Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сообщила на прошлой неделе на ежегодной конференции Американского общества тропической медицины и гигиены, что, согласно масштабному анализу, проведенному в Африке, первая вакцина, одобренная для борьбы с малярией, снизила смертность среди маленьких детей на 13 % за почти 4 года. Масштабная оценка пилотного внедрения вакцины под названием RTS,S или Mosquirix, проведенная GlaxoSmithKline, также показала снижение заболеваемости тяжелой малярией у детей на 22 %. Анализ охватывает сотни тысяч детей в Гане, Кении и Малави.
«Вакцина против малярии RTS,S уже спасает жизни, — сказал Джон Танко Бава, директор по внедрению вакцины против малярии в PATH, некоммерческой организации, которая разрабатывает вакцины и методы лечения глобальных проблем здравоохранения. — То, что мы увидели, — это значительное влияние вакцины, описываемой как имеющая умеренную эффективность». (Клинические испытания на последней стадии ранее дали неутешительные результаты относительно долговечности защиты вакцины).
В результатах клинических испытаний, опубликованных в 2015 году, вакцина RTS,S показала эффективность против клинической малярии на 36,3 % в среднем через четыре года после вакцинации детей. В рамках пилотного проекта стоимостью 70 миллионов долларов, санкционированного ВОЗ и запущенного в 2019 году, в трех странах было вакцинировано почти 2 миллиона детей очень раннего возраста. Когда вакцина была внедрена, исследователям было поручено изучить ее реальное влияние на смертность и тяжелую форму малярии и определить, можно ли ее вписать в обычные графики вакцинации детей, не нанося вреда применению других вакцин.
ВОЗ также попросила исследователей проверить признаки опасности, которые были обнаружены в более ранней третьей стадии клинических испытаний. Тогда исследование связало вакцинацию с менингитом и тяжелым осложнением инфекции, известным как церебральная малярия. Также было обнаружено больше смертей среди девочек, получивших RTS,S, чем среди девочек из контрольной группы, получивших вакцину против бешенства. Но данные пилотного внедрения, опубликованные в 2021 году, показали, что эти потенциальные проблемы с безопасностью исчезли, когда вакцина была введена большему числу детей, чем в ходе клинических испытаний, что побудило ВОЗ утвердить вакцину в том же году. «К сожалению, данные клинических испытаний продолжают служить пищей для противников вакцинации», — прокомментировал выступающий на конференции на прошлой неделе Дэниел Кьябаинзе, министр общественного здравоохранения Уганды.
ВОЗ одобрила эту вакцину для широкого использования в 2021 году. В тот год от малярии погибло около 468 000 детей в возрасте до пяти лет в странах Африки к югу от Сахары. Чтобы подсчитать смертность в трех странах, где статистика регистрации смертей ненадежна, исследователи наняли десятки тысяч местных репортеров (более 14 000 из них только в Кении) для проведения опросов домохозяйств о детской смертности в 79 районах, где применялась вакцина RTS,S, и 79 контрольных территорий, где она была недоступна. Затем исследователи сравнили уровень смертности младенцев, чей возраст давал им право на получение трех доз вакцины, с уровнем смертности детей младшего возраста, которые по возрасту не имели права на получение трех доз, как в районах RTS,S, так и в непривитых районах. Сравнение, охватывающее 46 месяцев, выявило снижение смертности на 13 % (исключая случайные смерти), связанное с RTS,S. Исследователи использовали тот же метод, чтобы обнаружить снижение заболеваемости тяжелой малярией на 22 %, подсчитывая количество госпитализаций с тяжелыми случаями заболевания в назначенные «дозорные» больницы в RTS,S и сравниваемых регионах.
Мэтью Лоуренс из Медицинской школы Университета Мэриленда предполагает, что, помимо предотвращения малярии, вакцина RTS,S может «тренировать» иммунную систему в целом, что увеличивает защитные свойства против других инфекций. Например, известно, что клиническая малярия истощает Т-клетки, говорит он, а вакцинация путем предотвращения инфекции может сделать Т-клетки более готовыми к борьбе с другими патогенами. Такое общее улучшение выживаемости уже было документально подтверждено при вакцинации против кори и туберкулеза. Другими ведущими причинами смертности детей раннего возраста в этих регионах являются пневмония и диарея, вызванные такими патогенами, как Streptococcus pneumoniae и ротавирус.
Данные о возможности внедрения вакцины также обнадеживают: введение RTS,S детям в возрасте от 5 до 24 месяцев не повредило использованию других детских вакцин. И это не привело к снижению использования надкроватных сеток из-за ложного чувства безопасности.
Снижение смертности может привести к более широкому использованию RTS,S. Семнадцать африканских стран уже получили разрешение на получение доз, которые начнут распространяться в следующем году. Вторая вакцина против малярии под названием R-21 получила разрешение ВОЗ в начале октября 2023 года и, вероятно, будет дешевле и доступна в больших количествах, по сравнению с RTS,S.