будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
воспитание дети психология педагогика
Май 18, 2025
Pro Science
Левин Мэдлин

Самое ценное

Самое ценное
ps_levin
Самое ценное

Издательство «Манн, Иванов и Фербер» представляет книгу Мэдлин Левин «Самое ценное. Чему на самом деле важно научить ребенка, чтобы он вырос успешным и счастливым» (перевод Ирины Матвеевой).

Книга детского психолога Мэдлин Левин предлагает пересмотреть существующие взгляды на успех и сосредоточиться на том, что действительно поможет детям добиться высоких результатов в обществе XXI века. Автор описывает основные этапы развития ребенка, говорит о том, чему он в эти периоды должен научиться и как могут помочь родители. Семь базовых навыков преодоления трудностей и семейные ценности в основе воспитания — фундамент, на котором будут строиться успех и счастье ребенка. Книга расскажет, как научить детей необходимым жизненным навыкам, а также как определить собственные ценности, начать следовать им и передать их ребенку.

Предлагаем прочитать фрагмент книги.

 

За несколько дней до того, как мой старший сын должен был пойти в среднюю школу, я обнаружила его лежащим на кровати лицом к стене и в слезах. «Я не готов взрослеть», — тихо сказал он. Я знала, что в такие моменты лучше всего расслабиться и выслушать. Но у меня в голове роились миллионы вопросов. Он боится обычаев средней школы? Может быть, будучи хорошим спортсменом, он боится потерять статус местной звезды? В наследство от матери ему досталось неумение ориентироваться в пространстве — так, может, он волнуется, что потеряется в большой незнакомой школе? Всё это волновало меня, но это ли тревожило его?

Я легла на кровать и задала самый открытый вопрос, какой сумела придумать: «Что случилось?» И, почти до крови прикусив язык, стала ждать.

Он не до конца понимал, почему он в тот день именно расстроился, а не волновался или нервничал. Но когда он заговорил, причины его опасений начали постепенно проясняться, и они не имели ничего общего с тем, что предположила я (потому я так часто повторяю: «Слушайте!»). Он уже побывал в школе, чтобы еще до начала учебного года выяснить, что где находится. Он шел с компанией своих близких друзей, поэтому не беспокоился о том, что будет чувствовать себя чужим, и был абсолютно уверен, что благодаря своим спортивным способностям попадет в баскетбольную команду. Его проблемы были совершенно другого порядка. Он беспокоился, что потеряет все прерогативы ребенка еще до того, как почувствует себя готовым стать подростком. У него больше не будет одного учителя по всем предметам, который был бы ему хорошо знаком. Он прекрасно понимал, что большинство детей ходят в среднюю школу сами или с группой других детей, а не с мамами. Он с нетерпением ждал, когда у него появится дневник, где он сможет отслеживать все свои задания, но знал, что родители не смогут принести ему забытую дома тетрадь с домашней работой. Главным образом ему не терпелось стать более самостоятельным, но в то же время он боялся потерять тесную связь с родными, характерную для нашей семьи. Пока я поверхностно описывала проблемы учеников средней школы в самых конкретных выражениях, он всё глубже постигал суть нового периода. Возможно ли стать самостоятельным, не утратив тесных связей с семьей?

Мы все знаем, что задача родителей — помочь детям стать достаточно независимыми, чтобы жить самостоятельно. В конце концов, мы не всегда будем рядом, чтобы помочь им; рано или поздно им придется самим о себе позаботиться. Но с точки зрения ребенка, почему нужно отказываться от того, что дает ему поддержку, — от ласковых объятий, поцелуев на ночь, доверительных разговоров — в погоне за своим единственным и неповторимым «я»? Конечно, моему сыну было грустно, когда он готовился к переходу в среднюю школу. Он интуитивно чувствовал, что прощается с детством, чтобы вырасти таким человеком, каким он надеялся однажды стать. Есть много причин, почему младшие подростки стремятся к независимости. И самая мощная из них — образ будущей сильной, стабильной личности, способной жить взрослой жизнью. Обычно печаль превращается в гнев или отторжение как самый безопасный способ не втягиваться обратно во взаимозависимость матери и ребенка.

Очевидно, что стремление к самостоятельности начинается не тогда, когда ребенок переступает порог средней школы. Помните, как ваш ребенок выплевывал еду, когда уже наелся, как настаивал: «Я сам», и как просил, чтобы с велосипеда сняли поддерживающие колеса, как только он научился кататься. Но у школьников средних классов этот эффект усиливается в несколько раз, и на то есть уважительные причины. Помимо возможности представить себя трансформированной, взрослой личностью, существуют как биологические, так и когнитивные изменения, заставляющие их стремиться к независимости.

Биология

В начале полового созревания «включается» гормональная система, и уровень гормонов сильно меняется. Станет ли ваш ребенок более капризным, будет ли он меньше контролировать свои чувства и больше стремиться держать дистанцию? Да. Опять же, вы тоже наверняка будете заинтересованы в некотором дистанцировании от раздражительного, непредсказуемого подростка. Что интересно, у обезьян тоже есть пубертатный период, и ученые обнаружили ту же схему дистанции между матерью и ребенком, что предполагает наличие какой-то эволюционной основы в негативном настрое и конфликтности раннего подросткового возраста.

