будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
музеи реставрация история искусства
Август 29, 2015
Pro Science
Руссо Максим

Оправдание Россетти

Оправдание Россетти
2Smeralda_Bandinelli
Реставрация "Портрета Эсмеральды Брандини"

Реставраторы из лондонского Музея Виктории и Альберта сняли со знаменитого английского поэта и художника Данте Габриэля Россетти обвинение в поступке, за который больше века его ругали искусствоведы. Оправдание Россетти стало результатом исследования картины художника, который жил задолго до него: реставраторы изучили «Портрет Эсмеральды Брандини» работы Сандро Боттичелли. 

 

«Портрет Эсмеральды Брандини»

Портрет был написан предположительно в первой половине 1470-х годов. На нем изображена женщина в красном, которую зритель видит через раскрытое окно. На заднем плане видна колонна и открытая дверь. В нижней части окна есть надпись: Smeralda di M.Bandinelli Moglie di VI... Bandinelli. На основании этой надписи признано, что на портрете Эсмеральда (Смеральда) Брандини, бабушка известного скульптора Баччо (Бартоломео) Бандинелли. Видимо, надпись была нанесена на картину позднее, так как фамилию Бандинелли скульптор начал использовать только с 1530 года.

Эсмеральда Донати Брандини родилась в 1439 году, то есть к моменту работы над портретом ей было немногим более тридцати. Они была замужем за Вивиано Брандини, и у них было трое детей: Микеланджело, Джованибатиста и Лукреция. Микеланджело позднее станет знаменитым флорентийским ювелиром. Высказывалась версия, что на портрете не Эсмеральда Брандини, а Катарина Брандини, жена Микеланджело и мать Баччо Бандинелли, но она считается маловероятной.

С двух работ Боттичелли: портрета Эсмеральды Брандини и хранящегося в палаццо Питти во Флоренции портрета молодого человека – начался новый этап во флорентийской живописи. Они стали первыми изображениеми в три четверти, ранее портреты писались в профиль. Также на Боттичелли впервые придумал посадить позирующую женщину перед окном, позднее этот прием многократно повторят другие живописцы.

Куда больше споров было об авторе портрета. Часть искусствоведов считала, что его автором был не Боттичелли, а некий его коллега или ученик. Для этого неизвестного художника они даже придумали имя Amico di Sandro «Друг Сандро». Но сейчас большинство исследователей все-таки полагают, что портрет принадлежит самому Боттичелли.

В начале XIX века картина находилась в коллекции банкира и дипломата графа де Пуртале-Горжье. После его смерти коллекция была распродана и портрет в 1867 году на аукционе  Christie's купил арт-дилер Чарльз Хоуэлл для Данте Габриэля Россетти. Как утверждал Россетти, картина стоила ему 20 фунтов. Еще четыре фунта он заплатил за расчистку холста.

В те годы Боттичелли был не столь популярен, и во много заслуга Россетти, Джона Рескина, Эдварда Берн-Джонса и других прерафаэлитов, что взоры искусствоведов и любителей живописи обратились в сторону картин Боттичелли и других художников раннего Возрождения. Рост популярности Боттичелли повлиял и на цены его картин. Если в 1867 году Россетти купил картину за 20 фунтов, то пятнадцать лет спустя он продал ее коллекционеру Константину Александру Ионидесу уже за 315 фунтов. Больше портрет не продавался, в 1901 году он по завещанию Ионидеса был в числе 82 картин его коллекции передан Музею Виктории и Альберта. Но о современных ценах на работы Боттичелли можно судить по тому факту, что его картина, известная как «Мадонна Рокфеллера» была в 2013 году продана на аукционе за 10 442 500 долларов.

Россетти, кстати, полагал, что на изображенная на портрете женщина позировала Боттиччели для знаменитой картины «Весна». Он высказал это предположение в комментариях к своему стихотворению «На картину «Весна» Сандро Боттичелли». Но сейчас эта гипотеза признана неверной.

Хотя Россетти и его товарищи по братству прерафаэлитов приложили много сил, чтобы вернуть славу Боттичелли, историки искусства отзывались о Россетти холодно. Они обвиняли художника в неслыханном по дерзости поступке – он перекрасил волосы Эсмеральды Брандини, сделав ее огненно-рыжей! Россетти сам дал повод для подозрений. Во-первых, его любовь к рыжеволосым женщинам очевидна, достаточно вспомнить его натурщицу и жену Элизабет Сидалл. Рыжими были волосы и у другой возлюбленной художника – Фанни Корнфорт.

 

Элизабет Сидалл на картине «Regina Cordium»

 

Фанни Корнфорт на картине «Леди Лилит»

Во-вторых, Россетти сам, в письме своему секретарю, написанном спустя три дня после приобретения картины, сообщает, что подправил на портрете волосы, но не хотел бы распространяться об этом. Это письмо стало главным свидетельством обвинения.

Сейчас сотрудники Музея Виктории и Альберта, готовясь к выставке Botticelli Reimagined, провели реставрацию и тщательное исследование портрета. Одной из их целей было определить степень вмешательства Россетти. Сначала они удалили верхние слои прозрачного лака. Затем изучили красочные слов в инфракрасных лучах. В результате обнаружилось, что слоев краски на волосах женщины, значительно меньше, чем они рассчитывали увидеть. Красный пигмент оказался темперой и был нанесен рукой самого Боттичелли. Россетти же, как выяснилось, лишь очень деликатно подретушировал небольшие поврежденные участки на лице женщины и на головном уборе.

Благодаря исследованию в инфракрасном диапазоне удалось также выяснить ряд подробностей работы Боттичелли. Сотрудники музея смогли отследить, как он использовал более насыщенные линии в изображении архитектурных деталей заднего плана, чтобы точнее передать глубину перспективы. Также они установили, что одежда женщины сначала рисовалась более светлой краской, а потом Боттичелли проработал тени и складки на ней краской с большим содержанием угля.

 

Снятие с картины слоев лака

Картина «Портрет Эсмеральды Брандини» в числе 50 других произведений Боттичелли будет представлена на выставке Botticelli Reimagined, которую Музей Виктории и Альберта проводит совместно с Государственными музеями Берлина. На ней можно будет увидеть и картины Россетти и Берн-Джонса, созданные под влиянием Боттичелли, а также работы более поздних авторов, развивающих мотивы творчества Боттиччелли, в том числе Рене Магритта, Энди Уорхолла и даже модельера Эльзы Скиапарелли. Выставка будет работать в Берлине с 24 сентября по 24 декабря, а 5 января 2016 года откроется уже в Лондоне.

Руссо Максим
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).