Издательство «Азбука-Бизнес» представляет книгу Бориса Николая Конрада «Ваш мозг способен на всё! Простые упражнения по тренировке памяти и внимания за 30 дней» (перевод Веры Антоновой).
Книга известного эксперта в области работы памяти, чемпиона мира по мнемотехнике Бориса Николая Конрада резюмирует его опыт, накопленный почти за 20 лет тренировок по запоминанию, и содержит простые и эффективные рекомендации. В короткие сроки вы сумеете достичь существенных успехов в овладении навыками запоминания в повседневной жизни, «увеличить пространство» в мозге, обрести спокойствие и уверенность, улучшить свою память и качество жизни в целом. «Надеюсь, эта книга станет для вас "инструкцией по применению мозга" и покажет, как использовать и тренировать память, как снизить стресс, стать спокойнее и сосредоточеннее, а в будущем уверенно использовать мозг для того, для чего он и предназначен. Так вы научитесь решать задачи, которые с трудом даются большинству людей, ведь лишь немногие знают, что и как можно улучшить», — пишет Борис Николай Конрад.
Предлагаем прочитать фрагмент книги.
Процесс запоминания
Как информация поступает в мозг? И как мозг усваивает информацию? Мы воспринимаем окружающее нас пространство с помощью органов чувств. Сколько их у нас на самом деле? Вы, наверное, сразу ответите: «Пять!» Но это совсем не так. Зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Точка. А ведь к ним еще относятся чувство равновесия, ощущение температуры, восприятие собственного тела и его движения.
Все эти органы чувств постоянно поставляют информацию в наш мозг. Но лишь самая незначительная часть ее привлекает наше внимание. Если бы большинство сенсорных восприятий не отфильтровывалось, мы не смогли бы безопасно перейти ни одну дорогу. Вы сейчас в обуви? Почувствуйте, как она сидит. Только мысленно, не трогайте ее. Она нужного размера? Удобная? Шнурки затянуты или ослаблены? Все это можно почувствовать, если сосредоточить внимание на ногах. Ведь тогда вам нужно получить информацию осознанно. Ее запрашивает центральный исполнительный аппарат (см. врезку «Системы памяти»), и тогда можно попытаться сосредоточить внимание. Однако чаще всего мы ничего такого не чувствуем. Несмотря на постоянное поступление информации через органы чувств, мы ее обычно не осознаем. Для этого должно что-то произойти — необходимо, чтобы кто-нибудь, например, наступил вам на ногу или чтобы вам в ботинок закатился камешек.
То, на что направлено ваше внимание, попадает в рабочую память. Вы проверяли ее в первой главе, например, во время теста с цифровыми рядами. Еще вы прочитали, что запомнить семь цифр — это уже хорошо. Эти тесты показывают, насколько тесны рамки того пространства, в котором оперирует рабочая память. Быстро становится ясно, что она напоминает бутылочное горлышко, которое сильно ограничивает возможность хранения информации в долговременной памяти. В конце концов, для того чтобы вообще сформировать долговременную память, новая информация должна сначала попасть в рабочую. Если вы представили себе этот процесс как конвейер для передачи данных, то это очень упрощенное описание. На самом деле информация не проходит через мозг. Сразу же после ее получения активизируются связи, уже существующие в долговременной памяти. То, что вы уже знаете, помогает сразу относить новые вещи к той или иной категории. Сравнение проводится с предыдущим опытом, а также с уже упомянутыми в предисловии схемами, общими понятиями. К сожалению, не всё и не всегда происходит одинаково. Имя, пароль, важные факты или протокол собрания сами по себе очень слабо активируют долговременную память. Чем выше нагрузка на рабочую память, тем сильнее она заполняется, и тогда мы чувствуем себя подавленными и напряженными, а учиться становится еще сложнее и труднее.
