будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
история искусства
Май 13, 2025
Pro Science
Санти Мария

Просто об искусстве

Просто об искусстве
ps_cover3d_prosto
Обложка книги Марии Санти «Просто об искусстве. О чем молчат в музеях»

Издательство «Бомбора» представляет книгу Марии Санти «Просто об искусстве. О чем молчат в музеях».

Слыша имя Леонардо да Винчи, представляете себя дряхлого старика, который уныло глядит на вас с самого знаменитого автопортрета в истории живописи? Стыд и срам! Благодаря Марии Санти вам станет ясно, что он был щеголем, модником и вообще весьма эпатажным человеком. Кроме того, вы узнаете, что Микеланджело презирал людей, а самая знаменитая египтянка в истории, Клеопатра, в общем-то, египтянкой и не была. Откройте мировое искусство с новой стороны: щедро заправленный юмором и неожиданностями, путеводитель Марии Санти заставит вас стать экспертом в живописи. Мария Санти — искусствовед, который не приемлет скуки и одних их тех же фактов. которые путешествуют из книги в книгу.

Предлагаем ознакомиться с отрывком из главы, посвященной Караваджо.

 

Слишком свободный человек

Это было время, когда проституцию старались регулировать, а геев преследовали. Соответственно, последние тусили тихо и поддерживали друг друга. «Амура-победителя» и сегодня забанил бы Фейсбук. Он был написан с помощника, который долгое время жил с художником. А если посмотреть на «Концерт», который Караваджо исполнил для своего первого покровителя — кардинала дель Монте, можно предположить внеэстетическую общность интересов заказчика и исполнителя.

Убедительна гипотеза о том, что именно в первой мастерской в подвале с одним окном Караваджо увидел, какие возможности дает живописи резко направленный свет. Это оценили. Отвергнутую заказчиками работу для капеллы Контарелли с радостью купил другой эстет, а те живописцы, которые ругали стиль художника, почему-то вводили в свои картины его открытия: натурализм, народные типажи, эффект тенебросо. Из нашего времени мы видим, что живописный язык Караваджо распространился по Европе со скоростью чумы. При этом сам художник был забыт, и после смерти о нем вспомнили только в начале ХХ века.

Правда, другие мастера не клали гнилые фрукты в зрительный центр натюрморта, не ставили тяжелые блюда на самый край стола, не вторгались агрессивно в пространство зрителя и тем более не совали в глаза последнему разбухших мёртвых проституток или грязные пятки бродяг.

Такой он был один.

Что можно сказать о характере художника? Известно, что Караваджо напал на официанта, который не смог точно сказать, в каком масле сварены артишоки. Разбил окна квартирной хозяйке, которая пустила с молотка его нехитрый скарб после долгого отсутствия и неуплаты. Это допущение, но, возможно некоторая доля эпатажа (грязные пятки под нос молящимся, гастарбайтеры в образах святых) могла быть связана с желанием сбить со всех вокруг спесь. Но и правда в этом тоже была: учениками Христа были простые люди, подобные тем, которых вы и сейчас можете видеть на улицах Рима.

Караваджо убил Рануччо Томассони ударом ножом в пах. Роковая ссора могла возникнуть из-за дорогой проститутки, которая позировала художнику. Папа Римский объявил художника «вне закона», то есть разрешил любому желающему не просто прикончить Караваджо, но и получить за это вознаграждение. Однако главными заказчиками Караваджо были кардиналы, элита итальянского общества XVII века, поэтому он ожидал прощения, рассчитывая на их заступничество. Художник бежит к своим покровителям — семье Колонна, потом в Неаполь, на Мальту. Нигде не задерживается. Мальтийские рыцари сначала принимают его к себе, но после потасовки сажают в темницу. Из тюрьмы Караваджо бежит на Сицилию. И снова в Неаполь. Всюду дерётся.

Судя по тому, что художник нанял судно, чтобы плыть в сторону Рима со всеми своими картинами, он получил информацию, которая нам неизвестна, но которой он доверял. Почему Караваджо задержали? Почему груз уплыл без художника, а не был задержан вместе с ним? Больной, уставший, по сути ограбленный, без денег и живописи, Караваджо пошел пешком куда глаза глядят. Ему было 38 лет.

Указ о помиловании художника был опубликован одновременно с сообщением о его смерти. По всей видимости, даже влюбленные в его искусство кардиналы не хотели больше страдать от его неукротимого нрава.

