Издательство DOM publishers представляет книгу Филиппа Мойзера «Тропическая Африка. Типология архитектуры и градостроительства».
В этой книге систематизация обычных для Африки типов зданий дополняется попыткой создать основу для теории архитектуры Тропической Африки. Процессы урбанизации, происходящие сегодня в Африке, являются, пожалуй, самым значительным вызовом современному градостроительству. По прогнозам, численность населения африканских агломераций к 2050 году достигнет 400 миллионов человек. Но как будут выглядеть эти мегаполисы, если возраст городской культуры во многих местах не превышает одного поколения? Книга завершается вопросом о типологии африканских городов. Совершенно очевидно, что градостроительный инструментарий Европы, Азии или Америки неприменим в Африке. Но каким может быть африканский город, если он хочет стать чем-то большим, чем скопище деревень? Сможет ли многоэтажное массовое жилье быть адекватным ответом на стремительный рост городского населения? Очевидно одно: задумываясь о городских формах жизни будущего, мы не сможем игнорировать Африку.
Предлагаем прочитать начало одного из введений книги.
Когда южноафриканского художника, уроженца острова Маврикий Доуна Анвара Джахангира (род. 1976) однажды спросили, чем африканская культура отличается от западной, он сформулировал ответ в одной фразе: на западе, чтобы начать украшать себя произведениями искусства или самому заниматься искусством, нужно сначала заработать деньги; в Африке — наоборот. Здесь нужно иметь талант, чтобы зарабатывать на этом деньги. Разумеется, связь между творчеством и коммерцией определяется законами международного рынка искусства, но в странах Тропической Африки она обусловлена еще и необходимостью выживания с помощью самых простых материалов и средств. Более того, фактическое отсутствие художественного рынка и массовая бедность предопределяют здесь особый характер творчества. Это не просто лишенное прикладного значения создание красивых вещей. Здесь в основе творчества лежат импровизация и прагматизм — рутинные составляющие африканского быта.
Альтернативная история континента: художник Донг Анвар Джахангер разрисовывает красной охрой лица Национального памятника поселенцам 1820 года в Маканде (2012). Courtesy Doung Anwar Jahangeer
Постоянное стремление украсить быт характерно и для африканской архитектуры на значительной части континента. Однако эстетика простоты характеризует в большей степени выбор материалов и способы их обработки, чем форму и цвет. Французский язык нашел для этого явления термин «бриколаж», обозначающий интуитивное, обусловленное традицией ремесленное творчество, противопоставленное инженерной деятельности, основанной на академических знаниях. Конечно, это не исключительно африканское явление. Но, поскольку африканское общество находится в состоянии трансформации, различия в путях решения проблем становятся особенно очевидными. Нигде в мире урбанизация не идет так стремительно, как в странах Тропической Африки, где к тому же очень быстро растет численность населения. Миллионы людей ежегодно стекаются в города: Абиджан, Киншасу, Луанду. Большинство, располагая более чем скудными средствами, обустраивают себе пристанища в неформальных поселениях. Они надеются на лучшую жизнь вблизи больших городов. Войны и экологические катастрофы тоже выдавливают людей из сельской местности в города. Если такое развитие событий продолжится — а в настоящее время нет никаких оснований предполагать, что мегаполисы потеряют свою привлекательность, — то через 80 лет в нигерийском Лагосе будет 88 миллионов жителей.
Профессиональный самострой? Надстройка жилого дома. Джиняк/Сенегал (2020). Автор Philipp Meuser
Никто не сможет остановить этот процесс, поэтому перед нынешними планировщиками и политиками стоит задача научиться им управлять. Но тут возникают вопросы. Например: возможно ли просто импортировать западные или китайские градостроительные концепции в Африку? Что означает для континента удвоение городского населения в течение одного поколения? На последний вопрос способна ответить только сама Африка. Потенциал здесь есть. К тому же всегда интересно наблюдать за людьми, которые переезжают из сельской местности в город и при этом умеют не только обрабатывать землю, но и собственноручно строить дома. Такое коллективное знание давно утрачено в европейских странах.
Уличное искусство: раскрашенные заграждения перед зданием с повышенными требованиями к безопасности. Уагадугу/Буркина-Фасо (2020). Автор Philipp Meuser
Тем не менее остаются открытыми и другие вопросы: на какие традиции строительной культуры можно сегодня опереться? Каковы исторические корни городов Тропической Африки? Чтобы иметь возможность реагировать на требования времени, необходимо в срочном порядке расширять связи как между Африкой, Европой и Китаем, так и внутри континента. И прежде всего необходимо глубокое понимание архитектурного наследия всех сторон.
Культурное пространство: от колонизации к самоутверждению
Сегодня изучение архитектуры стран Тропической Африки следует начинать с осознания того, что она совершенно не соответствует европейским представлениям. Но разговор о самобытности африканской культуры постоянно заглушается дискуссиями о колониализме, об освободительных движениях: панафриканизме и негритюде, — даже о философии постколониализма. Поиск же истоков архитектуры Тропической Африки требует погружения в исторический и философский контекст, а также подводит к вопросу об истоках европейской философии; общепризнанная историография с XVIII века утверждает, что она берет начало в Древней Греции. Однако, когда Мартин Бернал (1937– 2013) в конце 1980-х годов представил первый том своей трилогии «Черная Афина», такой взгляд на мир был поколеблен. Бернал сформулировал тезис о том, что египтяне и финикийцы оказали влияние на образ мышления эллинов и что корни европейской философии поэтому следует искать в афро-азиатском, а не в европейском регионе. В то же время новые взгляды на историю укрепили позиции африканских философов середины ХХ века, которые постулировали общий африканский образ мышления. Одним из представителей движения негритюд был будущий президент Сенегала Леопольд Седар Сенгор (1906–2001). «На это движение оказали влияние культурно-морфологические концепции Лео Фробениуса. Сенгор вывел из них концепцию идентичности, согласно которой африканская культура характеризуется внутренними духовными качествами». Идентичность «негритянско-африканского стиля» (Сенгор) включает ритм как фундаментальную характеристику. Африканская культура выражает себя не только через изображения, но и через ритм. «Ритм — это архитектура бытия, это внутренняя динамика, которая придает ему форму, это волновая система, которая сталкивает одно бытие с другим, это чистое выражение жизненной силы». Значительный вклад в этнофилософию своими исследованиями образа мышления банту, основанного на мифах и обрядах, внес бельгийский миссионер Плацид Темпельс (1906–1977). Согласно Темпельсу, коллективная философия банту существовала во всей языковой зоне между западной и юго-восточной частями африканского континента.
Традиционный философский подход, подчеркивающий чувство общности и близости к природе африканских этнических групп, до сих пор подвергается жесткой критике. К числу самых громких противников этнофилософии принадлежит Паулин Хунтенджи (род. 1942). Для уроженца Бенина Хунтенджи этот подход вытекает из колониального мышления и не может считаться африканским. К тому же африканская философия, по его мнению, пока еще в процессе возникновения; каждая изложенная на бумаге мысль становится еще одним кирпичиком для построения общеафриканского менталитета. «Даже тысячи Сократов не смогли бы создать греческую философию. Так что без написанных работ даже тысячи философов не смогут создать африканскую философию». Как применить этот дискурс к архитектуре?
Африканская философия в значительной степени озабочена утверждением собственной идентичности перед лицом империалистического иностранного господства в колониальный период. Однако этот дискурс еще не нашел отражения в дебатах об архитектуре.