будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
наука реставрация Третьяковская галерея история искусства междисциплинарные исследования
Июль 3, 2025
Pro Science

Тайна портрета из Третьяковки

Тайна портрета из Третьяковки
ps_359e88777a2e39267c62bdb185f3d7db
Портрет Ф. П. Макеровского в маскарадном костюме. Дмитрий Левицкий. 1789. Источник: Третьяковская галерея

В связи с реставрацией картины Дмитрия Левицкого «Портрет Ф. П. Макеровского в маскарадном костюме» (1789) ученые из Московского физико-технического института, Института общей и неорганической химии имени Н. С. Курнакова РАН и Третьяковской галереи, в собрании которой находится полотно, провели комплексное исследование портрета. Отчет о совместной работе химиков, физиков и искусствоведов опубликован в журнале Heritage Science, кратко о полученных результатах сообщается в пресс-релизе МФТИ.

Дмитрий Левицкий стоит в одном ряду с самыми известными российскими портретистами XVIII века. Работы художника получили признание при жизни. В течение семнадцати лет он руководил портретным классом в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Левицкий писал членов императорской семьи, аристократов, деятелей культуры. В числе прочих ему принадлежат портреты Екатерины II, французского просветителя Дени Дидро и ряд детских портретов, в том числе — будущего императора Александра I.

Портрет Фавста Петровича Макеровского — один из шедевров зрелого творчества мастера и редкий пример детского парадного костюмированного портрета в русской живописи. Тем не менее грубые реставрационные вмешательства вековой давности, толстые слои старого пожелтевшего лака и повреждения красочной поверхности неясного происхождения искажали эстетическое восприятие образа. Перед реставратором Татьяной Серегиной была поставлена непростая задача — максимально, насколько это сегодня возможно, приблизить портрет к первоначальному облику, при этом не затронув авторский слой живописи.

«Нашу лабораторию и научный коллектив Третьяковской галереи связывает методическое сотрудничество, которое в 2017 году при поддержке главного хранителя Татьяны Городковой было скреплено соглашением между МФТИ и галереей, — рассказывает Виктор Иванов, руководитель центра испытаний функциональных материалов МФТИ. — В рамках этого соглашения мы совместно разрабатываем подходы к проведению комплексных исследований произведений живописи с применением современных методов локальной диагностики материалов и наноматериалов. Накопленный методический багаж позволил нам продуктивно участвовать в предреставрационных исследованиях произведения Дмитрия Левицкого с целью установления границ авторской живописи».

В исследовании участвовала большая команда с обеих сторон. Помимо ученых из МФТИ и ИОНХ РАН, в работу были вовлечены реставраторы, искусствоведы, технологи и химики от Третьяковской галереи.

Анализ состава художественных материалов позволил не только более взвешенно подходить к выбору методов реставрации, но и приблизиться к решению одного научного вопроса. Полотно портрета состоит из трех частей, и, хотя принадлежность основного холста Левицкому не подлежала сомнению, было неясно, когда могли быть добавлены две другие полосы основы, на которых написан фрагмент изображения ниже колен модели. Хотя пришитые к основному полотну надставки видны на фотографиях начала XX века, сомнения возникли из-за различной структуры швов между тремя фрагментами: верхний шов аккуратный, а нижний — более грубый.

 

Слева: Красным показаны места отбора проб для последующего анализа. Как видно, исследователи избегали участков центральной части портрета. Белым отмечены точки проведения рентгенофлуоресцентной спектроскопии, не требующей отбора проб

Справа: Качество выполнения швов на оборотной стороне полотна различается

Источник: Николай Симоненко и др., Heritage Science

«Последняя реставрация портрета была проведена в 1914 году, — рассказывает один из авторов исследования, Николай Симоненко из Института общей и неорганической химии РАН и МФТИ. — Мы провели комплексный предреставрационный анализ состава художественных материалов. Это позволило установить, что надставки действительно принадлежат Левицкому».

Художник спешил?

Исследование грунта показало различия между основным полотном и надставками. Характерный для работ Левицкого двухслойный грунт обнаружился лишь на основной части портрета. Дальнейший анализ грунта на обеих надставках выявил их схожесть между собой по структуре и составу. В свою очередь, они оказались близки нижнему из двух слоев грунта на основной части полотна картины.

Авторы статьи предполагают, что у художника было больше времени на первом этапе работы. Вероятно, композиция картины вышла за рамки тщательно подготовленного холста, и тогда Левицкому пришлось пришить сначала одну надставку, а потом и другую.

Малахитовый пигмент

Анализ красочных слоев показал сходный состав по всему полотну, включая обе надставки. В частности, зеленый пигмент присутствует на каждой из трех частей и имеет одинаковое происхождение: методом ИК-спектроскопии удалось идентифицировать его как малахит.

Интересно, что ни один другой из почти десятка использованных методов анализа не смог обнаружить малахит, хотя элементный анализ обеспечил косвенное подтверждение: в зеленой краске нашли соединения меди. Именно поэтому, по словам ученых, было важно задействовать столь широкий набор инструментов.

Единое происхождение обеих надставок дополнительно подтверждено анализом коричневого пигмента. Для этого использовались методы ИК- и КР-спектроскопии, растровой электронной микроскопии с рентгеноспектральным микроанализом.

В итоге анализ красочного слоя показал, что он в полной мере принадлежит автору произведения, а приставные полотна и основная часть портрета связаны единым творческим процессом.

Изящные искусства и точные науки

В подобных исследованиях желание химиков и физиков получить максимально подробные результаты неминуемо сталкивается со стремлением музейщиков и реставраторов сохранить произведение в первозданном виде.

«На мой взгляд, именно наличие в команде искусствоведов, химиков и физиков стало залогом успеха в этой работе, — считает Иван Волков, главный научный сотрудник лаборатории МФТИ. — Проводились регулярные совещания с участием команды Третьяковской галереи и нас, материаловедов. Нам пришлось постепенно вырабатывать общий язык, но это того стоило. Методики отбора проб и используемые инструменты также проходили согласование с галереей».

Исследователи должны были предельно аккуратно отбирать образцы. Права на ошибку не было: требовалось извлечь максимум информации из каждого образца и искать компромиссные решения, чтобы не причинить вред произведению. Например, некоторые образцы отбирались с кромок картины.

Новые открытия

Столь комплексный анализ живописи Левицкого проведен впервые. Специалисты Третьяковской галереи говорят, что, помимо значимого вклада в подготовку реставрационного задания, он помог расширить представления не только о творчестве художника, но и о художественной практике русской живописи конца XVIII века. Теперь, когда методология отработана и успешно апробирована, ее можно применять к другим произведениям. Тем временем, реставрация портрета Макеровского уже завершается, и вскоре произведение вернется в основную экспозицию. Работа реставраторов началась задолго до публикации в Heritage Science и продлилась около полутора лет.

читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).