будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
медиа наука социология культурная антропология
Июль 2, 2025
Pro Science
Претер Варвара

В центре циклона

В центре циклона
ps_Preter_cover
В центре циклона

Издательство Высшей школы экономики представляет книгу Варвары Претер «В центре циклона. Инструменты Маршалла Маклюэна для анализа медиасред».

Несмотря на то что имя Маршалла Маклюэна упоминается в каждом учебнике о медиа, на русском языке о его идеях подробно написано не так много. Цель этой книги — представить русскоязычному читателю наследие Маклюэна более подробно, проследить связь его идей с полем медиаисследований и возможности их использования сегодня.

Книга состоит из трех частей. Часть I знакомит читателя с основными работами Маклюэна о медиа, с тем, что такое в его понимании медиа и медиасреда, а также описывает паттерны медиа, клише и архетипы в медиа и, наконец, тетраду медиаэффектов. Часть II показывает, как эти понятия могут быть использованы в исследованиях медиасреды, медиапрактик и медиаконтента. Часть III рассказывает о медиаэкологии и о проблеме информационной перегрузки.

Книга ориентирована на студентов, изучающих медиа в рамках социальных и гуманитарных специальностей, а также будет полезна практикам — журналистам, медиаменеджерам, исследователям медиарынков и др.

Предлагаем прочитать фрагмент из второй части книги, где приводится пример анализа медиаиспользования в современном российском селе.

 

Потерянный рай СССР

Говоря о направленности движения в пространстве, мы так или иначе затрагиваем вопрос отношения ко времени. Время может восприниматься линейно, так что прошлое, настоящее и будущее выстроены подряд вдоль одной временной оси, а может — нелинейно, когда, например, прошлое и будущее меняются местами, что-то из этих времен отсутствует или всё находится одновременно в одной точке.

Д. Рашкофф1 назвал состояние современного человека, подверженного влиянию электрической медиасреды, «шоком настоящего», имея в виду то, что современный человек всё больше теряет связь с будущим, живя одним днем. Такое наблюдение, безусловно, больше относится к жителям мегаполисов, в которых ритмы жизни ускоряются, а также к активным пользователям интернета и мобильных гаджетов, позволяющих находиться одновременно в нескольких виртуальных местах. Однако сельские жители современной России также говорят о том, что живут, по их ощущениям, одним днем. Помимо экономических тягот, влияющих на отсутствие чувства стабильности, информанты отмечают, что поток информации с телеэкрана вводит их в состояние растерянности, они зачастую мгновенно забывают то, что посмотрели.

Многим информантам в интервью оказывается тяжело вспомнить, что они смотрели, какие проблемы там были затронуты, что им понравилось, а что нет, какие выводы сделаны, в чем состоял сюжет и т. д. По словам информантов, передачи, фильмы и сериалы редко становятся предметом обсуждения с родными, близкими и друзьями. На мой взгляд, это можно объяснить с помощью паттернов конструирования представлений о направленности движения в пространстве.

Телевизионный контент, таким образом, существует только в момент его просмотра, а после забывается, оставляя ощущения — то, что мы и анализируем с помощью паттернов восприятия пространства, так как остальное оказывается непроговоренным. Информанты уходят от разговора о конкретных передачах, конкретных фильмах и их специфике на общие темы о жизни, стране, обществе. Но очевидно, так как это проходит в латентной форме в их нарративах, что эти общие рассуждения подпитаны медиасредой.

Вместе с «шоком настоящего» происходит вытеснение представления о будущем, которое было столь поддерживаемо советской медиасредой. «Светлое будущее», которое строили несколько поколений советских граждан, в постсоветской России теряет поддержку. На вопрос о том, видят ли информанты будущее своего села, чаще всего (за исключением некоторых информантов в Республике Татарстан) они отвечают отрицательно, то есть в их представлении нет линии от прошлого к будущему, нет некоей цели в будущем, к которой можно было бы стремиться всем селом. Самая распространенная личная цель — дать образование детям, чтобы они могли уехать в город. Вопрос о том, как информанты видят будущее России в целом, ставит их в тупик, у них нет четкого, ясного, однозначного ответа.

