будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Афганистан Пакистан исламизм история
Июль 3, 2025
Pro Science
Марсден Питер

Талибан*. Война и религия в Афганистане

Талибан*. Война и религия в Афганистане
ps_taliban
Талибан*. Война и религия в Афганистане

Издательский дом «Городец» представляет книгу Питера Марсдена «Талибан*. Война и религия в Афганистане» (перевод Е. Егоровой и Е. Клиновой).

Движение «Талибан» (признано в России террористическим и запрещено) — одно из проявлений конфликта Запада и мусульманского мира. Разобраться в движении «Талибан»* и понять Афганистан в целом — вот чему посвящена эта книга.

Питер Марсден — известный британский специалист по Ближнему Востоку и проблемам ислама, журналист. Марсден имеет ученую степень по современному арабскому языку и несколько лет работал в качестве специалиста по Ближнему Востоку в Афганском отделе Британской службы безопасности, предоставляя данные неправительственным гуманитарным и благотворительным организациям, учреждениям ООН, СМИ и ученым о потребностях Афганистана в гуманитарной помощи, а также сведения более общего характера о политической, экономической и культурной ситуации. Данная книга — в значительной мере дополненное и расширенное издание вышедшей ранее книги Марсдена с учетом совершенно новых условий, в которых оказались Афганистан и народ этой страны после террористической акции во Всемирном торговом центре в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года.

Предлагаем прочитать фрагмент книги, где рассказывается о движениях 1970-х и 1980-х годов, ставших предшественниками «Талибана»*.

 

Движение моджахедов

Отправной точкой для исламистов служит не повседневное присутствие в их жизни ислама, то есть ислам, толкуемый как форма культуры, а политическое видение. Для многих из них возвращение к религии было обусловлено их политическим опытом, а не верой в Аллаха. Улемы определяют политику, исходя из отношений внутри общества в соответствии с законом; государство — это инструмент, благодаря которому в мусульманском обществе может править закон. Именно мусульмане, а точнее — мусульманское сообщество представляет собой основу политического мышления; политика — это продолжение закона. Для исламистов природа общества предопределяется природой государства (Roy, 1986; 80).

Этот аналитический пассаж интересен тем, что в нем четко и ясно обрисовано главное различие между двумя элементами того, что получило название движения моджахедов. В нем также говорится о сложности картины, которую средства массовой информации представляют нам в чрезвычайно упрощенном виде, из раза в раз закрепляя в сознании образ афганских бойцов, запускающих ракеты и ведущих артобстрел с горных вершин.

Ключевой момент при рассмотрении движения моджахедов — это то, в какой мере группы, считавшиеся его представителями, были на самом деле репрезентативными. То есть нам необходимо разобраться с определениями. По меньшей мере можно сказать, что все афганцы, взявшиеся за оружие, чтобы противостоять НДПА и советским войскам, все, кто считал себя участниками джихада, были воистину моджахедами, воинами в священной войне. Они находили себе лидеров на местном уровне, некоторые из этих лидеров приобрели известность. Движение сопротивления также извлекло выгоду при массовом дезертирстве из армии НДПА, вынудив советских солдат, надеявшихся в этом смысле на афганские войска, непосредственно участвовать в боевых действиях.

Джихад узаконил с точки зрения религии крупномасштабный исход значительной части населения в соседние исламские страны, поскольку в Афганистане взяла верх светская власть и он таким образом перестал быть исламским государством. Побег Мухаммеда из Мекки в Медину в 622 году под угрозой преследования и физической расправы служит необходимым прецедентом такого религиозного права. 3,2 миллиона беженцев направились в Пакистан, где их разместили в лагерях по всей длине границы, в первую очередь в Северо-Западной Пограничной провинции, в Белуджистане и Пенджабе. В лагерях они получали пайки и имели доступ к медицинским и образовательным учреждениям. Почти столько же человек, 2,9 миллиона, отправились в Иран. Здесь они пользовались медицинскими и образовательными учреждениями на такой же основе, как малоимущие иранцы; им также были положены субсидии для приобретения предметов первой необходимости. Какую-то часть из них расселили в лагерях вдоль границы, откуда с помощью иранского правительства они могли пересечь границу с Афганистаном, чтобы сражаться с советскими войсками (BAAG, 1997).