Караваджо. Концерт

 

В центре на лютне играет Марио Миннити. Сейчас он беспечный красавчик, а через шесть лет приютит Караваджо на Сицилии, где у него будет собственная мастерская. Между Миннити и скрипачом сам Караваджо. Красивый, независимый, талантливый. Все двери должны были открыться перед ним. Бог любви Амур, который тянется к винограду — это не про высокую духовность, конечно. Это картина для единомышленников, у которых, по всей видимости, был заговор против целого мира. Хотелось бы думать, что здесь, среди своих, двадцатичетырехлетний Караваджо был счастлив.

Караваджо. Призвание апостола Матфея

 

Произведение до сих пор висит в той капелле, для которой было заказано. Караваджо согласовал нарисованный свет с реальным, падающим из окна. Мы видим группу итальянцев в таверне, только тонкий нимб надо головой Христа говорит о вмешательстве божественного. Кисть Иисуса, одновременно напряженная и расслабленная, вызывает в памяти кисть Давида у Микеланджело. Свет скользит по ней и падает на лицо будущего апостола, неуверенно указывающего на свою грудь.

— Я?

Ничего лишнего. Все, что выхвачено из темноты, работает либо на создание движения (чудо происходит среди суеты), либо характера. Посмотрите на ступни Иисуса, которые Караваджо легко мог бы спрятать, если бы хотел. Во-первых, они скульптурно божественно красивы. Во-вторых, Иисус идет прочь. Он призывает Матфея походя, не беспокоясь о том, каково тому будет бросить насиженное место.

Сборщики податей в пользу завоевателей-римлян были презираемы, как полицаи во время Великой Отечественной войны. Но все же у Матфея был и кров, и стабильная заработная плата. Одежда на евангельских персонажах точно такая же, как на итальянцах того времени. Зрители видели на картинах Караваджо себя.

Прекрасно слепое окно «в никуда», занимающее верхнюю часть картины. Ставня задерживает часть света, в результате чего в лицо Матфея бьет узкий направленный луч. Как стрелка в учебнике, он выделяет избранного.

Снова вспомним о том, что источник света на картине совпадает с реальным окном церковной капеллы. Луч может переместиться на нас. Чудо может случиться с каждым.

Караваджо. Мадонна с четками

 

Караваджо научил рисовать всех великих художников XVII века, совершенно того не желая. Он даже хотел убить Гвидо Рени за то, что тот слизал его стилистику. Однако последняя была слишком свежа, чтобы храниться в одних руках.

Крадут все. Недоучки — плохо, а таланты — улучшая прототип до неузнаваемости.

Представьте, что вы видите перед Мадонной, наряду с заказчиком, гастарбайтеров. Это не театральные клошары в белом, а чумазые Васи и Абдуло, объятые тем же возвышенным воодушевлением, что и условный Дерипаска. Кто их туда пустил? Вы причесались, пришли в богато украшенную церковь. А вам в лицо пятки.

Придворные живописцы XVII—XVIII веков будут набрасывать такие же драпировки над монархами, создавая пафос, масштаб и решая проблему с фоном. В материалистичном мире Караваджо кровавый занавес скорее говорит о смерти.

Караваджо. Корзина фруктов

 

Первый «чистый» натюрморт в истории живописи. Почему корзина придвинута вплотную к зрителю, и часть ее находится за пределами стола, как будто может в любой момент упасть? Почему Караваджо выбрал с червоточиной?

Ответ художника мы уже не узнаем. Кстати, он может оказаться бытовым, разрушающим загадочность. Авторы заумных аннотаций к выставкам contemporary art верно понимают, что наведение тени на плетень выгоднее продавцу и интереснее зрителю.

Скупой фон и точка зрения чуть снизу делают более значимой каждую деталь. Караваджо был мастером нагнетания саспенса (термин Хичкока — «невыносимо напряженное ожидание»). Вспомним его сюжетные полотна: полумрак, ткани цвета крови, чернота могилы.

Что если художнику было любопытно, сможет ли он также воздействовать на зрителя без помощи трагического сюжета?

Караваджо. Вакх

 

Микеланджело Меризи из городка Караваджо мог бы долго прозябать в помощниках у других живописцев. С его буйным нравом риск получить по голове до того, как стать знаменитым, был стабильно высок. Но художнику повезло. В дом его покровителя можно было приводить уличных (грязные ногти, загар на лице и кистях рук) красавцев, класть их на потные простыни, угощать вином и фруктами. Кардиналу дель Монте такие вакхи нравились.

Санти Мария
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).