Издательство «Альпина PRO» представляет книгу архитектора и преподавателя Йельского и Гарвардского университетов Тодда Рейса «Город будущего. Дубай, созданный архитектурой» (перевод Марии Сухотиной, Александра Алексеева и Анны Власюк).
Книга посвящена тому, как британский архитектор Джон Харрис и другие эксперты в области градостроения обеспечили второе рождение Дубая в 1970-е гг. Опираясь на эксклюзивные интервью, архивные фотографии, письма и документы, многие из которых ранее не публиковались, Тодд Рейс рассказывает историю замечательных архитектурных достижений Дубая, включая первую в городе современную больницу, офисы новых банков и знаменитый небоскреб Всемирного торгового центра Дубая.
На примере Дубая автор раскрывает, какой может быть стратегия продвижения архаичного города, частично изолированного от мирового рынка, на первые позиции в рейтинге мировых столиц. Дубай стал испытательным полигоном, на котором вырос новый глобальный мегаполис, и предвосхитил многие современные тренды урбанизации. Книга дает уникальную возможность узнать подробности эволюции этого важнейшего торгового и финансового центра Объединенных Арабских Эмиратов.
Предлагаем прочитать фрагмент книги.
Территория развития
В 1955 г., едва Питер Трипп заступил на пост политического агента, в Договорном Омане вспыхнули волнения и британским вой скам пришлось их подавлять. В течение первого года работы планы и реальность нередко расходились. Трипп думал, что будет строить школы, развивать систему здравоохранения, а может быть, даже организует выдачу номерных знаков для автомобилей, которых в Дубае становилось все больше. Вместо этого небольшой коллектив агентства поневоле занялся политическим сыском. Трипп и его сотрудники выявляли членов Дубайского национального фронта, брали их на заметку и заводили досье на подозреваемых. В мае агентство доложило о «разгуле вооруженных банд»1 на улицах Дубая. Доклад заставил Триппа обратиться к британским властям с просьбой профинансировать «небольшой отряд полиции», который мог бы совладать с «растущей уличной преступностью» в городе. Вскоре новый отряд во главе с британским офицером и номинальным местным начальником уже работал «в кроличьих норах городских трущоб», пресекая «поножовщину и магазинные кражи»2. Если бы не полиция под британским командованием, забастовка таможенников в июне 1956 г. положила бы конец правлению шейха Рашида и его отца, докладывал Питер Трипп3. «Нелегкая это работа, — проворчал он как-то раз, — удерживать Дубай на плаву»4.
После июньской забастовки Трипп воспользовался летним затишьем и решил воскресить пятилетний план работы Агентства по развитию Договорного Омана. Прежде ему мешали форс-мажоры на местах и волокита в министерстве иностранных дел. Вместо того чтобы оперативно выделять средства на проекты Триппа, чиновники министерства под разными предлогами задерживали выплаты. Строительство школ откладывалось из-за новых процедур согласования. Сельскохозяйственный проект в эмирате Рас-эль- Хайма был объявлен чересчур масштабным. Триппу поручили создать «небольшую, простую по структуре городскую администрацию» в Дубае, однако на практике удалось организовать лишь «примитивную службу вывоза мусора»5. Городская клиника в Дубае осталась без финансирования. Бюджет, составленный Триппом на тот год, сперва был урезан наполовину, а затем еще почти на четверть6. Немудрено, что один из лондонских чиновников назвал отчет Триппа о первых годах работы агентства «нелицеприятным и безрадостным»7.
Рис. 2.1 Политический агент Питер Трипп с семьей и лидеры Договорного Омана. Территория Британского политического агентства в Дубае. 1957 г. Из архивов семьи Трипп
Несмотря на рост антиколониальных настроений в арабском мире, британское правительство не осознавало, чем грозит срыв «репутационных» проектов Триппа. В том же месяце, когда в Дубае бастовала таможня, президентом Египта был избран Гамаль Абдель Насер, после чего британско- египетские отношения резко обострились. Когда Насер национализировал Суэцкий канал, конфликт перешел в «горячую» фазу, и в ноябре 1956 г., через неделю после вторжения израильских войск в Египет, к ним присоединились вооруженные силы Великобритании и Франции. Суэцкий кризис вызвал акции протеста во всех регионах Персидского залива, включая Дубай. В архивах британского правительства сохранилось мало свидетельств о том, что там происходило, — упоминается лишь пожар в одном из зданий возле Британского политического агентства. На улицах Дубая вновь появились британские войска, однако речь шла, видимо, лишь о демонстрации силы, применять ее не понадобилось. Питер Трипп с семьей находился на территории политического агентства под охраной «внушительного британского контингента»8.