Под определение моджахедов подпадают все те, кто перебрался в Пакистан и Иран и участвовал в боях в Афганистане, совершал набеги из этих стран, а также многие люди, принявшие решение остаться в Афганистане на время войны, которые часто искали убежища со своими семьями в горах и организовывали набеги оттуда. Одни входили в организованные группы. Другие действовали спонтанно в составе групп из своих деревень или племенных общин. А третьи, главным образом таджики, бежали в города, заполонив их до предела. Поэтому в Кабуле значительную долю населения составляют таджики, говорящие на дари.

Лидеры исламистских партий, бежавшие в Пакистан в середине 70-х годов, расценили объявление джихада как возможность возглавить движение сопротивления. Чистки их рядов, предпринятые правительством Дауда, значительно ослабили их положение, и они должны были готовы пойти навстречу пакистанскому правительству, желавшему добиться определенных целей, связанных с интересами Пакистана, если, в свою очередь, им будет оказана поддержка.

Когда эти лидеры впервые приехали в Пакистан, их тепло приветствовал тогдашний президент Зульфикар Бхутто. Полагают, что он видел в них потенциальных сторонников своей позиции по чрезвычайно щекотливому вопросу о Пуштунистане, в то время как президент Афганистана Дауд был настроен агрессивно (Arney, 1990; 1320). Бхутто разрешил партиям создать свои отделения в Пешаваре и также снабдил их всем необходимым, чтобы организовать вооруженные выступления внутри Афганистана в надежде, что они окажут дестабилизирующее воздействие на режим Дауда. Аресты и казни, последовавшие за неудачными попытками мятежа, еще больше ослабили исламистское движение.

После того как новый президент Пакистана Зия-уль-Хак отправил Бхутто на виселицу, исламистские партии нашли лидера, чьи идеологические устремления по отношению к Пакистану весьма соответствовали их собственным представлениям и взглядам похожих партий в Пакистане, таких как «Джамаат-и-Ислами» (признано в России террористическим и запрещено). У Зии было явное намерение установить в Кабуле правительство, которое мог бы контролировать Пакистан. Скрывавшаяся за этим стратегия была ключевой для обороны Пакистана: создать стратегическую силу против Индии, сформировав исламский блок на территории от Пакистана до Средней Азии. Зия настороженно относился к пуштунским племенам, чьи традиции твердо отстаивать свою независимость превращали их в сомнительных партнеров по оборонной коалиции. Поэтому он искал союзников среди афганцев, у которых была идеологическая база для сопротивления Советскому Союзу, а исламисты казались подходящими кандидатами. Но Зия не спешил оказать им существенную помощь. Было далеко не безопасно дать волю мощному и нескоординированному движению, прежде чем можно будет установить над ним контроль.

Решение США оказать сначала тайную помощь в 1979 году, а начиная с 1986 года и явную широкую поддержку с использованием Пакистана в качестве канала позволило исламистским партиям укрепить свое положение и стать главным передаточным пунктом поставок оружия и других ресурсов моджахедам, сражающимся в Афганистане. Однако взятая ими на себя роль лидеров вызвала резкое недовольство спонтанного руководства, появившегося в Афганистане. Возникло множество новых организаций, просивших Пакистан о военных поставках. В конце 1980 года правительство дало ответ, заявив, что признает только семь из многих существующих партий и групп и что всем обращающимся за военным снаряжением надо будет присоединиться к той или иной группе. Среди так называемых партий моджахедов четыре были исламистскими, то есть они стремились создать политическое движение с идеологической базой, построенной на новой интерпретации главных элементов ислама. Три других обычно называют традиционалистскими, поскольку они вышли из традиционных племенных и других образований в Афганистане.

