: культуру, экономику, работу, политику, самореализацию.

Погоня за уникальностью и аутентичностью далеко не всегда идет на пользу обществу: растет экономическое неравенство, набирают силу движения радикальных националистов. Но вернуться назад, к предсказуемому и однородному обществу индустриального модерна, теперь невозможно, считает Реквиц, остается только приспосабливаться к потребностям общества сингулярностей и искать новые возможности для развития.

Предлагаем прочитать фрагмент книги.

Правый популизм

Правопопулистские партии закрепились в партийной системе Европы с 1990-х годов. Их можно интерпретировать как еще одну версию политического культурного эссенциализма, который частично переплетается с культурным национализмом. Характерной также является тесная связь правого популизма с социокультурными «идентитарными» движениями. Таким образом, правый популизм — это не только партийная политика, он также осуществляет идейную политику с целью культурной гегемонии.

Подъем правого популизма нельзя понимать как простое продолжение традиционного правого радикализма, скорее, он отражает реструктуризацию западной партийной системы. В организованном модерне с 1945 по 1980 годы эта система характеризовалась доминированием народных партий, так сказать, «хранителей общего», и принципиальным различием (ключевое слово здесь — «раскол») между социал-демократическими (левоцентристскими) и консервативными (правоцентристскими) партиями. Партийный ландшафт позднего модерна характеризуется с 1980-х годов утратой влияния народными партиями и ростом популярности различных небольших партий, так что возник рынок профилированных, стремящихся к «аутентичности» политических групп. Как я уже сказал, сейчас происходит фундаментальный сдвиг парадигмы от корпоративистско-социал-демократического консенсуса к апертистско-дифференциальному либерализму, причем новый раскол внутри этой парадигмы проходит между неолиберализмом и леволиберализмом. Как уже было сказано, в принципе происходит изменение парадигмы от корпоративно-социал-демократического консенсуса к апертистско-дифференциальному либерализму, при этом проходит новое расслоение внутри этой парадигмы между неолиберализмом и левым либерализмом. Однако с появлением правого популизма в партийной системе наметилась новая фундаментальная линия конфликта, очевидно, как реакция на развитие гегемонии нового либерализма. Правый популизм бросает вызов парадигме апертистско-дифференциального либерализма в его леволиберальной и экономико-либеральной форме. Этот новый, фундаментальный раскол основан на противопоставлении коммунитаризма и антиплюрализма в политике социокультурной общности людей с одной стороны и либеральной и космополитической политикой открытости рынков и идентичностей с другой: речь идет о расколе между политикой закрытости и политикой открытости.

Однако в основе правого популизма лежат не отдельные политические представления, а принципиально иная модель политического. Популизм можно точнее описать как определенную форму политического: он претендует на то, чтобы воплотить волю народа непосредственно в политическую практику, предполагает возможность и желательность идентичности между правящими и управляемыми, а значит работает, по крайней мере неявно, с теоретической моделью демократии, которая не предполагает плюрализма и представительства. С этой точки зрения, скорее, существует некий коллективный интерес народа, который воплощается в политическом действии без посреднических инстанций. Этот антиплюрализм идентичности является более элементарным, чем антиэлитаризм, которому следует популизм. В основу критики элиты положено понимание прямой неплюральной, «квазиаутентичной» демократии, той демократии, в которой «народ» выступает как неоспоримая нравственная инстанция с естественными интересами и ценностями («настоящие американцы» (real Americans), «народный класс» (classe populaire)). В этом контексте популисты считают себя не представителями, а частью народа, как авангард «движения»: «Мы — народ!» (Wir sind das Volk).

Ключевым моментом является то, что в популистской модели политики народ как основа демократии считается гомогенным. Речь идет о двух уровнях: социальном (в узком смысле) и культурном. Модель социальной гомогенности предполагает социальное единообразие жизненной ситуации «фактического» населения и, соответственно, его интересов: это «маленькие люди», рабочие и наемные работники, те, «кто выполняют тяжелую работу и поднимают страну», и т. д. Модель культурной гомогенности предполагает культурное единообразие ценностей и практик, национальной культуры в ее коллективной идентичности, естественный здравый смысл, общепризнанные нравственные представления о «порядочных людях» и тому подобное. Таким образом, правый популизм в значительной степени опирается на культурный эссенциализм, но также берет на вооружение идею социальной гомогенности. Культурный эссенциализм выражается в том, что политическое единство народа понимается, по сути, как культурное, обычно национально-культурное единство: коллективная идентичность «аутентичных французов» (австрийцев, голландцев, венгров и т. д.) с их особенной историей, традициями, территорией и «национальным характером». Культура народа рассматривается как воплощение естественной этики, «правил хорошего тона». Социальной единицей считается «аутентичный народ», зачастую в той степени, в какой он состоит из «молчаливого большинства» «маленьких людей». В целом эта политика направлена на народ как на заданную социальную и культурную общность, как demos, populus и ethnos одновременно, чьи интересы и ценности должны быть реализованы на практике. И эту социокультурную общность следует сохранять посредством популистской политики.

Популистская версия культурного эссенциализма также основана на антагонизме внутреннего и внешнего: «Мы против них». Здесь особенно активно используются поляризующие валоризации и девальвации в соответствии с логикой «друг — враг». Предпочтительными объектами демаркации являются космополиты и мигранты. Мигранты не относятся к «аутентичному народу» либо в тех случаях, когда они не разделяют национальную культуру, либо в целом, поскольку не обладают «надлежащим» происхождением и не исповедуют «правильную» религию. Космополитам отказывают в праве представлять ценности и интересы коренного, локально привязанного большинства: здесь может идти речь о глобально действующей функциональной элите («глобалистах»), представителях нового среднего класса с космополитическими ценностями, типичных жителях мегаполисов; сторонниках прогрессивных движений, которые настроены критически по отношению к традиционным семейным ценностям (феминистки, ЛГБТК-движение) или ориентированы интернационально. Таким образом, главная опора постиндустриального общества сингулярностей, новый средний класс экономики знаний и культуры, стремящийся к передовому, современному образу жизни, превращается с точки зрения правого популизма в противника «аутентичного народа», в паразитирующую внешнюю силу. Только на фоне этой общей популистской формы политического обретает смысл конкретное содержание партий. Они представляют собой коммунитаристскую альтернативу апертистско-дифференциальному либерализму. Неолиберальная конкуренция в социальной сфере и левый либерализм разнообразия являются оппонентами правого популизма, зеркально отражая ориентацию правых популистов на регулируемую национальную, экономическую и социальную политику, а также на их гомогенизирующую культурную и миграционную политику.

В своем отношении к глобальному правый популизм часто выступает за этноплюрализм. Другие нации при этом не обязательно обесцениваются, а вполне могут рассматриваться как равные. Однако главной задачей является сохранение неповторимости, сингулярности и аутентичности собственной нации. В оппозиции к этноплюрализму находятся гибридизация культуры и механизмы универсализации, противоречащие национальным государствам (глобальная экономика, международные организации). Идеалом правого популизма являются сосуществующие замкнутые «культурные круги», куда не допускаются чужаки. Политический этноплюрализм может превратиться в модель «столкновения цивилизаций», наглядным примером которой в правопопулистском контексте начала XXI века стала борьба с радикальным исламом.

 

Реквиц Андреас
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).