Большей популярностью, чем передачи телеканалов «Охота и рыбалка» и «Шансон ТВ», пользуется просмотр советского кино, который стал доступен практически в круглосуточном режиме благодаря таким телеканалам, как «Звезда», «Дом кино» и др. Также среди старшего поколения популярен телеканал «Индия ТВ», по которому транслируется индийское кино времен позднего СССР. Спутниковое телевидение возвращает образы, которые культивировались в советском кино, но уже в качестве клише Советского Союза, вне тогдашних клише, к которым эти образы отсылали зрителей прошедших времен.

Известный искусствоведам факт, что советское кино неоднородно, в нем также есть свои периоды, направления, течения, жанры и авторские стили, оказывается абсолютно неизвестен нашим информантам. Во всех четырех регионах мы встретили общий эпитет, которым наделяется кино, относимое к советскому периоду, — «старинное».

Старинное кино — там и переживания, там и любовь, там и всё… (Женщина среднего возраста, фельдшер)

«Старинное кино» не совпадает по хронологии со всем периодом существования СССР. Помимо глубинных интервью, мы также проводили совместный телепросмотр с некоторыми информантами, и это позволило обнаружить, что фильмы перестроечные, то есть по времени создания вполне советские, информанты считают «современными», показывающими разврат, который творится сегодня. При этом некоторые даже различают советские фильмы и «старинное кино».

— Мы советские фильмы смотрим в основном, иногда, вот говорю, «Звезда», «Перец» — это советские. И старинные, ну, давнишние фильмы в смысле. Не сейчас которые.

— А какие у вас любимые?

— Мои? Военные, военные смотрю. Любовь, про любовь смотрю, смотрим, почему же.

— А названия какие-нибудь, что посоветуете посмотреть?

— Сейчас... Вот недавно было «Они сражались за Родину», «Два солдата» было. Потом как иногда посмотришь по этим, и много попадает. Каналов много, всегда ищешь, вот когда старинный фильм — все включаем, вот. Вот недавно было «Место встречи изменить нельзя» — сколько раз смотрели в своей жизни, всё время смотрим эти фильмы. Ну, вот так вот. Сейчас в телевизоре хорошего ничего нет. (Пожилой мужчина, работающий пенсионер — работник котельной)

То есть никаких четких критериев для определения «старинного кино» у нас нет, зато есть набор клише, которые информанты связывают именно с этим кино, что дает возможность говорить об общих паттернах в конструировании социального пространства этих фильмов. В статье «Советские фильмы в новой медиасреде: идеализация или дискредитация представлений о прошлом»2 мы сопоставили клише, присущие «старинному кино» и современному (западным боевикам и российским сериалам) в представлении наших информантов, и пришли к выводу о том, что одно из различий основано на разном конструировании пространства и движения в нем в этих разных текстах. Российские сериалы и западные боевики трудно вспоминать, осознавать; в то же время «старинное кино» в силу своей размеренности легче для понимания. Клише того, что информанты считают современным кино (повторим, это именно обыденное восприятие, а не искусствоведческий анализ), предполагает линейность разворачивания рассказа о мире, то есть повествует о том, что отклоняется от привычного течения жизни, тогда как «старинное кино», по мнению информантов, скорее циклично, оно повествует о должном, заведенном порядке. Это соответствует разделению на линейный и циклический типы текста у Лотмана3, что, в свою очередь, сопоставимо с «визуальным» и «акустическим» пространствами Маклюэна, как было показано в главе 1. Поэтому, когда спутниковое телевидение позволяет погрузиться в просмотр именно «старинного кино», многие информанты это делают. Безусловно, присутствуют и другие типы потребления кино, но сейчас я говорю о том общем, что было обнаружено у информантов.

Если советское кино информанты называют «старинным», то советская музыка порой именуется «классической», что также указывает на восприятие СССР как некоего «золотого века».