Партии и их лидеры были следующими:

«Джамаат-и-Ислами»*, созданная в 1972 году на основе неофициальной группировки, возникшей в 60-х годах, была первой исламистской партией, появившейся в Кабуле. Ее лидер Раббани был преподавателем исламской теологии в Кабульском университете. На него оказало большое влияние движение «Братья-мусульмане» (признано в России террористическим и запрещено) в Египте, в частности, и тот факт, что оно нашло большое количество приверженцев. Партия поставила перед собой задачу добиться радикального изменения всех аспектов общества в соответствии с особой интерпретацией догм ислама и тем самым стремилась включить в сферу ислама политическую, социальную и экономическую системы. Раббани придерживался того мнения, что, проводя линию исламистов, партия должна действовать осторожно и учитывать существующие убеждения, традиции и обычаи, включая традиционно предпочитаемую консенсусность принятия решений. Он был сторонником умеренных взглядов и прагматиком, и на его мировоззрение оказали большое влияние эрудиция и то, что он выходец из академических кругов. Разногласия внутри «Джамаат-и-Ислами»* по поводу тактики, которой надо придерживаться для достижения целей партии, привели к расколу в 1976 году и к появлению новых партий. Раббани хорошо понимал, что, прежде чем начинать поход во власть, необходимо создать широкий народный фронт. Другие выступали за более радикальные решения. Раббани сбежал в Пакистан, спасаясь от пресследований со стороны президента Дауда.

Другой ключевой фигурой «Джамаат-и-Ислами»* был Ахмад Шах Масуд, вступивший в партию, будучи студентом-технологом в Кабульском университете. Он сыграл главную роль во время советской оккупации, возглавив продвижение сил сопротивления в Панджшерской долине на северо-восток от Кабула. Он создал в этом районе гражданскую администрацию, в которой не было государственных структур. После взятия Кабула в апреле 1992 года он взял на себя ответственность за оборону столицы и наведение в ней порядка. Масуд сыграл одну из главных ролей, оказывая сопротивление наступающему «Талибану» с 1996 по 2001 год. Он был убит в сентябре 2001 года. Kaк Раббани, он был таджиком.

«Хезб-и-Ислами» («Партия ислама») Хекматьяра как партия возникла в результате раскола в 1979 году «Хезб-и-Ислами», которая, в свою очередь, образовалась из «Джамаат-и-Ислами»*. Ее лидер Гульбеддин Хекматьяр, бывший студент Кабульского университета, родом из Кундуза, с севера Афганистана, пуштун, возможно, ведущий свой род от тех пуштунов, которых переселил в северный Афганистан Абдуррахман в конце прошлого столетия. Для «Хезб-и-Ислами» он избрал советскую организационную модель, создав движение с ячейками в основании этой структуры и с пирамидальной цепочкой власти. Всех желающих вступить в организацию тщательно проверяли и в обязательном порядке назначали им испытательный срок. Хекматьяр в гораздо большей степени являлся пуристом1 по сравнению с Раббани, он стремился искоренить существующие уклады, обычаи и структуры и заменить их новой, высокоорганизованной структурой, специально рассчитанной на создание исламского государства. У Хекматьяра никогда не было достаточной поддержки внутри Афганистана, и, комплектуя армию, он в основном рассчитывал на лагеря беженцев, на провинцию Нангархар в восточном Афганистане и Кундуз. «Хезб-и-Ислами» Хекматьяра главным образом ориентировалась на относительно образованную часть радикально настроенной молодежи, которая в основном имела техническое образование. Партия рассматривала образование как важнейшее средство распространения своей идеологии и создала ряд школ в Пакистане, включая школу для девочек. Хекматьяр фактически не обладал никакой властью после захвата Kaбyла «Талибаном» в 1996 году и последнее время жил в изгнании в Иране.

«Хезб-и-Ислами» Халиса как партия откололась от «Хезб-и-Ислами» в 1979 году после того, как Юнис Халис, вождь племени из провинции Пактия с радикальными исламистскими убеждениями, решил пойти своим путем. Халис получил подготовку в области исламской теологии в колледже Деобанд в Дели, из стен которого вышло несколько поколений афганских улемов. Из-за своих нападок в прессе на реформы Дауда ему пришлось бежать в Пакистан. Стиль его руководства — это стиль патриарха племени, а среди его сторонников в основном традиционные религиозные вожди и местные военные командиры юго-восточного Афганистана. Говорят, что мулла Омар присоединился к «Хезб-и-Ислами» Халиса в период сопротивления советской оккупации.

