будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
история Вольное историческое общество
Июль 6, 2025
Pro Science
Руссо Максим

Проблемы истории и проблемы историков

Проблемы истории и проблемы историков
ps_brockhaus_and_efron_ethnographic_map
Этнографическая карта из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. Источник: Wikimedia Commons

17 апреля в рамках проекта «Публичные лекции Полит.ру» состоялась лекция «Быть историком в современной России: вызовы общества и ответы ученых». Ее прочел Иван Иванович Курилла – доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой международных отношений и зарубежного регионоведения Волгоградского государственного университета, член совета Вольного исторического общества.

Можно выделить два традиционных взгляда на историков. Согласно первому, историк это некий беспристрастный мудрый Нестор-летописец, который sine ira et studio занимается исследованиями прошлого, не связывая их с конъюнктурными вопросами современности.

Согласно другому взгляду, появившемуся в XIX веке, в эпоху создания в Европе национальных государств, историк – это идеолог создания нации, помогающий ей найти опору в прошлом, проводник создания национальной идентичности. Оба этих взгляда на историка как профессионала продолжают сосуществовать и в наши дни, и часть историков примеряет их на себя и старается им соответствовать.

Можно также предложить взгляд на историю, как на постоянно возобновляемый диалог современности с прошлым. При этом вопросы в этом диалоге задает современность: общество или его части формулируют проблемы, на которые отвечает историк в своем исследовании. При этом сами историки могут и не осознавать, что эта проблематика задается современностью.

Этот постоянный диалог с прошлым – важная часть культуры современного общества, которая позволяет ему двигаться вперед. Каждый поворот общественного развития так или иначе сравнивается с прошлым. При таком взгляде на историю сами историки предстают как профессионалы этого диалога. Они лучше других умеют формулировать вопросы и искать ответы. Профессиональный историк понимает границы корректности сопоставлений с прошлым, знает, что и с чем можно сравнивать. Также важнейшей чертой историка служит понимание методов поиска исторических источников и работы с этими источниками.

При развитии исторической науки как диалога с прошлым, история, написанная учеными несколько десятилетий назад, не становится с течением времени неправильной, но становится менее интересной для общества, так как с тех пор успевают возникнуть другие вопросы. Поэтому даже при том же круге исторических источников исследователи могут, поставив новые вопросы, найти в них новые факты.

Перед профессиональными историками в России, да и в других странах, встает ряд проблем. Часть этих проблем относится к внешнему давлению на историков. В первую очередь речь идет о давлении со стороны государство, которое стремится рассматривать историков как пропагандистов. Исторические исследования в данном случае служат укреплению сплоченности общества, поэтому на историков возлагается задача поисков героического прошлого или, напротив, общего страдания народа, которые могли бы обеспечить дальнейшее единении нации в рамках данного государства. Историков призывают создавать пантеон национальных героев или же антигероев. Такие задачи ставят перед историками политики, причем не только политики, находящиеся у власти в данный момент; оппозиционные политические деятели также всегда готовы прибегнуть к истории как к инструменту.

При этом возникает не только общегосударственный «заказ на прошлое», но и региональные его варианты, которые могут противоречить с тем историческим нарративом, который считается идеологически верным на государственном уровне. Оценка отдельных исторических деятелей в «общегосударственной» и «региональной» истории может быть диаметрально противоположной, один и тот же человек представать в качестве героя и антигероя.

Лектор привел целый ряд примеров восприятия исторических событий и личностей в регионах России. В Ростовской области на частной подворье установлен памятник атаману Петру Краснову. Краснов пользуется довольно значительной популярностью среди донского казачества как создатель некоторое время существовавшего независимого казачьего государства – Всевеликого войска Донского. С точки же зрения истории в общероссийском масштабе Краснов оценивается безусловно отрицательно, так как во время Второй мировой сотрудничал с гитлеровскими войсками и был начальником  Главного управления казачьих войск Имперского Министерства Восточных оккупированных территорий Германии.