После Суэцкого кризиса британские сторонники плана АРДО (программы развития, предложенной Триппом для Договорного Омана) критиковали правительство за «смехотворные суммы», которые оно сочло нужным выделить на предотвращение подобных конфликтов9. Однако сам Трипп отметил более серьезную проблему: шейхи из династии аль-Мактум все больше полагались на британские войска или хотя бы на «психологический эффект их присутствия». Триппу не нравилось, что британские интервенции становятся «до неприличия явными»10. Силовые операции срывали все попытки наладить административную систему. Чем активнее Британия поддерживала шейха Рашида (то посылая войска для прекращения забастовки, то помогая взимать портовые сборы), тем с большим подозрением относились к мотивам британского правительства арабские торговцы — противники Рашида.
В переписке с членами правительства Трипп не раз поднимал вопрос: целесообразно ли поддерживать Рашида? Характеризуя человека, которому должен был помогать, Трипп не выбирал выражений. По его словам, Рашид был «косноязычен» и лишен «делового чутья», не вызывал «особого доверия», проявлял «слабость и безответственность», легко шел на поводу у интриганов11. Агентство критиковало шейха даже за чрезмерную покорность жене12. «Это, пожалуй, и есть наша главная проблема в Дубае, — резюмировал Трипп, — правитель, который неспособен действовать в собственных интересах. Поэтому агентство вынуждено постоянно вмешиваться, ведь интересы Рашида зачастую совпадают с нашими»13.
Торговые круги отчасти поддерживали арабских националистов из Дубайского национального фронта, но уже не раз демонстрировали, что цели политического агентства им тоже не чужды. Они стремились обустроить жизнь в городе в своих интересах: например, наладили параллельную схему сбора таможенных пошлин, чтобы самостоятельно отслеживать поступления. Они же пытались создать в Дубае кадастровую систему и даже искали средства для строительства электростанции, которой в городе по-прежнему не было14.
Действия сторонников Дубайского национального фронта во многом совпадали с планами британского правительства, но грозили нарушить политическое равновесие в регионе. Заметные успехи в сфере благоустройства должны были принести серьезные политические дивиденды. Иранские чиновники, более чуткие к обстановке, чем их лондонские коллеги, проявляли готовность финансировать социальные программы, надеясь приобрести влияние на местных лидеров. Они предложили построить в Дубае несколько новых школ и больницу, нанять учителей и врачей. Питер Трипп не позволял исполнять проекты, финансируемые местными торговцами или правительствами соседних стран, и отстаивал британские планы развития региона, при том, что официальный Лондон не торопился с их реализацией.
Британское руководство игнорировало запросы Триппа, местные власти оказались неспособны претворить его идеи развития в жизнь. Однако Трипп не терял решимости. Он искал эффективные приемы убеждения. После Суэцкого кризиса Трипп прекрасно понимал, что вряд ли задержится на посту политического агента. В оставшиеся месяцы Трипп опробовал новый способ донести свою точку зрения и до шейха Рашида, и до наиболее влиятельных торговцев, и до лондонского начальства.
Он продумал две ключевые стратегии. Целью первой было разрешение давнего конфликта между шейхом Рашидом и местными торговцами, которые относились к нему с подозрением и отвергали любые его предложения, даже самые простые и очевидные. Шейху Рашиду не хватало возможностей «наглядно объяснить оппонентам, почему необходимо благоустройство Дубая»15. По словам Питера Триппа, Рашиду был нужен «влиятельный, беспристрастный советник», который мог бы противостоять «крикунам из его меджлиса, связанного с Дубайским национальным фронтом»16. Таким советником, по замыслу Триппа, должен был стать не британец и не арабский торговец, но человек, близкий к Британскому политическому агентству. Вторая стратегия была намного масштабнее: предстояло подавить нарастающие антибританские настроения в регионе. Чтобы избавиться от этой повестки, надо было сочинить альтернативную. Создание новой повестки, которая (во всяком случае, пока) не соответствовала истине, могло возыметь и другой долгосрочный эффект, убедив британский МИД в необходимости финансировать Агентство по развитию Договорного Омана.