Перемены, характерные для полового созревания, неизбежно нарушают статус-кво, потому что растет пропасть между тем, как мы обращаемся с нашими детьми, и тем, как с ними обращаются во внешнем мире. Папа может спросить двенадцатилетнюю дочь: «Как сегодня дела у моей маленькой девочки?» Но то, как смотрят на нее мальчики, особенно те, что постарше, доказывает, что она уже не маленькая девочка. В средней школе ее уже можно отнести к разряду молодежи. Невинный вопрос отца служит для дочери лишь напоминанием, что не так давно ей больше всего на свете нравилось обниматься с ним. С появлением сексуальных ощущений, вызванных половым созреванием, обниматься с отцом нельзя. Шипение по поводу того, что ее назвали «маленькой девочкой», и уход с громким хлопаньем дверью гарантируют, что папа больше не станет нарушать хрупкие границы личного пространства своей дочери. Напоминание о моделях взаимодействия между родителями и детьми, заложенных за годы детства, сбивает младшего подростка с необходимого ему пути к самостоятельности.

Это не значит, что вы на самом деле относитесь к нему как к ребенку. Это лишь значит, что ваш ребенок остро реагирует на всё, что может приблизить его обратно к зависимости.

Когнитивный фактор

Новые технологии позволяют взглянуть не только на структуру мозга, но и на происходящие в нем процессы. Мы в мельчайших подробностях разобрались, как функционирует мозг младшего подростка. Мы видели, как физиологические изменения ускоряют процесс обретения самостоятельности; теперь мы понимаем, как ведет себя мозг, заставляя подростков к ней стремиться.

В раннем подростковом возрасте происходит революция мышления, и в результате дети начинают мыслить гораздо абстрактнее и сложнее. Поскольку их мышление движется в направлении мышления взрослых, их непрекращающиеся вопросы, критика и споры на самом деле означают огромный когнитивный скачок вперед (психологи любят называть это позитивным переосмыслением, или рефреймингом).

Мы рождаемся с гораздо бóльшим количеством нервных связей в мозге, чем нам необходимо. Чтобы стать эффективнее, мозг «обрезает» эти связи сразу после рождения, в подростковом и в раннем взрослом возрасте. В работе тех участков мозга, где это сокращение происходит наиболее резко, можно ожидать значительные изменения. У младших подростков наиболее активно сокращаются связи префронтальной коры и лимбической системы. Именно префронтальная кора отвечает за «взрослое» мышление. Здесь составляются планы на будущее, взвешиваются альтернативы, оцениваются риски и контролируются импульсы. И хотя связи в ней обрезаются весьма энергично, этот процесс будет длиться еще лет десять. Другое дело лимбическая система, тесно связанная с префронтальной корой. Она участвует в обработке эмоций и их регулировании, в обработке социальной информации, поиске риска и вознаграждения. В ней изменяется уровень нейротрансмиттеров, особенно дофамина и серотонина, делая младшего подростка более эмоциональным, более чувствительным к стрессу и склонным к рискованным поступкам. Поэтому неудивительно, что лимбическая система опережает префронтальную кору.

Поскольку изменения в мозге провоцируют вашего подростка на поиск риска, новизны и острых ощущений, прежде чем полностью сформируется часть мозга, отвечающая за контроль над импульсами и здравомыслие, он склонен совершать глупые поступки. В этот момент мозг похож на «феррари» под управлением двенадцатилетного ребенка.

Итак, учитывая, что их мозг сам ищет острых ощущений, какой подросток захочет тусоваться с родителями? Он знает, что его новый стиль поведения вряд ли встретит одобрение родителей, и удивительно остро это воспринимает.

В одном интересном исследовании было доказано, что младшие подростки с трудом справляются с заданием, если видят перед собой грустное лицо. Они очень восприимчивы к эмоциональному настрою окружающих — настолько, что это отвлекает их от своих занятий. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш ученик средней школы внимательно выслушал вас, то сдерживайте свои эмоции. Не кричите. В противном случае маловероятно, что дети действительно вас услышат, поскольку они, скорее всего, будут сбиты с толку вашими переживаниями. Это не значит, что мы должны вести себя с ними как роботы. И, безусловно, есть ситуации, требующие повышения тона. Но чаще всего нейробиология побеждает, и мы должны стараться изо всех сил сохранять эмоциональное равновесие.

