будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Индия археология история
Июль 12, 2025
Pro Science
Корсун Артем

Загадки народа кхаси

Загадки народа кхаси
ps_G101922
Индийские мегалиты

Двое польских ученых – Павел Прокоп и Иренеуш Сулига – опубликовали исследование о металлургических шлаках, найденных в горах Кхаси (штат Мегхалая, северо-восточная Индия). Оно позволяет по-новому взглянуть на формирование металлургии железа в Индии. Уголь из шлаковых отвалов в местности Nongkrem был датирован 2040 лет назад ± 80 лет (353 г. до н.э. – 128 г.н.э.), тогда как похожий образец из местности Raitkteng датируется рубежом IX и Х вв.н.э. Железный век в Северной Индии (Уттар-Прадеш) наступил в конце XIII в. до н.э., а по некоторым данным и в начале XVII-го. В силу неоднородности социального и технологического развития, в регионах Индии железный век наступал в разное время. Уникальность исследования Прокопа и Сулиги состоит в том, что они раскрывают древность металлургии в горах Кхаси, населенных одноименным племенем. Английские этнологи описывали производство железа у кхаси, но ранее считалось, что появление этой технологии относится к позднему средневековью. Теперь же стало понятно, что металлургия железа намного древнее. К тому же, как отмечают исследователи, технология рубежа эр не имеет принципиальных отличий от технологии XIX века: и древние металлурги, и металлурги позапрошлого века использовали так называемую «рециркуляцию», то есть смешивание старого железного шлака со свежим металлом.

Как отмечает Павел Прокоп, ученые ещё не пришли к единому мнению относительно того изобрели племена кхаси плавку железа самостоятельно или же она была принесена извне. С одной стороны, нынешняя замкнутость кхаси может указывать на то, что металлургическая традиция появилась у них самостоятельно, с другой – нельзя исключать возможности её заимствования. Однако на этом загадки народа кхаси, живущего помимо штата Мегхалая в соседнем с ним Бангладеше, не заканчиваются. Их язык принадлежит к австроазиатской (мон-кхмерской) семье языков и является самым северным из языков данной семьи. По антропологическому типу они представляют собой монголоидов с небольшой примесью дравидской крови, а их обычаи, (например, матрилокальный брак или перенос грехов с человека на петуха, находящий определённые аналогии в капароте), указывают на большую архаичность культуры.

Мегалиты в Нартианге

Одним из таких обычаев является поклонение мегалитам в Нартианге, Мавпхланге и других местах, причем в Нартианге возведение мегалитов и погребения в них практиковались вплоть до начала XIX века. Здешние дольмены (moukanthai) и менгиры (moushinrang) были описаны почти 190 лет назад, но полномасштабные научные исследования начались только в 2009 году, под руководством Суканья Шармы. Архаичность обычаев кхаси привлекает и других исследователей мегалитизма. Таково, например, сравнительное исследование Дэнни Бёрка значения мегалитических памятников в доисторическом Буррене (графство Клер, Ирландия) и у современных кхаси. Основанием для такого исследования послужило определённое сходство между указанными комплексами и стадиальная близость обоих обществ. Несмотря на удаленность во времени и пространстве, Бёрк смог выявить значительные этнографические аналогии.

Археоастрономическое обследование индийских мегалитов проводится несколько десятков лет и в настоящее время связано с именем Шрикумара Менона. Согласно его исследованиям, мегалиты в Индии, также как и в Западной и Южной Европе, в большинстве случаев служили для визирования восходов и заходов Солнца в дни равноденствий и солнцестояний. Несмотря на то, что исследования индийских мегалитов насчитывают более 100 лет и охватывают все регионы страны (например, Кералу и Ассам), по оценкам археологов, только в Южной Индии есть 2200 нераскопанных памятников. Этой весной профессор Турувекере Муругеши обнаружил мегалитические погребения в Мари Коте (горы Мале Махадешвара, близ Майсура). Помимо 20 дольменов и цист здесь были обнаружены кромлехи и каирны. Судя по подъёмному материалу, памятники датируются 800 г. до н.э. Археолог Радж Гопал планирует раскопки Мари Коте, но, к сожалению, часть комплекса была ограблена еще в древности, другая – была уничтожена относительно недавно.