Если вы уже много знаете о динозаврах, то вам будет достаточно пробежаться глазами по статье о недавно открытом виде, и вы сможете, причем без всяких усилий, вспомнить практически все, что связано с этим экземпляром — как выглядел динозавр, а также как он назывался. Сейчас, когда я пишу для вас эти строки, одним из последних обнаруженных динозавров считается Ubirajara jubatus. Это сложное название, которое, скорее всего, сразу запомнят только большие поклонники динозавров, потому что у них уже есть подходящие для этой информации сети в долговременной памяти.
А что, если я опишу вам этого динозавра так: голова у него как у пингвина, ноги как у кенгуру, пальцы как у курицы, а хвост как у ласки? Даже если вы еще ничего не знаете об этом существе, у вас в голове уже сложилась картинка. Ваш мозг знает пингвинов, кенгуру, кур и ласок и может мгновенно их скомбинировать. Это означает, что новый образ сразу же попадет и в долговременную память, и вероятность того, что вы сможете вспомнить его спустя некоторое время, значительно выше, чем всего несколько строк назад.
А как насчет названия? Вы его не запомнили, верно? Ubirajara jubatus. Представьте, что вы только что купили в строительном гипермаркете «Оби» освежитель с запахом «Райская свежесть», а на баллончике — ха, забавно! — наклеено изображение разноцветного попугая ара. Чтобы добраться до дома, вызовите такси через Uber (Uber похоже на Juba). Очень причудливая картина из сочетания уже знакомых вещей. Вы хорошо запомните эту неправдоподобную сцену. И вот как мы зашифровали имя динозавра: Оби > Ubi, Рай > Raj, Ара > Ara, Uber > Juba. Ubirajara jubatus.
В двух словах: можно закрепить знания непосредственно в долговременной памяти, если связывать новое и неизвестное с образами, словами и понятиями, которые нам уже хорошо знакомы. Так мы учимся не только на долгосрочную перспективу, но и с большей легкостью, непринужденностью и радостью. На этой идее основаны мнемотехники, с которыми я познакомлю вас в следующих главах. В будущем вы гарантированно сможете запоминать все, что захотите, гораздо лучше, чем раньше.
Это, кстати, не означает, что мы отключаем рабочую память. Она все равно нужна при формировании новых связей, поскольку мы действуем осознанно. Даже то, что мы уже знаем, возвращается в рабочую память, когда мы это вспоминаем. Только таким образом можно связать информацию с чем-то новым. При этом имеющаяся информация становится изменяемой и незащищенной на те короткие моменты, когда в дальнейшем происходит ее повторная обработка (на языке технических специалистов это называется реконсолидацией).
В некоторых случаях могут возникать ошибки, если изменения происходят неправильно или обрабатываются не лучшим образом. Это может произойти, в частности, в моменты сильного стресса, когда наш мозг уже не успевает все обрабатывать. Об этом полезно знать, потому что нам хочется больше отдыхать и меньше нервничать. В стрессовые моменты не стоит подключать имеющиеся воспоминания без возможности их последующей переработки, иначе ошибок не избежать.
Конкретный пример: если вы с пакетом покупок в одной руке, маленьким ребенком в другой и ключами от машины во рту решите быстренько ответить на телефонный звонок через Bluetooth-наушники и помочь коллеге советом, то вы, возможно, даже и не вспомните, что нужно сделать. Либо вы автоматически испытаете стресс, хотя могли бы просто дождаться ближайшего рабочего дня и спокойно выполнить задачу самостоятельно.
Однако мы можем извлечь выгоду из этой хрупкости, активизируя воспоминания. Нужно исправить какую-то информацию, так как она уже не соответствует действительности? Тогда активизируйте устаревшее воспоминание, сознательно вспомните его и свяжите с исправленными, новыми данными.
Например, у вашего ребенка меняется учитель музыки. Ее зовут госпожа Хан. Вместо того чтобы напряженно запоминать новое имя, задумайтесь: «Как звали предыдущую учительницу музыки? Госпожа Шредер. Значит, вместо госпожи Шредер теперь госпожа Хан». Таким образом, риск перепутать имена сразу же снижается, поскольку старое и новое имена связываются между собой.