Итак, были ли оправданны тревоги моего сына, боявшегося, что переход из начальной школы в среднюю будет означать выбор между его самостоятельностью и привязанностью к семье? И да, и нет. Его, безусловно, будут тянуть в сторону большей независимости эволюция, культура, его тело и мозг. Но, кроме того, он поймет, что дом — по-прежнему безопасное убежище и что семья не только поддерживает, но и с энтузиазмом относится к его шагам в направлении большей самостоятельности. Тревога — неотъемлемая часть этого возрастного этапа. Мой сын просто готовился ко множеству изменений, которые ему предстояло пережить в будущем, включая решение семейных («Как мне заставить маму перестать называть меня "сладкий" в присутствии других детей?») и насущных социальных проблем («Каковы правила игры "Правда или желание"?»). В средней школе детям придется справляться с сотнями сложных и противоречивых ситуаций. То, что для вас тривиально, вашему ребенку часто кажется вопросом жизни и смерти. Вы можете помочь своему юному, неопытному подростку, если будете открытыми, чуткими, всегда доступными для общения и свободными от собственных подростковых проблем. Конечно, обозначить другую точку зрения важно, но наш порыв преуменьшить опасения ребенка («А что такого, если я буду называть тебя сладким? Я тебя всегда так называла») может вызвать у него ощущение, что его не понимают. Среди психологов давно бытует поговорка: «Отведите пациента туда, где он находится». Хороший совет для родителей школьников средних классов.

Чем могут помочь родители

Средняя школа — сложное место. Ребенка, только-только вошедшего в подростковый возраст, тянут и толкают во всех направлениях. Учеба, популярность, половая зрелость, семья, сверстники — список можно продолжать бесконечно. Каждый день ученику средних классов приходится принимать множество решений, от которых у большинства из нас кружится голова. Что надеть? С кем сесть? От кого держаться подальше? Учиться или не учиться? И если да, то сколько? Всё это происходит в контексте меняющегося тела и родителей, внезапно ставших скучными, навязчивыми и смущающими. Я еще не встречала ребенка этого возраста, который понимал бы, что его меняющиеся представления о родителях обусловлены главным образом его изменившейся точкой зрения. «Что случилось с моими родителями?» — вот их предсказуемый боевой клич. Именно в таком контексте путаницы и тревоги нам следует обдумать, как воспитывать наших детей. К этому моменту у нас есть как минимум десятилетний опыт родительского воспитания, и мы знаем, что когда ребенку трудно, нам важно сохранять спокойствие, успокаивать и быть всегда открытыми. Тем не менее обстановка в наших домах далеко не всегда спокойная и ободряющая. А из-за собственных потрепанных нервов мы не всегда открыты для разговора.

Итак, что делать родителям? Половое созревание неизбежно, как и период обострения конфликтов и некоторого отдаления от семьи. Важно помнить: по мере того как изменяются ваши отношения с ребенком, вы, возможно, захотите уделять больше времени другим занятиям, гарантированно приносящим вам удовольствие, будь то теннис, книжный клуб, подруги или работа, чтобы получить эмоциональную поддержку, посмотреть на ситуацию со стороны и восстановиться.

Вот некоторые методы воспитания, особенно полезные родителям учеников средних классов, взбунтовавшихся и объявивших о своей независимости.

• Старайтесь не подшучивать над ребенком ни в какой форме.

• Наклейте на зеркало стикер с напоминанием себе, что это временная ситуация, или просто с каким-нибудь остроумным высказыванием. Я наклеила такое: «Безумие — наследственная болезнь: оно передается вам от ваших детей». Эта фраза заставляла меня хихикать каждое утро в течение десяти с лишним лет воспитания подростков. Я и сейчас над ней смеюсь.

• Уважайте потребность ребенка в личной жизни. Границы позволяют подростку создать пространство, где он будет относительно свободен от всей гаммы чувств, замешательства и расстройства, которые являются признаками раннего полового созревания. Эта потребность в личной жизни — также признак острой необходимости найти хоть какую-то последовательность в быстро меняющемся взгляде на себя. Часы, проведенные за закрытой дверью, — одновременно убежище от хаотичной внутренней жизни и безопасное место, чтобы разобраться во всех запутанных движениях своего «я», не отвлекаясь на напряженные отношения с родителями.

• Не прекращайте мониторинг: он важен для безопасности ребенка. Знайте, где и с кем он находится и когда должен вернуться домой. Неприятности обычно случаются в пределах пары часов после школы. Поощряйте участие во внеклассных занятиях вне школы несколько дней в неделю.

• Предоставьте ребенку возможность стать более самостоятельным. Например, не надо пилить его по поводу уроков. Если это хоть как-то терпимо, пусть ребенок одевается по своему усмотрению. Предлагайте брать на себя небольшие обязанности, такие как присмотр за младшим ребенком или его обучение чему-нибудь. Выполняя эти маленькие (и не очень маленькие) задания и обретая опыт, ребенок создает шаблон для самостоятельности и эффективности в будущем. Чтобы стать способным позаботиться о себе и влиять на свой мир, требуется много практики. Поощряйте это. «Попробуй сам решить, как это сделать. Если не получится, я рядом».

• Не ругайтесь по мелочам. Ваша задача по-прежнему состоит в том, чтобы сохранять обстановку в доме относительно спокойной.

• Миритесь с раздражительностью и колкостью, но неуважение терпеть нельзя.

Левин Мэдлин
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).