будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
США история
Май 29, 2016
Pro Science
Руссо Максим

В поисках империи команчей

В поисках империи команчей
Comanche_Feats_of_Horsemanship-George_Catlin
Искусство верховой езды команчей. Источник: Wikimedia Commons

Народ, называвший себя нумуну «настоящие люди» и получивший от соседей название команчи «враги», доминировал на Великих равнинах в течение двух столетий, но от этого периода истории команчей сохранилось крайне мало материальных свидетельств. Лишь в XXI веке археологи нашли наскальные рисунки команчей в штате Нью-Мексико.

Команчи говорят на языке юто-ацтекской семьи, их близкие родственники – шошоны. Когда-то предки команчей были охотниками и собирателями, жившими небольшими общинами в Скалистых горах, по берегам реки Платт. В XVI веке они пришли в район Великих равнин и сменили жизненный уклад, став охотниками на бизонов. В 1680 году южнее мест, где жили команчи, произошло событие, повлиявшее и на их судьбу. В долине Рио-Гранде индейский народ пуэбло восстал против захвативших их земли испанцев и изгнал их с обширной территории. В руках индейцев остались принадлежавшие испанцам лошади. Сначала коневодством занялись пуэбло и юте, затем от них искусство верховой езды переняли и их соседи команчи. С тех пор основным занятие команчей стала конная кочевая охота на бизонов.

К началу XVIII века, когда команчи впервые попали в поле зрение европейцев, они начинали свою экспансию на юго-западе современных Соединенных Штатов, вытесняя другие народы, и к середине века контролировали обширные территории Великих равнин, включавшие современные штаты Нью-Мексико, Техас, запад Оклахомы, юго-восток Колорадо и юго-запад Канзаса. Территория, где главенствовали команчи, получила название Команчерия, а сами они называли ее Нумунуу Соокобиту. В период расцвета обшая численность команчей достигала 45 тысяч человек. В течение XIX века они неоднократно совершали успешные воинские походы на Мексику и успешно противостояли, наступавшим на их границы испанцам, мексиканцам и американцам.

Профессор Оксфордского университета Пекка Хямяляйнен (Pekka Hämäläinen), посвятивший команчам книгу, считает их земли кочевой империей, в которой была развиты внутренние торговые связи и влияние которой испытывали народы от Мексики до Канады. Хотя команчи не имели единовластного правления и всегда оставлись разделенными на несколько групп, они были способны в случае необходимости быстро выставить конную армию численностью несколько тысяч. Многие поселения европейцнв на юго-западе были больше связаны экономически и политически с индейской конфедерацией команчей, чем со своим номинальным правительством в Мексике. По мнению историка, причиной, по которой они уступили, в конце концов, европейцам, была не слабость в военной организации, а эпидемии оспы и холеры конца 1840-х годов.

Однако, хотя команчи контролировали большую территорию в течение двух веков, свидетельства их жизни были практически неизвестны археологам. «Мы считали, что культура команчей была направлена на то, чтобы оставаться невидимыми, избегать обнаружения, – признавался археолог из Барнард-колледжа Северин Фаулз (Severin Fowles). – Если кавалеристы США не могли найти никаких следов лагеря команчей спустя несколько дней, после того, как те совершили нападение, то на что могли надеяться археологи, разыскивающие его через двести лет».

В 2007 году Северин Фаулз и его коллеги начали масштабную экспедицию, посвященную исследованию ущелья Рио-Гранде к западу от города Таос (штат Нью-Мексико). Основной их целью был поиск артефактов эпохи древнейших племен охотников и собирателей юго-запада (7000 – 2000 лет назад). Им удалось найти немало каменных святилищ и наскальных надписей, созданных предками народа пуэбло. Не желая пропустить никаких древних свидетельств, Фаулз дал своей команде указание фиксировать все встреченные изображения на скалах, включая современные. В результате экспедиция собрала немало знаков, оставленных пастухами XIX века, и надписей, сделанных нынешними туристами. Но ученым неоднократно попадались странные рисунки, точный возраст которых нельзя было установить.

Наиболее часто среди таких изображений попадались рисунки треугольников. «Мы задавались вопросом, какой чудак так любил изображать треугольники», - вспоминал потом Северин Фаул. Наконец, летом 2008 года участница экспедиции Энни Деннис (Annie Dennis) из Колумбийского университета обнаружила валун с рисунками, с помощью которого удалось идентифицировать создателей странных изображений. На камне под слоями граффити XIX и XX веков оказались не только треугольники, но и вполне узнаваемые изображения лошадей и церемониальных кожаных мешков, известных под французским названием «парфлеш». После того, как стало понятным, что рисунки были созданы в эпоху команчей, разрешилась и загадка треугольников. Так изображались типи – традиционные жилища индейцев Великих равнин.

После того, как археологи научились распознавать рисунки команчей, они стали находить их чаще. Наиболее много их оказалось на базальтовых горных хребтах, окружавших впадину, известную под названием Виста-Верде. На скалах были изображены табуны лошадей, сражения, ритуальные предметы и целые деревни из типи. Возможно, рисунки были расположены вдоль горной тропы, которой индейцы пользовались в течение десятилетий.

 

Наскальные рисунки из Виста-Верде. Фигуры воинов с пиками на лошадях, а также лошадей без всадников. Предположительно, изображает поход с целью захвата лошадей, характерный для воинов-команчей.

 

Воин с круглым щитом и луком ведет перестрелку с противником (слева). Справа к нему на помощь приходит товарищ.

 

Около двух десятков типи и лошади с всадниками. Один из самых распространенных сюжетов.

В XVIII веке команчи использовали каньон для нападений на испанские поселения, до которых было всего полдня езды на лошади, или же для торговых поездок к ним же. На изображениях некоторых воинов видны характерные головные уборы народа юте, который тогда был союзником команчей. Интересны изображения индейских воинов в необычных капюшонах. Согласно устным преданиям, команчи захватывали капюшоны католических миссионеров и потом носили их в походах.

Многочисленные батальные сцены, встреченные на скалах, ученые считают повествованиями о случившемся в походах. Возле некоторых из воинов на рисунках начинаются извилистые линии, которые ведут к изображениям их противников. Возможно, это указания на взятых пленников или поверженных врагов. Поскольку боевые подвиги были крайне важны для престижа молодых команчей среди соплеменников, поэтому их следовало обязательно отобразить.

 

Наскальный рисунок с возможным изображением кометы

На одном из камней возле Виста-Верде над лошадью виден неизвестный вытянутый объект. По мнению современного представителя народа команчей Джимми Артерберри (Jimmy Arterberry), там изображена комета 1680 года, которая была видна даже днем.

Руссо Максим
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).