С другой стороны, сознательно забыть что-то, например имя бывшей учительницы, которое больше неактуально, не так-то просто. В любом случае это произойдет не быстро. Можно создавать новые связи, но удалять определенные связи по своему усмотрению нельзя. Их активизация усиливает восприимчивость к изменениям, но не разрушает их. По той же причине когнитивно-поведенческая терапия, например, не ставит перед собой цель — забыть травмирующие воспоминания. Вместо этого стоит задача создать новые связи, чтобы предотвратить излишне бурную или неадекватную эмоциональную реакцию. Аналогичные цели преследуют и альтернативные методы лечения, такие как ДПДГ (десенсибилизация и переработка движением глаз). Так, травматическое воспоминание реактивируется в долговременной памяти. В то же время рабочая память отвлекается на движения пальцев терапевта. Это нарушает процесс обработки, и травматическое воспоминание после этого ощущается менее стрессовым.
По крайней мере, это самое правдоподобное объяснение с точки зрения большинства исследователей памяти. Изначальные предположения о том, что движения пальцев синхронизируют работу полушарий мозга, были опровергнуты. Метод работает даже без движения пальцев, если рабочая память загружена должным образом.
В какой момент память становится долговременной?
Все, что мы помним дольше нескольких минут, сохраняется в долговременной памяти. К сожалению, это не значит, что информация останется с нами навсегда.
Термин «реконсолидация памяти» используют для описания процессов, происходящих в мозге между обучением и воспроизведением. Следовательно, процессы реконсолидации происходят бессознательно, в значительной степени и во время сна. Тело отдыхает, но мозг продолжает работать. Домовые, которые по ночам наводят порядок в квартире, бывают только в сказках. А вот мозг ночью прибирается за нас! Одна из важных функций сна — приведение в порядок новой информации, поступившей за день в память. В отсутствие новых сенсорных впечатлений и без отвлечения сознания происходят процессы дальнейшего сопоставления, классификации новых впечатлений и «отбрасывания» деталей, которые кажутся ненужными. Что-то попадает в долговременную память, что-то забывается. Согласно общему мнению, принятому в современных исследованиях, все связи, имеющие отношение к информации, которой позволено остаться, активизируются в той же последовательности во время сна.
Из-за сна невозможно сознательно вмешаться и сказать: «Минуточку! Слова из этой дурацкой песни можно и не оставлять, тем более не стоит ее постоянно крутить, а вот имя нового коллеги, пожалуйста, повторите еще раз!» Но можно оказывать и сознательное влияние — с помощью определенных действий перед сном. Как именно формируется этот список приоритетов для повторения во сне, мы пока не знаем. Важную роль играют эмоции, осознаваемая важность, хронологическая последовательность, а самое главное — неоднократно ли это повторялось в течение дня, и в особенности то, сами ли вы это вспоминали (то есть всплывало ли это в вашей рабочей памяти). И конечно, вы сами можете на это повлиять, причем в значительной степени. Отличная новость! Этим можно активно пользоваться!
Я уже слышу ваше возмущение: «Хорошие новости? С чего бы это были хорошие новости? В конце концов, я просто хочу меньше нервничать, совершать меньше действий для запоминания. Вот зачем я купил эту книгу! И вот тебе совет — повторяйте еще раз? Серьезно?»
Да, серьезно! И да, вы правы. Повторять нужно обязательно. Но новость все-таки хорошая: если знать, как это сделать, то усилий потребуется гораздо меньше, чем вы думаете. И вы сами будете решать, что оставить в голове. Вместо того чтобы надеяться на удачу, вы решаете, что мозг воспроизведет нужное во сне. В конце концов, намного легче повторить несколько раз и больше не забывать, чем учить снова и снова, а потом расстраиваться, что в памяти опять ничего не отложилось.