Другой памятник был открыт этой весной близ Тховари Амбалаваял (Керала). Здесь кромлехи и цистовые захоронения урн соседствуют с наскальными рисунками неолитического времени и граффити на брахми. Это культовое место, называемое местными жителями Эзхутхупара, служит примером культурного синтеза, поскольку в нем прослеживается преемственность с дравидийским неолитом и проникновение мегалитических и индоевропейских элементов.

Тамильские росписи в Онаке Кинди

Синтез мегалитической и тамильской (дравидской) культур есть и в ряде других памятников Южной Индии, например, в Онаке Кинди. Здесь рядом с мегалитическими погребениями в 2010 году были открыты наскальные рисунки изображающие быков, Солнце, Луну, воду, небесную лестницу и камень дающий бессмертие. Однако несмотря на частое соприкосновение и взаимопроникновение дравидской и мегалитической культур серия дравидских памятников демонстрирует отсутствие мегалитического элемента. Таковы например, обнаруженные в марте 2013 года росписи I тыс. до н.э. в пещере близ Андипатти. Они изображают совместные танцы мужчин и женщин, жертвоприношение козы, охоту на слонов и тигров, прогулку царя и другие мотивы никак не связанные с мегалитической символикой.

Зимой в Шрирангаме был раскопан мегалитический памятник, представляющий собой урновые погребения в каирнах. Судя по инвентарю он использовался как минимум в два исторических периода – ок. 500 г. до н.э. и XII-XIII вв.н.э. В Средние Века памятник был связан с поклонением местному святому-учителю, но поскольку собственно его погребение обнаружено не было, можно предположить, что речь идет о позднейшем переосмыслении древнего культового места.

В начале мая большой скандал разгорелся в Палавараме. Местные власти разрешили застройку местности, где есть много богатой еще неизученных мегалитов. Для того, чтобы заручиться поддержкой граждан, власти пообещали провести трубопровод и сделать дороги. Вместе с тем, есть надежда, что национальное правительство вмешается в происходящее и спасет древние памятники.

Индийские мегалиты (pandukals или pandukutis) появляются в раннем железном веке и датируются 1500 г. до н.э. – 200 г.н.э. Несмотря на некоторые предположения о существовании мегалитов в Хараппское время, историки в целом сходятся на том, что мегалиты появляются в Индии вместе с арийским вторжением. В то же время в Северной Индии, а, особенно, в районе так называемого «северного коридора» с умеренным климатом между Гималаями и тропическими лесами Деккана, появляется металлургия железа. Кэтлин Моррисон, Шрикумар Менон и другие отмечают прямую связь между мегалитизмом и началом металлургии железа в Индии.

Вместе с тем, культ камней, широко распространенный в Индии, отсутствует в ведических текстах (например, в Ригведе), в них камень упоминается в двух основных аспектах – как камень пращи и как давильный камень для приготовления сомы. Как было сказано выше, нет следов мегалитизма и в собственно дравидских памятниках, следовательно, он может относиться только к племенам кузнецов и металлургов, шедшим вместе с индоевропейцами и не оказывавшим большого влияния на религиозные тексты ведического и послеведического периодов.

Однако, ни кхаси (монголоиды, говорящие на мон-кхмерском языке), ни дравидские племена Южной Индии, демонстрирующие сохранение мегалитических погребальных традиций в XXI веке не могли прийти вместе с ариями. По всей видимости, в эпоху Маурьев, т.е. в то время, когда возведение новых мегалитов в Индии резко сократилось, мегалитические племена растворились в среде племен, передав им свои культы и технологии.

Корсун Артем
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).