будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Сколтех Наука 2.0
Июль 2, 2025
Pro Science

Тысяча и одна лаборатория

Тысяча и одна лаборатория
alchemy_lab
Алхимическая лаборатория. XVI век

Ирина Дежина - доктор экономических наук, завсектором экономики науки и инноваций Института мировой экономики и международных отношений РАН. Перед вами - краткое содержание ее беседы с Борисом Долгиным, Дмитрием Ицковичем и Анатолием Кузичевым, состоявшейся в студии программы «Наука 2.0» (совместного проекта портала «Полит.ру» и «Вести.FM»).

Советская наука была построена под советскую систему. По оценкам, 75 % ресурсов было брошено на решение задач оборонного комплекса. Эта модель прекрасно подходила для страны, позиционировавшей себя в качестве супердержавы во враждебном окружении. С этой точки зрения, на некоторых этапах ее развития, советская наука была эффективной для достижения тех целей, которые перед ней ставились. У нас, кстати, по-прежнему достаточно высокие расходы на оборонную науку. Но только движок не работает.

Сегодня наука в России во многом сохраняет черты советской организации. В институциональном смысле устройство научной жизни изменилось не так сильно. Остались традиционные секторы: академическая наука (система государственных Академий наук), слабая вузовская наука, а также так называемая отраслевая наука, которую теперь называют «предпринимательским сектором».

«Тысяча лабораторий»: цели, люди, деньги

Понимание того, что надо что-то делать для институционального реформирования науки, пришло давно. Инициаторами одного из мероприятий выступили Минобрнауки и Сколтех. Решили, что надо постепенно сформировать тысячу лабораторий, которые будут по-новому устроены, по-новому работать, и начнут менять институциональную среду нашей науки.

У нас, кстати, по-прежнему достаточно высокие расходы на оборонную науку. Но только движок не работает.

В процессе обсуждения выяснилось, что подобный проект начали в Китае. Однако он, называемый «Тысяча талантов», отличается от российской идеи. В нем предусмотрены две схемы, которые распространяются на ученых всего мира. Согласно первой, ученый, создающий лабораторию, обязательно проводит 3 месяца в Китае. Вторая схема требует присутствия руководителя в Китае на протяжении 9 месяцев. Можно переходить из «схемы 1» в «схему 2» - то есть вместо 3 месяцев жить в Китае 9 месяцев, но обратная рокировка невозможна.

Российский вариант «Тысячи лабораторий» - это создание новых научных групп, которые условно назвали «лабораториями». Главная цель создания «Тысячи лабораторий» - формирование конкурентной среды, условий работы, сопоставимых с мировыми, поддержка точек роста в российской науке, предотвращение оттока специалистов из страны. Ученые, которые будут создавать лаборатории, должны проводить современные научные исследования, обязательно преподавать и работать с молодыми – аспирантами, пост-доками. В идеале, должен меняться и повышаться уровень науки и постепенно изменяться среда, в которой она функционирует. 

Ученый, который собирается принять участие в конкурсе на создание лаборатории, договаривается с тем институтом, в котором он хочет работать. Это может быть как российский ученый, так и зарубежный ученый. Ограничений по типам участников пока нет – в том числе и по типам организаций, в которых лаборатории могут создаваться . Министерство образования и науки также пока не заявляет конкретных научных приоритетов, по которым могут создаваться лаборатории. Таким образом, будущий лидер лаборатории имеет возможность выбрать организацию, с которой он хочет работать, и договориться с ней об условиях работы. В случае, если что-то идет не так – он может сменить организацию, в которой находится его лаборатория.

Лаборатория предполагает в среднем 8-10 участников, но штатных сотрудников на постоянной ставке – 2-3 – а остальные по контрактам, под решение конкретных научных задач.

Лаборатория предполагает в среднем 8-10 участников, но штатных сотрудников на постоянной ставке – 2-3 – а остальные по контрактам, под решение конкретных научных задач. Очень важно участие молодежи. Если смотреть в масштабах страны, то «работать по-новому» будет, казалось бы, немного – потому что сейчас в стране чуть менее 400 000 научных работников. Однако предполагается, что в дальнейшем от 1000 лабораторий будут отпочковываться новые, и это будет не разовый, а постоянный процесс замены старого новым.

В процессе обсуждения было проведено много опросов, как среди представителей русскоязычной научной диаспоры, так и российских ученых. Мнения очень противоречивые, мало предложений с готовыми ответами. Очень сложно построить новую систему, буквально по каждому пункту есть разный опыт и разные мнения, и определить, что будет оптимальным для нынешних условий, непросто. Нужно также принимать во внимание то, что система, которая существует сейчас, многих устраивает, и противники новшеств в дальнейшем, конечно же, будут.

Лаборатория получит из бюджета гарантированное на 5 лет финансирование, для обеспечения работы, а также заработной платы руководителя и штатного персонала. А дальше руководитель должен искать гранты, контракты, чтобы для их выполнения привлекать постдоков, студентов, аспирантов – по методу проектной работы. Предполагается, что 94-й Федеральный Закон - о госзакупках – здесь использоваться не будет, а финансирование лабораторий будет осуществляться в форме грантов. Раз в год предусмотрена оценка работы, которая будет включать не только подсчет индекса цитирования и числа публикаций, а качественную экспертную оценку достигнутых результатов – со стороны экспертов, в том числе международных, разбирающихся в той области науки, по которой специализируется лаборатория.

Актуальный вопрос - как провести конкурс, чтобы действительно выбрать самых достойных? Найдется ли у нас на 1000 лабораторий нужное количество перспективных ученых? В год будет отбираться, приблизительно, 200 лабораторий - в период с 2014 по 2020 гг. – так что мера будет развиваться постепенно. Как именно начнет меняться структура науки, какие области науки выйдут на передний план – сказать пока сложно. Необходимо начать и хотя бы оценить, кто подаст заявки на участие в этом проекте, а дальше будет видно.

читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).