Беспристрастный советник
К концу ноября 1956 г. у Питера Триппа появились основания для сдержанного оптимизма. Острая фаза Суэцкого кризиса миновала, порт и базары Дубая вернулись к относительно нормальному режиму работы. Торговцы получали запоздавшие партии товара, по мелководью опять сновали лодки, перевозившие грузы с одного судна на другое. В городе говорили уже не о Суэцком канале, а о том, что семейство Яшанмал, вдохновленное успехом торговых точек в Бахрейне и Кувейте, открывает новый универсальный магазин в Дейре, одном из районов Дубая. Ходили слухи, что скоро в Дубае появится собственное почтовое отделение. Однажды перед началом рабочей недели на автомобиле, принадлежавшем шейху Рашиду, из аэропорта Шарджи в Дубай привезли пассажира. Этот пассажир, подданный королевства Ирак, прилетел в Договорный Оман из Багдада. Выйдя из авто, он переправился на абре, деревянной лодке, в район Бур-Дубай. Там он должен был прожить три месяца в качестве личного гостя шейха Рашида. Абдул Салам Эр-Рауф, «специалист по городскому благоустройству» из Ирака, оказался первым иностранным консультантом в Дубае, он приехал к своему клиенту Рашиду.
За несколько месяцев до появления гостя Питер Трипп сообщил Рашиду, что хочет привезти в Дубай специалиста «для создания настоящей баладии»17. (Арабское слово «баладия» означает нечто вроде муниципалитета.) Непосредственный руководитель Триппа в Лондоне согласился, что нанять арабского эксперта «будет не менее полезно, чем оплатить услуги британского»18. «Более того, — добавил Трипп, — работать он будет лучше, а обойдется куда дешевле». Этот специалист взял на себя роль беспристрастного советника, к чьему голосу готовы были с уважением прислушаться и британцы, и арабские торговцы, и шейх Рашид. Его статус не фигурировал в официальных документах, но Абдул Салам Эр-Рауф был именно консультантом, получившим место благодаря своему непредвзятому экспертному мнению, основанному на профессиональном опыте. С кем из иракских чиновников работал Эр- Рауф и какие навыки позволяли считать его специалистом в сфере благоустройства — доподлинно неизвестно. Впрочем, один из сотрудников Британского политического агентства отмечал, что Эр-Рауф «разбирается в управлении простейшими городскими структурами», а сам Эр-Рауф позже заявлял, что ведал бюджетами 150 населенных пунктов в Ираке19. Там с 1950 г. инфраструктурными проектами занималась технократическая Комиссия по развитию Ирака. В ее составе было немало британских советников и экспертов, которые пользовались услугами консультантов из Великобритании и других стран Запада20. Возможно, Эр-Рауф повышал квалификацию в рамках одной из учебных программ комиссии, а затем сотрудники британского МИДа порекомендовали его Питеру Триппу. Комиссия по развитию Ирака отчасти напоминала детище Триппа, АРДО, но была гораздо больше и солиднее. Руководили ею иракские чиновники, научно- технической частью заведовали британцы. С точки зрения Питера Триппа, Эр-Рауф отлично подходил на роль «беспристрастного советника», ведь он был арабом и работал пр арабском правительстве, которое по-прежнему находилось под влиянием Лондона.
