будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
психология
Июнь 30, 2025
Pro Science
Ястребова Светлана

Умственные способности и возраст

Умственные способности и возраст
ps_intelligence
. Источник: Pixabay

Сожалеете, что уже никогда ничему серьезному не научитесь, потому что вам больше 20? Читали где-нибудь, что после 10-12 лет способность к запоминанию уже начинает ухудшаться? Это неправда. Вернее, не совсем правда.

В научных статьях по когнитивной психологии нередко можно встретить фразу «типичный взрослый» (typical adult). Как правило, под типичным взрослым понимают человека 18-35 лет. Диапазон достаточно широкий. Предполагается, что на протяжении всех этих лет умственные способности человека незначительно ухудшаются.

Когда здесь говорят об умственных способностях, имеют в виду так называемый подвижный интеллект — способность получать новые знания и использовать их в непривычных ситуациях, находить логические связи между объектами и событиями. Существует еще интеллект кристаллизовавшийся — это знание фактов и способность их вспоминать. Он возрастает (накапливается) в течение всей жизни и начинает ухудшаться только с наступлением старости.

Нетрудно догадаться, что кристаллизовавшийся интеллект конкретного человека в разных областях окажется на разной высоте. Например, школьник гуманитарной гимназии почти наверняка знает о физике меньше, чем ученик лицея с физмат-уклоном. Вполне вероятно, что разница между ними сохранится на всю жизнь — конечно, если кто-то из них не изменит кардинально свои интересы. Однако почему-то аналогичные мысли о подвижном интеллекте высказываются гораздо реже. А ведь ничего удивительного в том, что этот подтип ума тоже включает в себя различные категории, и человек может проявлять себя лучше в некоторых из них и хуже — в других. Кто-то хорошо запоминает лица, но при этом не очень быстро собирает паззлы. Как раз такие, на первый взгляд, мелкие, различия в когнитивных способностях вполне могут значимо изменяться с 18 до 35 лет и далее. Однако за счет того, что изменения различных параметров происходят не одновременно, подвижный интеллект как будто остается на одном и том же уровне.

Как показало исследование нейробиологов из Главного госпиталя штата Массачусетс и их коллег из Массачусетского технологического института, различные умственные способности, которые можно отнести к подвижному интеллекту, достигают своего пика не одновременно. Выясняя это, ученые взяли за основу уже опубликованные данные исследований интеллекта прошлых лет. В них умственные способности добровольцев оценивали с помощью двух тестов — Wechsler Adult Intelligence Scale (WAIS) и Wechsler Memory Scale (WMS). Первый анализирует IQ, второй — память. Каждый из тестов включает в себя несколько пунктов. Среди них есть такие: дать определения словам; объяснить общеизвестные природные явления; постучать по фигуркам в порядке, противоположном тому, в котором по ним постучал инструктор; собрать паззл; как можно быстрее найти предмет среди похожих — WAIS; пересказать две истории от экзаменатора; вспомнить в произвольном порядке 12 слов из определенного списка; припомнить, кто на фотографии чем занимался — WMS. Этот список не полон, в него входит 30 заданий, каждое из которых проверяет отдельный когнитивный навык.

Чтобы увеличить выборку (количество очно или заочно поучаствовавших в исследовании), ученые также обработали данные, собранные на сайтах gameswithwords.org и testmybrain.org. Их посетители должны были анонимно (но с указанием возраста и пола) пройти несколько тестов, проверяющих ряд умственных способностей. В него вошли не все навыки из списков WAIS и WMS, а лишь четыре, которые достоверно изменялись с возрастом по-разному. Также интернет-испытуемых проверяли на способность распознавать по лицам настроение собеседников — навык из области эмоционального интеллекта, который WAIS не рассматривает.

В целом в исследовании использовали данные более 48000 участников в возрасте от 10 до 71 года. Такого количества испытуемых, возможно, еще не было ни в одной работе по когнитивной психологии. И это число не избыточно: чем больше участников, тем точнее можно проследить изменение каждой способности с возрастом.

Помимо этого, имея современные данные и информацию 20-летней давности, можно опровергнуть одно маловероятное, но очень неудобное для теоретиков предположение. В принципе, может так быть, что главную роль в изменении умственных способностей с годами играет не возраст, а обстановка, в которой люди росли. Например, все, кто родился в 1940-х годах, по каким-то причинам имеют выдающийся словарный запас, а их внуки, дети 1990-х, отличаются высокой скоростью запоминания. Благодаря наличию результатов WAIS и WMS, полученных в 1997-м, можно сравнить результаты тогдашних и сегодняшних 70- и 20-летних и убедиться в том, что возраст важнее года рождения.

Возрастная динамика многих навыков оказалась неожиданной. Например, кратковременная память улучшается в среднем до 25 лет, еще десять лет остается примерно на одном уровне и только после 35 начинает ухудшаться. Точность решения арифметических примеров максимальна в 30-40 лет. Способность осознавать эмоциональное состояние собеседника становится все лучше с возрастом и достигает своего пика в 40-50. Словарный запас становится предельно большим еще позже — в 60-70 лет. (Оба этих навыка, впрочем, относятся к кристаллизовавшемуся интеллекту, а не к подвижному.) А вот скорость восприятия информации, увы, начинает ухудшаться уже после 20, ее пик приходится на 18-19 лет.

Почему умственные способности с возрастом изменяются так, а не иначе, не ясно. Вполне возможно, что причиной этому служит неодинаковая экспрессия генов в клетках мозга в течение жизни. Чтобы выяснить это, потребуются дополнительные эксперименты. Авторы обсуждаемой работы, скорее всего, будут проводить новые исследования с помощью тех же сайтов — gameswithwords.org и testmybrain.org. В интернет-тестировании чаще и охотнее участвуют пожилые люди и дети. А вот время и желание приходить в лабораторию есть в основном у тех самых «типичных взрослых» возрастом от 18 до 35.

Ястребова Светлана
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).