В Чечне установлен памятник женщинам аула Дади-Юрт, которые, по преданию, после взятия села русскими войсками в 1819 году, бросились в Терек, где утонули сами и утопили своих конвориров. С этой историей связывают даже установление в Чечне праздника – Дня чеченской женщины. В Татарстане неоднократно заходит речь об установке памятника защитникам Казани от войск Ивана Грозного. В Рязани поставлен памятник князю Олегу, который, по традиционному взгляду на русскую историю XIV века, в своем противостоянии с Московским княжеством шел на соглашения с Мамаем и великим князем литовским Ягайло.

Подобные случаи, когда местный исторический нарратив противостоит общенациональному – не исключительное свойство России. Их немало и в странах Европы, и в США, где по-разному оцениваются, например, деятели Севера и Юга в эпоху Гражданской войны.

Идеологическое давление на историков и попытки навязать тот вариант истории, который представляется идеологически верным, могут исходить не только от государственных структур, но и от общества, особенно там, где общество имеет достаточные рычаги, чтобы влиять на события. Лектор привел пример полемики, случившейся вокруг одной выставки в Национальном музее авиации и космонавтики США, входящем в систему музеев знаменитого Смитсоновского института. В 1994 году музей приготовил выставку, приуроченную к 50-летию атомной бомбардировке Хиросимы и Нагасаки. На выставке в частности был представлен знаменитый самолет «Энола Гэй», сбросивший 6 августа 1945 года бомбу «Малыш» на Хиросиму. Возмущение патриотических кругов вызвала попытка организаторов выставки задаться вопросом о целесообразности применения атомного оружия. Общественная организация Ассоциация военно-воздушных сил и объединение ветеранов Американский легион обвинили организаторов выставки том, что они уделяют слишком много внимания японским жертвам атомной бомбы, вместо того, чтобы показать роль атомного оружия в прекращении войны. В результате давления в январе 1995 года выставка в первоначально задуманном виде была отменена, а директор музея Мартин Харвит покинул свой пост.

Другой вид давления на историков направлен со стороны общественной группы, которую можно назвать «бизнесменами от истории». Здесь речь идет о попытках получать экономический доход от исторического прошлого. Источником дохода может стать, например, туризм. А возможны и случаи, когда региональные власти пытаются использовать какие-то данные историков о прошлом своего региона, чтобы получить, например, финансирование в рамках какой-нибудь общегосударственной программы. В этой области, как отметил И. И. Курилла, особенно много псевдоисторических исследований и мифотворчества, так как заказчиков интересует не поиск истины, а возможность заработать.

Наконец, инструментом давления на историков извне становятся попытки прямого закрепленного в законе запрета. Если вернуться к метафоре истории, как диалога, то это запрет задавать определенные вопросы. В этом случае запрет на определенные исторические концепции и исследования официален, а нарушение его становится уголовным преступлением. Подобные законодательные акты известны под названием «мемориальные законы». Их необходимость и полезность становятся объектом ожесточенных споров, но в целом ряде стран они существуют. Наиболее часто это законы, запрещающие отрицание Холокоста. Во Франции, например, есть также законы о геноциде армян в Турции, работорговле и преступлениях эпохи колониализма.

В настоящее время подобный закон «о фальсификации истории» предлагается и в России. И. И. Курилла отметил, что принятие такого закона было бы неправильным и губительным для исторической науки шагом не только из общего противоречия принципам свободы слова и академической свободы исследователя, но и потому, что конкретные формулировке, предлагаемые для этого закона, фактически позволяют трактовать практически любое исследование Второй мировой войны как оправдание нацизма, а следовательно, уголовное преступление. Интересно, что в Европе инициаторами принятия мемориальных законов становились «левые» политики, те, кто выступает на стороне жертв трагических событий истории и стремится защитить их память. В России же сторонниками аналогичного подхода выступают в европейском понимании «правые» политики. И в данном случае речь идет чаще не о защите памяти жертв, а о попытке установить единственную официальную трактовку истории, которая сплотила бы нацию.

Руссо Максим
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).