Рис. 2.2 Улица в Дубае (возможно, Сиккат Аль- Хайль) с первыми линиями электропередачи. 1960 г. Из архивов библиотеки Джона Р. Харриса
Трудности, с которыми Трипп столкнулся, организуя поездку Эр-Рауфа в Дубай, показывают, насколько неохотно британский МИД содействовал исполнению его планов. Только когда удалось официально нанять Эр-Рауфа и убедить в его ценности Рашида, Трипп смог поднять вопрос об оплате консультационных услуг. Иракский работодатель Эр-Рауфа взял на себя выплату пособия его семье на время поездки. По поводу скромного вознаграждения самому Эр-Рауфу за три месяца работы в Дубае Трипп долго торговался с шейхом Рашидом и с собственным руководством. Рашида беспокоили расходы на содержание иностранного консультанта и стоимость проектов, которые он мог предложить21. Шейх затребовал финансовую помощь от британского правительства. На тот момент не существовало никаких официальных директив по поводу того, какими средствами шейх волен распоряжаться. Поначалу из Лондона ответили, что фонды Договорного Омана можно использовать лишь для найма британских консультантов, но затем МИД все же счел возможным выделить 3000 рупий (примерно $630) из регионального фонда здравоохранения. Рашид оплатил остальное, включая личные расходы Эр-Рауфа.
Настоящая баладия
Абдул Салам Эр-Рауф не просто «создал образцовую баладию»22. На собрании меджлиса шейх Рашид познакомил Эр-Рауфа с местными торговцами. Те пожелали узнать мнение гостя о Дубае. Стратегически мыслящий консультант начал с похвалы: Дубай «приятно удивил его». Первый совет был очень прост и касался работы единственной коммунальной службы в городе: «Очистить улицы и реку от грязи и мусора»23. Эр-Рауф пояснил, что чистота важна не только для внешней привлекательности Дубая, но и для здоровья его жителей. Всего за месяц, да еще и «при полном отсутствии административных структур», Эр-Рауф сумел добиться опубликования нескольких муниципальных директив. Было велено установить противомоскитные сетки на скотобойнях, чтобы защитить мясо от насекомых и паразитов24. «Были начаты ремонтные работы на дорогах»25. Для строительства новых домов и магазинов отныне требовалось разрешение городских властей — весьма своевременная мера, поскольку в Дубае начали строить кирпичные и бетонные здания (прежде такие строения можно было пересчитать по пальцам: корпуса Британского политического агентства и больница)26.
Трипп отметил, как легко Эр- Рауфу удается внушить энтузиазм «богатым и власть имущим» жителям Дубая. Торговцы «весьма охотно шли ему навстречу». Более того, иракский консультант сообщил, что идея централизованной структуры городского управления «очень популярна в беднейших кругах»27.
Впрочем, оставалась щекотливая тема — налогообложение. Одна из дискуссий даже «закончилась безобразной сценой: двое торговцев оттаскали друг друга за бороды»28. Это произошло на последнем общем собрании под председательством Эр-Рауфа. К тому времени он уже добился создания городского совета Дубая — «консультационного» органа, учрежденного с одобрения местных властей и «с разрешения государственного секретаря Великобритании»29. В новый совет вошли 22 представителя, отобранных шейхом. Эр-Рауф отложил свое возвращение на родину, чтобы помочь с организацией совета. Первое заседание состоялось 5 марта 1957 г. Когда опять закипели страсти по поводу налогов, дискуссию отложили до следующего собрания, назначенного на 14 марта. Хотя и не так «официально», как надеялся Эр-Рауф, второе собрание все же согласовало налоговую ставку для аренды магазинов и складских помещений, а также одобрило наем «60 кули для вывоза мусора». Решили также купить подержанные грузовые автомобили, «бетонные урны» и «150 мусорных баков». Кроме того, члены совета проголосовали за строительство общественной уборной и за снос «шести домов на задворках базара» 30.
Вместо трех месяцев Эр-Рауф прожил в Дубае почти год. Несмотря на заверения в том, что он непременно вернется, никаких данных о его возвращении нет31. Чиновники из британского МИДа сочли его визит «невероятно успешным»32. Благодаря краткосрочному сотрудничеству с консультантом из Ирака все три стороны — политическое агентство, шейх и местные торговцы — нашли, какие именно роли в руководстве им будут наиболее интересны в дальнейшем. Эр-Рауф завоевал доверие богатейших торговцев Дубая, те получили возможность влиять на налоговую политику и сферу государственных услуг. Вскоре совет, хотя и не столь демократичный, как хотелось бы, доказал свою эффективность. В Дубае появилась система налогообложения, удалось установить хотя бы частичный контроль в сфере строительства. Благодаря «тесному сотрудничеству» с Эр-Рауфом Британское политическое агентство достигло прогресса в отношениях с местными властями, притом при минимальных затратах. Попытки закулисного руководства по-прежнему встречали противодействие (вплоть до угроз физической расправы). Но теперь были основания рассматривать такой отпор как временную помеху. Трипп теперь мог заставить «настоящую баладию» действовать оперативнее и издавать официальные указы, написанные, вероятно, им самим, но принятые местным административным органом. На первых порах было «жизненно важно», чтобы жители Дубая своими глазами видели, куда идут их деньги. Только так можно было убедить их, что городское благоустройство — не просто новый способ набить карманы шейха и его приближенных33.