Партия «Иттихад-и-Ислами» («Исламский союз») была создана Абдулрасулом Сайяфом, бывшим преподавателем богословия Кабульского университета, в совершенстве владеющим арабским языком, заместителем Раббани в раннем исламистском движении внутри университета. Режим НДПА 1978–1979 годов приговорил его к тюремному заключению за его деятельность, а после советского вторжения он был освобожден по амнистии и бежал в Пакистан, где основал свою исламистскую партию. У партии «Иттихад-и-Ислами» никогда не было сторонников за пределами Кабула, но она всегда имела тесные связи с Саудовской Аравией, которая в основном и оказывает ей поддержку. Однако несмотря на многие сходные черты ее идеологии и идеологии саудовских ваххабитов, партия настаивает на своей обособленности от этого движения, которое имеет особенно сильные позиции в Кунаре на северо-востоке Афганистана. Партия встала в оппозицию по отношению к шиитскому меньшинству в Афганистане, что напоминает соперничество Эр-Рияда и Тегерана, стремящихся занять исключительное положение в мусульманском мире. Сайяф входит в оппозиционный альянс, существующий на северо-востоке с 1996 года.

«Афганский фронт национального освобождения» был создан Сибхатуллой Муджадиди в 1980 году и является одной из трех партий, которые называют традиционалистскими в силу отсутствия идеологии и из-за опоры на сельское население в Афганистане. Муджадиди родом из известной пуштунской семьи, возглавляющей один из суфийских тарикатов Накшбандия2 в южном Афганистане и имеющей связи с прежним правительством. Он связан с консервативной традицией и был ярым сторонником возвращения короля Захир-шаха. В 50–60-х годах вращался в радикальных исламских кругах и установил контакт с «Братьями-мусульманами» в Египте, а в 1959 году Дауд посадил его на четыре с половиной года в тюрьму за кампанию против визита Хрущева. Афганскому фронту национального освобождения так и не удалось получить достаточной доли военного снаряжения, предназначенного моджахедам.

Партия «Харакат-и-Ислами» («Движение за ислам- скую революцию») возникла в 1980 году, ее лидер Наби Мухаммади — ученый-исламист. Политическую поддержку его партии оказывают улемы и деревенские муллы, возглавлявшие первые восстания против НДПА, вместе с «талибами» — учащимися медресе (религиозных школ), в которых преподают улемы. Благодаря своему составу партия приобрела огромное число последователей в первый год своего существования, но она не располагала организационными возможностями, чтобы адекватно удовлетворить запросы своих сторонников, и многие стали тяготеть к «Джамаат» или «Хезб-и-Ислами» Халиса, сочтя их достаточно умеренными и уважающими традиции, чтобы оправдать свою приверженность этим движениям. Из всех партий она ближе всех к убеждениям «Талибана». Она не считала себя связанной ни с какой идеологией и стремилась вернуться к строгому применению законов ислама и главенству шариата.

«Махаз-и-Милли-и-Ислами» («Национальная исламская лига») во главе с Сайидом Ахмадом Гайлани, лидером кадирийского тариката Афганистана. Пир3 Гайлани — религиозный лидер, связанный с движением суфиев, унаследовавший духовный сан и имеющий большое количество приверженцев среди пуштунских племен южного Афганистана. Породнившись благодаря браку с королевской семьей и имея тесные связи с бывшим правительством Дуррани, он стал последовательным сторонником бывшего короля Захир-шаха; такой же позиции придерживается большая часть населения Кандагара. Партия является эффективным проводником идей бывшей государственной власти. Пир Гайлани — умеренный либерал и в силу этого в гораздо большей мере, чем другие вожди моджахедов, представляет взгляды немногочисленных оставшихся групп образованных специалистов.

 

1. Пурист — человек, стремящийся к чистоте и строгости порядка.

2. Суфизм — направление ислама, возникшее в VIII в., отрицающее мусульманскую обрядность, проповедующее аскетизм. Суфии следуют закону — шариату, но видят в нем только внешнюю ступень познания. Для них закон — не только правила, обязательные к исполнению, но и тайна, которую следует постичь. Согласно суфийской традиции, в XII–XIV вв. сложилось двенадцать основных школ, от которых ведут происхождение все разновидности и стили суфизма. Духовные школы, называемые тарикаты (араб. —«путь»), основываются на передаче традиций от учителя к ученику. Название этому тарикату дал Мухаммед бен Мухаммед Бахаадин ан-Накшбанди.

3. Пир — (араб.) учитель, старец, глава религиозного движения.

 

* Движения «Талибан», «Джамаат-и-Ислами», «Братья-мусульмане» признаны в России террористическими и запрещены.

Марсден Питер
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).