будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Бельгия Брюссель история материаловедение химия история искусства
Август 23, 2015
Pro Science
Руссо Максим

Писающий мальчик сдает анализы

Писающий мальчик сдает анализы
Manneken_Pis_Brussel
Писающий мальчик в Брюсселе. Источник: Wikimedia Commons

Специалисты из Брюссельского свободного университета намерены провести исследования знаменитого городского символа – статуи Писающего мальчика (Manneken-Pis). Основная их цель – установить истинный возраст скульптуры. Ученые надеются, что смогут положить конец долгим спорам вокруг этого вопроса.

Споры появились не на пустом месте. Биография мальчика была довольно бурной. Мы не будем рассматривать ненадежные указания, что первый вариант статуи якобы появился в Брюсселе еще в XIV веке. Официальная его история начинается с 1619 года, когда бронзового мальчика изготовил скульптор Жером Декенуа-старший (Jérôme Duquesnoy l'Ancien, 1570–1641). Впервые покинуть перекресток Банной улицы (rue de l'Étuve) и Дубовой улицы (rue du Chêne) мальчику пришлось уже в 1695 году. Тогда войска Людовика XIV, желавшего присоединить Южные Нидерланды к Франции, подошли к Брюсселю и французские артиллеристы обстреливали город, разрушив почти все дома на брюссельской Гран-плас. Современный ансамбль этой площади сложился как раз после ее восстановления

 

Руины Гран-плас в 1695 году

Писающего мальчика, который стоит всего в нескольких минутах ходьбы от площади, брюссельцы спрятали. А после того, как французы отступили, его вернули на место. На камне над головой мальчика тогда была высечена гордая надпись: In petra exaltavit me, et nunc exaltavi caput meum super inimicos meos «На камень [Господь] вознес меня, и теперь вознес я голову свою выше моих врагов» (цитата из псалма 26).

В 1745 году мальчика украли английские солдаты. Он обнаружился в городе Герардсберген (Граммон) в Восточной Фландрии. В благодарность за помощь в возвращении статуи брюссельцы подарили жителям Герардсбергена копию Писающего мальчика, которую и поныне можно увидеть в этом городе. Это была первая копия Писающего мальчика, установленная в другом городе, а на данный момент их насчитывается не менее десятка, причем три – в Японии.

 

Писающий мальчик в Герардсбергене

Впрочем, жители Герардсбергена уверены, что на самом деле их мальчик старше брюссельского и сделан еще в 1495 году. У него есть официальный сайт с недвусмысленным адресом oudste-manneken-pis.be «старший писающий мальчик». Спор между Брюсселем и Герардсбергеном о писающих мальчиках не прекращается и поныне. Существует особое «Братство герардсбергенского Писающего мальчика», отстаивающее его первородство. Оно издает журнал, местные исполнители посвящают мальчику песни. Когда в 1992 году бельгийская почта выпустила марки с брюссельским Писающим мальчиком, в Герадсбергене в ответ выпустили открытки со своим. Надо сказать, что бельгийские города явно неравнодушны к скульптурам друг друга. По преданию, в Герардсбергене еще до мальчика стояла статуя льва, но ее якобы украли жители Гента, тогда-то и появился герардсбергенский мальчик.

Некоторые же утверждают, что Герардсбергене действительно имелся свой мальчик, но он был украден еще раньше, а в XVIII веке заменен копией (брюссельцы, конечно, говорят, что эта копия была подарена ими). В 1985 году городские власти отправили герардсбергенского мальчика в местный музей (museum De Permanensje) для лучшей сохранности, а возле ратуши установили современную копию.

Но мы вернемся к брюссельскому мальчику, приключения которого продолжились. Не успели вернуть его на место, как на следующий, 1746 год Людовик XV добился того, что не удалось Людовику XIV. Входе войны за австрийское наследство французы под командованием Морица Саксонского взяли Брюссель. И теперь уже французские гренадеры попытались стащить статую. Мальчика быстро вернули, а чтобы успокоить волнения среди брюссельцев (в городе по этому поводу назревал бунт), Людовик XV пожаловал мальчику вышитый золотом костюм, даровал право носить шпагу и наградил его орденом святого Людовика.

Следующее происшествие случилось в 1817 году. Писающего мальчика украл помилованный каторжник Антуан Лика (Antoine Licas). При этом статуя была повреждена. Виновный был найден и приговорен к часу стояния на Гран-плас закованным в колодки у позорного столба, а также к пожизненным каторжным работам. Мальчик вернулся на свое место и оставался там более века, пока его не украли в 1963 году. Он был снова найден, на этот раз в Антверпене. Но уже в 1965 году мальчика похитили вновь, отбив при этом ноги. Когда на следующий год статую обнаружили, власти Брюсселя решили не рисковать больше и поместили на перекрестке современную копию.

Оригинальный же Писающий мальчик был восстановлен и отправился в Музей города Брюссель, который расположен на Гран-плас в так называемом «Доме короля» (Maison du Roi).

Однако довольно давно существует предположение, что статуя была заменена уже после похищения 1817 года, а остатки первоначального мальчика исчезли. Но документально не подтвердить, ни опровергнуть это не получается. Добиться ясности в этом вопросе попытаются две исследовательницы, представляющие оба Брюссельских свободных университета: франкоязычный и фламандский. Жеральдин Патиньи (Géraldine Patigny) из Université Libre de Bruxelles – специалист по средневековому искусству, автор работ, посвященных творчеству Жерома Декенуа-старшего, Амандин Краббе (Amandine Crabbé) из Vrije Universiteit Brussel занимается аналитической химией и материаловедением, она опубликовала несколько исследований средневековых бельгийских скульптур.

Ученые планируют применить рентгенофлуоресцентную спектроскопию, чтобы определить состав металла в статуи, хранящейся в «Доме короля». При облучении материала рентгеновским излучением атомы переходят в возбужденное состояние, когда их электроны оказываются на более высоких энергетических уровнях. Спустя примерно микросекунду, атом возвращается в обычное состояние, электроны с внешних уровней  перемещаются на нижние, а избыток энергии выделяется в виде фотона. При этом атом каждого химического элемента выделяет фотоны строго определенной энергии. Поток этих фотонов регистрируется специальным детектором, анализируется компьютером и в результате исследователи получают данные об элементном составе изучаемого образца.

Амандин Краббе говорит, что если в бронзе обнаружится большое содержание никеля, это станет существенным доводом в пользу изготовления статуи в XIX веке. Также ученые возьмут пробы металла с внешней и внутренней поверхности статуи, чтобы изучить степень эрозии и патину. Сравнив полученные результаты с датированными образцами скульптур XVII века и в особенности с произведениями мастерской Жерома Декенуа, можно будет определить, принадлежит ли к ним и Писающий мальчик.

Руссо Максим
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).