Больше всех от визита Эр-Рауфа выиграл шейх Рашид. Теперь именно он, приводивший иностранного гостя на заседания меджлиса, выглядел отцом нового, современного города, который родился в воображении Питера Триппа. Благодаря визиту иракского специалиста реформы воспринимались как инициатива Рашида, а не британского правительства или других внешних сил. Как впоследствии заметил Трипп, Дубай сделал первый шаг «из Средневековья… в современный мир»34.
Дипломат как рекламный агент
Пока в Дубае находился Эр-Рауф, в других регионах Договорного Омана тоже открывались новые перспективы. Например, в Абу-Даби развернулся проект, заведомо превосходивший по масштабу любую затею Питера Триппа. Консорциум во главе с компанией British Petroleum ( BP) готовился начать добычу нефти на необитаемом острове Дас. Руководство BP заблаговременно позаботилось о рекламе и наняло частную британскую кинокомпанию World Wide Pictures для производства документального фильма о проекте35. Узнав о планах консорциума, британский МИД высказал пожелание, чтобы кинокомпания заодно сняла фильмы о Дубае и прочих городах Договорного Омана. Правительственные чиновники увидели возможность бесплатно воспользоваться услугами съемочной группы и решили, что это отличный способ монетизировать их «давние и прочные отношения» с руководством BP36.
Пятнадцатого ноября 1957 года Трипп набросал весьма бодрый «черновой сценарий» для рекламного фильма. Как будто забыв все свои напрасные попытки выбить финансирование для программ АРДО, Трипп намеревался представить проект как безусловно успешный. Ему хотелось подретушировать хронику унылых будней. И пока Лондон по-прежнему тянул с выплатами, в фильме следовало показать британскую щедрость. Воспользовавшись обычным каналом переписки с Лондоном, на сей раз он не предложил, а изобразил программу модернизации. Идея была не нова: в Британии давно уже снимали пропагандистские фильмы как довольно эффективный «инструмент управления» в руках колониальных чиновников37. Этот инструмент неоднократно применялся для того, чтобы убедить публику — дома и в отдаленных колониях — в добрых намерениях британского правительства.
В данном случае, по мнению лондонских чиновников, фильм следовало адресовать британцам и «широкой аудитории в странах Ближнего Востока»38. Однако Трипп готовил свой сценарий для другой публики. Примерно в той же манере, как приглашение Эр-Рауфа использовалось для донесения идей Триппа до дубайской элиты, с помощью фильма Трипп надеялся достучаться до своих лондонских руководителей. Иными словами, он хотел убедить правительство Ее Величества, что оно может сочинить отличную историю и сперва воспользоваться ею для своих нужд, а потом рассказать ее всему миру — если, конечно, получится сделать эту историю правдой.
Для сценария Трипп использовал «самые зрелищные» элементы своих скудно финансируемых программ, например «антималярийное опрыскивание, работу больницы и аптеки, новинки сельского хозяйства и бурение водяных скважин». Власти Договорного Омана, которые, по словам самого же Триппа, не очень интересовались британскими проектами развития, должны были предстать усердными пропагандистами британских идей. Хронику проектов АРДО можно было разбавить «фактурой» — картинами из повседневной жизни: «…кадрами с фортом и пушками, шейхами в меджлисе, сценой освобождения раба в [Британском политическом] агентстве, торговлей на дубайском рынке, лачугами с крышей из пальмовых ветвей, лодочными флотилиями рыбаков или ловцов жемчуга и т. д.»39. В этом ретушированном мире британское правительство охотно финансировало программы развития, сознавая, насколько ничтожна такая плата за будущие нефтяные концессии. Эту мысль Трипп весьма красноречиво сформулировал в первые же дни своей службы в Дубае: «Если правительство Ее Величества желает сохранить свои позиции в Договорном Омане на протяжении переходного периода, оно должно будет перекинуть мост от сегодняшней нищеты к завтрашнему процветанию. Если оно не сможет этого сделать, его место займет Египет или другое государство арабского мира»40.
