будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Чукотка этнография культурная антропология
Май 19, 2025
Pro Science

Шаманы северо-восточной Азии умели превращаться в женщин

Шаманы северо-восточной Азии умели превращаться в женщин
ps_shaman_drawing
Рисунок шамана. Эвенки. Восточная Сибирь. Енисейский край. р. Подкаменная Тунгуска. Начало XX в.

Исследователи северо-востока Азии XVIII – XIX веков отмечали, что среди местных народов: чукчей, коряков, ительменов, эскимосов, алеутов – существовали особого рода шаманы, превратившиеся в женщин и ведущие соответствующий женскому полу образ жизни. Обзору этой шаманской практики у чукчей посвящена статья в «Радловском сборнике» МАЭ РАН, которую написала Елена Верещака (отдел этнографии Сибири МАЭ РАН).

Будущий шаман осознавал себя женщиной после призыва духа, который звался «кел». Это происходило обычно в подростковом возрасте и становилось начало шаманского посвящения. Смена гендерной принадлежности в чукотском языке имела особое название, которое переводится как «мягко-человеческое бытие», а таких людей называли «мягкими мужчинами». Человек, к которому был обращен призыв духа, менял прическу на женскую, начинал носить женскую одежду, затем он начинал выполнять все женские работы, и даже приобретал характерное женское произношение. «Мягкий мужчина» может выйти замуж, при этом совершается обычный для чукчей обряд свадьбы. «Такие союзы бывают очень прочны, - отмечает Богораз, - и часто длятся до смерти одного из супругов».

Будущий шаман осознавал себя женщиной после призыва духа.

Превращение было событием довольно редким. Известный этнограф В. Г. Богораз среди трех тысяч приколымских чукчей нашел лишь пятерых мужчин, поменявших пол. Случаев обратного превращения, когда женщина стала мужчиной, Богораз упоминает всего два.

Богораз отмечает, что порой превращение было неполным. Один из его знакомых чукотских шаманов с юности по приказу духа носил женскую одежду, однако не стал в социальном плане женщиной, а напротив имел жену и четырех детей.

Ученые предлагали разные объяснения этой традиции. Богораз предполагал, что первоначально шаманская функция принадлежала женщинам, и мужчины, становясь шаманами, должны были демонстрировать свою принадлежность к женскому полу. Мирча Элиаде подчеркивал, что андрогинность воплощает единство магических сил, свойственных мужскому и женскому началам, и считал, что шаманский трансвестизм связан именно с идеей андрогинности.

«Насмешки передаются, конечно, шепотом, - пишет Богораз, - так как туземцы боятся превращенных людей гораздо больше, чем обычных шаманов».

Действительно, в традиционной культуре чукчей превращенный шаман не до конца становился в социальном плане женщиной. Представления чукчей рубежа XIX – XX веков о месте женщины в обществе иллюстрируются записанной Богоразом пословицей: «Раз ты женщина, то молчи». В то же время мужчина, ставший женщиной, не только имел право высказывать свое мнение, но и его приказы окружающие должны был выполнять без возражений. Можно отметить также, что превращенные шаманы, считаясь во всем женщиной, носили мужское имя.

Однако превратившиеся в женщин шаманы не претендовали на лидерские позиции в обществе. Как правило, они отличались скромностью, даже застенчивостью. Порою они подвергались насмешкам со стороны окружающих. «Насмешки передаются, конечно, шепотом, - пишет Богораз, - так как туземцы боятся превращенных людей гораздо больше, чем обычных шаманов».

Дело в том, что невысокий социальный статус «мягких мужчин» сочетался с большим могуществом в сфере сакрального. Их считали самыми сильными шаманами и боялись, что они могут наслать болезнь или как-то еще повредить человеку. Вера в могущество таких шаманов отразилась в записанной Богоразом чукотской сказке:

«Наблюдая за ним, жена его брата сказала с явной насмешкой: «Кажется, этот, в женских штанах, не принесет много пользы». «Превращенный человек» обиделся и ушел в земли коряков, многих из которых сумел победить, забрав их стада оленей. После этого он вернулся в родное стойбище и сказал своим родственникам: «Теперь вы видите, что мог добыть для вас одетый в женские штаны».

читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).