— Все-таки какая музыка вам нравится?

— Мне классическая музыка. Советская, та самая, там Ненашева, Зыкина… Я ведь старый, как хрыч. (Мужчина, юрист)

Признавая современные телевизионные новости, сериалы и боевики полными жестокости, многие информанты ищут образцы правильной жизни в «старинном кино». Так постепенно из образа СССР выхолащивается его реально-историческое наполнение, а воспоминания (пусть тоже конструируемые — это отдельная сфера исследований) заменяются полностью медийными репрезентациями. Исследование показывает, что порой даже те информанты, которые не застали или застали очень небольшой период исторического СССР, относятся к нему так же, как и люди постарше, чей сознательный возраст пришелся на советское время. Медийные репрезентации СССР — клише, уже оторванные от архетипа и потому существующие в настоящем информантов. Можно говорить о том, что СССР становится не «прошлым», не «историей», а параллельно существующей виртуальной реальностью, к которой информанты обращаются как к «идеалу». Можно также предположить, что это характерно не только для сельских жителей, но и для более широкой группы людей, чем объясняется общий поворот к «советскому» в современной России, проявляющийся во всевозможных медийных продуктах.

Новая старая большая семья

Конструирование внутренних границ связано с тем, какой размер приобретает семейная группа (где проходят границы вокруг семьи, отделяющие ее от остального мира), а также с тем, насколько важной для идентификации становится профессиональная принадлежность (строятся ли границы на основании принадлежности к той или иной профессии) и т. д. Джошуа Мейровиц предполагает, что медиасреда эпохи постмодерна отдаляет членов семьи друг от друга и способствует формированию субкультур, в которых объединяются люди из разных локальных мест. В наших экспедициях это было одной из гипотез — то, что новые медиа влияют на формирование виртуальных групп, в которые входят сельские жители. Однако гипотеза, согласно которой сельчане благодаря новым медиа вступают в субкультурные группы, была категорически опровергнута. Информанты — и молодые, и старшего возраста, за редкими исключениями, — не ищут виртуального общения по интересам с незнакомыми людьми и не нуждаются в нем. Даже если их интересует какая-то субкультурная тематика, они не обсуждают ее ни с кем, как, например, следующая информантка, которая рассказала, что ее интересует такая субкультурная тема, как фэнтези о вампирах.

— А вы общаетесь только со знакомыми? Или с теми, кого в реальности не знаете?

— Только со знакомыми. <…>

— А здесь вот, в деревне, у вас есть какие-то друзья, которые любят фэнтези, вампиров, «Закрытую школу»?

— Не спрашивала.

— Вы с друзьями другое обсуждаете?

— Да, всякую одежду. (Школьница)

Вместо подтверждения этой гипотезы мы пришли к выводу, что новые медиа позволяют сформировать новую виртуальную группу на основании не вторичных, а первичных групп, то есть внутренние границы становятся мягче, но не всегда, а в том случае, если объединяется большая семья. В связи с этим паттерн конструирования пространства, а именно границ внутри него, на наш взгляд, оказывается релевантным для анализа эмпирических данных.

— Вы просите внуков что-то найти в интернете?

— Да. У меня братишка в Ленинграде живет. Санкт-Петербург уже. И в Ташкент звоним через интернет, в Ленинград, Казань и даже в деревню, братишке через интернет, разговариваем.

— Это по скайпу?

— Да. (Пожилой мужчина, работающий пенсионер — работник котельной)

Новые медиа позволяют воссоединиться дальним родственникам, которые потеряли друг с другом связь в прежние времена.

 

1. Rushkoff D. Present Shock: When Everything Happens Now. Kindle Edition. N.Y.: Penguin Group USA, 2013. P. 4.

2. Новикова А. А., Чумакова В. П. Советские фильмы в новой медиасреде... С. 62.

3. Словарь терминологии тартуско-московской семиотической школы / сост. Я. Левченко [Электронный ресурс]. URL: http://www.diction.chat.ru/ (дата обращения: 12.05.2021).

 

Претер Варвара
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).