1. Gault to Riches. 23 June 1956 // National Archives (NA). United Kingdom. FO 371:120541.
2. Tripp to Gault. 1 July 1957 // National Archives (NA). United Kingdom. FO 1016:591.
3. Appendix A: An Estimate of the Political Situation in the Town of Dubai. 10 Sept. 1956 // United Kingdom (NA). National Archives. FO 1016:507. — Приложение А: Оценка политической ситуации в городе Дубай. 10 сентября 1956 г.
4. Tripp to Richards. 21 Dec. 1956 // National Archives (NA). United Kingdom. FO 1016:507.
5. Tripp to Gault. 1 July 1957 // National Archives (NA). United Kingdom. FO 1016:591.
6. Из корреспонденции. 1956 // National Archives (NA). United Kingdom. FO 371:120611.
7. Burrows to Lloyd. 9 April 1957 // National Archives (NA). United Kingdom. FO 371:126900.
8. Tripp to Gault. 1 July 1957 // National Archives (NA). United Kingdom. FO 1016:591.
9. Burrows to Lloyd. 2 April 1957 // National Archives (NA). United Kingdom. FO 371:126900.
10. Tripp to Burrows. 30 Oct. 1957 // National Archives (NA). United Kingdom. FO 1016:591.
11. Tripp to Given. 3 Sept. 1957 // National Archives (NA). United Kingdom. FO 1016:507. В 1939 г. принц Рашид воспользовался торжественной церемонией по случаю собственной свадьбы, чтобы усмирить Дейру — район по другую сторону Хор-Дубай, где исторически было сильно сопротивление власти семьи аль-Мактум. Под видом праздничного кортежа Рашид с отрядом всадников ворвался в Дейру. Застав защитников Дейры врасплох, Рашид жестко установил контроль над районом. Кроме того, Рашид во главе войска бедуинов отстоял независимость Дубая от Абу-Даби. В те времена Рашид, очевидно, умел быть «твердым», но вскоре осознал, что такие меры не дают долгосрочного эффекта. Историю о свадебном рейде удалили из публичных британских документов.
12. Appendix A: An Estimate of the Political Situation in the Town of Dubai. 10 Sept. 1956 // National Archives (NA). United Kingdom. FO 1016:507. — Приложение А: Оценка политической ситуации в городе Дубай. 10 сентября 1956 г.
13. Tripp to Burrows. 30 Oct. 1957 // National Archives (NA). United Kingdom. FO 1016:591.
14. Tripp to Given. 20 Dec. 1957 // National Archives (NA). United Kingdom. FO 1016:591.
15. Tripp to Rashid. 17 June 1958 // National Archives (NA). United Kingdom. FO 1016:625.
16. Appendix A: An Estimate of the Political Situation in the Town of Dubai. 10 Sept. 1956 // National Archives (NA). United Kingdom. FO 1016:507. — Приложение А: Оценка политической ситуации в городе Дубай. 10 сентября 1956 г.
17. Trucial States Diary No. 11 for the Period November 1–30. N.d. // National Archives (NA). United Kingdom. FO 371:120553. — Дневник Договорного Омана № 11 за период 1–30 ноября.
18. Burrows to Riches. 17 Oct. 1956 // National Archives (NA). United Kingdom. FO 371:120611.
19. Minutes from Ali Bustani. 16 Feb. 1957 // National Archives (NA). United Kingdom. FO 1016:591. — Протокол Али Бустани. 16 февраля 1957 г. Эр- Рауф прибыл в Дубай через день после того, как оттуда уехал полковник Хеннесси, «искатель воды». Хеннесси обнаружил несколько мест, где, по его словам, под землей находились источники пресной воды. Шейх Рашид, судя по всему, был недоволен отчетом полковника (Trucial States Diary No. 11 for the Period November 1–30. N.d. // National Archives (NA). United Kingdom. FO 371:120553 — Дневник Договорного Омана № 11 за период 1–30 ноября). Инженеры из компании «Холкроу» уже работали над инфраструктурными проектами в Дубае, однако им платило британское правительство.
