будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Нидерланды история музеи история искусства
Май 18, 2025
Pro Science
Руссо Максим

Юрист и его невеста

Юрист и его невеста
ps_Jakob-and-Elisabeth
Портреты Якоба и Елизаветы. Источник: Mauritshuis

Галерея Маурицхёйс в Гааге приобрела портрет знаменитого немецкого юриста XVI века Якоба Омфалия. Теперь в экспозиции галереи после 150 лет разлуки встретились парные портреты Омфалия и его невесты Елизаветы Беллингхаузен.

Автором парных портретов был кельнский художник Бартоломей Брёйн-старший (1493–1555), особенно прославившийся как портретист и изобразивший многих знатных жителей родного Кельна. Очень частыми в его творчестве были двойные портреты женатых пар или тех, кто собирался вступить в брак. Якоба и Елизавету он нарисовал в 1538–1539 годах, накануне их свадьбы. На то, что дама на портрете еще не замужем, указывает цветок паслена сладко-горького в ее руке, символизирующий невесту в нижненемецкой живописи того времени.

Хотя портреты составляли основную часть его работ, Бартоломей Брёйн не подписывал их. Он подписывал только свое религиозное искусство, и приписывание его портретной живописи вытекает из стилистических сравнений с подписанными произведениями. Портреты Якоба и Елизаветы имеют типичный для подобных работ Бартоломея Брёйна синий фон, взгляды моделей устремлены друг к другу, а руками они опираются на поверхность стола, начинающуюся на одном портрете и продолжающуюся на другом.

Портрет Елизаветы Беллингхаузен был подарен Рейксмузеуму в 1912 году. В то время был известен только автор картины, но что за женщина на нем изображена, не знали. В 1951 году портрет передан в долгосрочную аренду в Маурицхёйсе и выставлен в экспозиции. Кураторы Маурицхёйса идентифицировали модель как одну из дочерей профессора права Кельнского университета Питера Беллингхаузена по гербу на задней стороне доски. Сложность состояла в том, что у профессора было четыре дочери, и ничто не могло подсказать, какая именно из них изображена.

 

Герб семьи Беллингхаузен на обратной стороне женского портрета

Лишь в 2004 году хранитель музея Ариана ван Сухтелен (Ariane van Suchtelen) нашла в Нидерландском институте истории искусств черно-белую фотографию парного портрета мужчины, а также обнаружила аукционный каталог 1896 года, где были указаны оба портрета. Правда, тогда их авторство приписывали голландцу Яну Госсарту. На страницах каталога имелись рукописные пометки искусствоведа Хофстеда де Гроота, в которых содержались и эскизы гербов на обороте обеих картин. Герб с мужского портрета помог установить и жениха, и невесту. Он принадлежал преподавателю права из Кельнского университета Якобу Омфалию, который женился на дочери своего коллеги Елизавете Беллингхаузен 8 февраля 1539 года.

Якоб Омфалий родился 11 февраля 1500 в городе Андернах, находившемся в курфюршестве Кельн. Отца его звали Бернд фон Омфал. Их фамилия, которую Якоб позже изменит на латинский манер, представляет собой греческое слово «пупок». Предполагается, что изначально это была нижненемецкая фамилия Speychnaven или Speychennaefe, которую перевели на греческий.

Окончив латинскую школу в родном Андернахе, Якоб Омфалий потом изучал юриспруденцию в университетах Кельна и Утрехта и, вероятно, в Лувене. Затем он провел более семи лет во Франции, где занимался в Сорбонне и Тулузском университете и получил степень доктора права. В это время он вел переписку с выдающимися учеными того времени: Эразмом Роттердамским, Иосифом Юстом Скалигером, Бонифацием Амербахом и Ульрихом Цазием.

На следующий год после свадьбы Якоб Омфалий при поддержке тестя вошел в имперский совет Кельна. В то время архиепископом-курфюрстом Кельна был Герман фон Вид, который ранее был противником Мартина Лютера, но в 1530-х годах стал разделять некоторые идеи протестантов, однако надеялся провести реформу церкви изнутри. Меры, которые Герман фон Вид предпринимал в своей епархии, становились всё радикальнее, что постепенно привело к его разрыву с Римом. Но реформация в Кельне была остановлена военными победами императора Карла V, да и среди населения не получила значительной поддержки. В 1546 году император и папа римский низложили Германа фон Вида, и он был отлучен от церкви.

Якоб Омфалий в 1545 году был назначен канцлером Кельна и сохранил свое положение после ухода Германа фон Вида. С 1551 года он поступил на службу к герцогу клевскому Вильгельму V и в качестве его советника участвовал в Рейхстагах 1556 и 1557–58 годов, а с 1559 года по инициативе своего герцога занимал высокую должность синдика Нижнерейнского имперского округа.

Занятия на государственной службе не помешали Якобу Омфалию написать немало трудов по юриспруденции, а в браке с Елизаветой Беллингхаузен у них родилось тринадцать детей. В 1562 году, пострадав при падении с лошади, Якоб Омфалий ушел с службы и удалился в поместье в Висдорфе, которое он приобрел еще в 1540 году. Там он провел последние годы, 25 октября 1567 года умер и был похоронен в местной церкви. После смерти мужа Елизавета вторично вышла замуж. Дата ее смерти неизвестна. Дом Якова Омфалия в Висдорфе, который местные жители называли Докторсбург, оставался во владении его потомков еще более века.

Следы портрета Якоба Омфалия терялись после упоминания в аукционном каталоге 1955 года. Но в мае 2019 года на небольшом парижском аукционе Женевская художественная галерея приобрела «портрет неизвестного», который оказался тем самым утраченным портретом. Маурицхёйс решил воссоединить семейную пару, что удалось сделать при финансовой поддержке национальной лотереи, фондов и частных пожертвователей.

В музее для портретов Якоба Омфалиуса и Елизаветы Беллингхаузен были сделаны новые рамы по образцу другого парного портрета Брёйна-старшего (оригинальные рамы были в значительной степени утрачены). Женский портрет прошел длительную реставрацию в мастерских музея. Теперь оба портрета будут выставляться в Маурицхёйсе до 4 октября, после чего на реставрацию отправится уже портрет Якоба.

Руссо Максим
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).