20. Habermann S. J. Iraq Development Board: Administration and Program // Middle East Journal. 1955. Vol. 9, no. 2. P. 179–186.
21. Burrows to Riches. 17 Oct. 1956 // National Archives (NA). United Kingdom. FO 371:120611.
22. Tripp to Burrows. 20 April 1957 // National Archives (NA). United Kingdom. FO 371:126900.
23. Trucial States Diary No. 11 for the Period November 1–30. N.d. // National Archives (NA). United Kingdom. FO 371:120553. Дневник Договорного Омана № 11 за период 1–30 ноября.
24. Tripp to Burrows. 20 April 1957 // National Archives (NA). United Kingdom. FO 371:126900.
25. Trucial States Diary No. 11 for the Period November 1–30. N.d. // National Archives (NA). United Kingdom. FO 371:120553. Дневник Договорного Омана № 11 за период 1–30 ноября.
26. Heard-Bey F. From Trucial States to United Arab Emirates: A Society in Transition. London: Motivate, 2005. P. 246.
27. Denson to Mackay . 21 Feb. 1957 // National Archives (NA). United Kingdom. FO 371:26900. По словам Эр-Рауфа, некий малоимущий горожанин согласился снести часть своего дома, чтобы можно было выпрямить дорогу.
28. Tripp to Burrows. 20 April 1957 // National Archives (NA). United Kingdom. FO 371:126900.
29. Fitzmaurice G. G. The Trucial States (Dubai Municipal Regulations) Regulation, 1958. 5 Feb. 1958 // National Archives (NA). United Kingdom. FO 371:132859.
30. Tripp to Burrows. 20 April 1957 // National Archives (NA). United Kingdom. FO 371:126900.
31. Вероятно, Эр-Рауф не смог вернуться из-за военного переворота 1958 г., когда Комиссия по развитию Ирака была распущена, а британцы утратили влияние на правительство Ирака. До этого переворота ориентированная на Великобританию программа развития Ирака, вероятно, служила образцом для программы развития Дубая, хотя была гораздо скромней. Возможно, со временем Эр-Рауф стал не таким уж «беспристрастным» советником. Один из городских чиновников Дубая, по совместительству служивший при Британском политическом агентстве, намекал, что Эр-Рауф принял сторону арабских торговцев, помогая им расширить контроль порта и потеснить иранских конкурентов (Minutes from Ali Bustani. 16 Feb. 1957 // National Archives (NA). United Kingdom. FO 1016:591. — Протокол Али Бустани. 16 февраля 1957 г.).
32. Burrows to Lloyd. 1 Feb. 1957 // National Archives (NA). United Kingdom. FO 371:126900.
33. Tripp to Burrows. 20 April 1957 // National Archives (NA). United Kingdom. FO 371:126900.
34. Tripp to Lamb. 14 Aug. 1961 // National Archives (NA). United Kingdom. FO 371:157071.
35. Экспорт нефти из Абу-Даби начался в 1962 г. См.: Heard- Bey F. From Trucial States. P. 109.
36. Wells to Mayne. 2 Dec. 1957 // National Archives (NA). United Kingdom. INF 12:673.
37. Ambler C. Projecting the Modern Colonial State: The Mobile Cinema in Kenya // Film and the End of Empire / eds. L. Grieveson, C. MacCabe. Basingstoke, UK: Palgrave Macmillan, 2011. P. 208.
38. Note from J. Bourne, Reference FM1/1730. 11 Dec. 1957 // National Archives (NA). United Kingdom. INF 12:673. — Письмо Дж. Борна. 11 декабря 1957 г.
39. Tripp to Fletcher. 15 Nov. 1957 // National Archives (NA). United Kingdom. INF 12:673.
40. Tripp to Burrows. 25 Oct. 1955 // National Archives (NA). United Kingdom. FO 371:114656.