будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
история литература
Июнь 13, 2025
Pro Science
Макарова Ольга

«Женский вопрос» в жизни и творчестве А. С. Суворина

«Женский вопрос» в жизни и творчестве А. С. Суворина
Makarova_Suvorin_cover
Фрагмент обложки
 
 

В издательстве «Новое литературное обозрение» вышла книга филолога и переводчика Ольги Макаровой “«Женский вопрос» в жизни и творчестве А. С. Суворина”.

Книга проливает новый свет на дискуссии о женской эмансипации, которые велись в России во второй половине XIX века. В центре исследования — малоизвестные тексты Алексея Сергеевича Суворина (1834—1912), одного из самых влиятельных русских журналистов своего времени, издателя газеты «Новое время». Статьи, фрагменты дневника и писем, а также художественные произведения Суворина служат хорошим образцом для изучения менталитета разночинцев, к которым принадлежал герой книги, в том числе их взглядов на «женский вопрос». При этом позиция Суворина служит иллюстрацией двойственного восприятия набиравшего силу феминистского движения: поддерживая идеи женского образования в духе либерального дискурса, журналист отвергал идею личной свободы женщины в консервативном духе.

С разрешения издательства публикуем фрагмент из книги, где описывается реакция Алексея Суворина на повесть Толстого «Крейцерова соната».

 

Летом 1889 года, когда Суворин путешествовал по Европе и посылал в «Новое время» свои «Маленькие письма» о французских парламентских выборах, Лев Толстой дорабатывал повесть «Крейцерова соната». Сочинение это претерпело девять редакций, однако еще до окончательного завершения стало сенсацией и нелегально распространялось в списках и литографированных копиях с подзаголовком «Повесть о том, как муж убил свою жену». Вернувшись в Россию, Суворин поддался ажиотажу и обратился за помощью к самому автору:

Мне очень хочется прочесть Вашу повесть, которую читали здесь у Кузьминских и о которой я много слышал. Вы знаете, как я люблю Ваши вещи, а эта вещь особенно интересует меня. Когда-то Вы ее напечатаете, пожалуй, и не дождешься. Вам бы только написать, что я могу ее взять на один день у Кузьминских[1].

Получив повесть, Суворин немедленно прочел ее и не откладывая написал Толстому восторженный отзыв:

Все мы изгадились, изоврались, исфарисействовались, но, когда я чувствую, что в каждом слове глубокая правда, которая меня потрясает, и потрясает так, что я жалею о том, что не было такой книги, когда я был молод, что такая книга спасла бы меня от многих гадостей, которые я наделал, то как я могу говорить, что тут какой-то цинизм и даже посягательство на чистоту нравов? Я Вам говорю, что ничего подобного вы еще не писали, ни в одном Вашем сочинении нет такой нужной для всех правды, так изумительно просто выраженной[2].

Цензура печатание повести в периодических изданиях запретила. Жена писателя, добившись аудиенции у Александра III, смогла получить разрешение на включение ее в 13-й том собрания сочинений Толстого, который вышел в свет лишь через полтора года, в июне 1891-го. Между тем повесть, в которой опрокидывались все общепринятые взгляды на брак, семью и любовь, подверглась широкому обсуждению (без прямых на нее ссылок из-за цензурного запрета)[3]. Как вспоминала тетка писателя, А. А. Толстая, «…самые важные политические события редко завладевали всеми с такой силой и полнотой»[4]. По мнению ряда исследователей (L. Engelstein, P. Møller, И. Кон, R. Stites и др.), дискуссия актуализировала так называемый «половой вопрос» и не только стала осознанно определенной культурной темой, но и имела продолжение в профессиональном медицинском дискурсе, который начал широкую пропаганду полового воздержания[5].

Реакция Суворина на повесть в письме к Толстому весьма интересна — она отсылает к его первому браку, который закончился убийством неверной жены. Хотя Анна Ивановна Баранова погибла от руки любовника, Суворин, по-видимому, и спустя пятнадцать лет мучался этой трагедией, и, глухо упоминая совершенные им «гадости», он, возможно, дает понять, что так или иначе (то есть действием или бездействием) причастен к гибели жены. Между тем повесть имеет точки пересечения и с его вторым браком: Анна Ивановна Орфанова, с 1881 года не рожавшая детей, своими изменами мужу превратила брак в пустую оболочку, сделав Суворина глубоко несчастным и страдающим депрессией человеком.

Находясь под сильным впечатлением от «Крейцеровой сонаты», Суворин немедленно включился в дискуссию. Вслед за письмом Толстому он публикует в «Новом времени» свое «Маленькое письмо», в котором развивает мысль о том, что уклоняющаяся от деторождения женщина начинает предаваться сексуальным излишествам, влекущим за собой психопатическое расстройство ее личности:[6]

Назначение женщины — быть хозяйкою в доме и матерью. Это прежде всего и лучше всего. <…> «Zwei Kindersystem» и проч. только извращают женский организм и вырождают его; та нервность, та психопатия, те изнурительные болезни и крайняя раздражительность, которые отличают современную женщину не у нас одних, а всюду в образованных слоях, лежат в значительной степени в этом добровольном извращении женского организма и его назначения[7].

В наступившем 1890 году, опубликовав с января по апрель в «Новом времени» десять «Маленьких писем» на самые разнообразные темы, Суворин объявил о своем намерении заменить уехавшего за границу Виктора Буренина, чтобы не прерывать выходящие по пятницам его «Критические очерки». Привычный жанр фельетона дал Суворину возможность широко интерпретировать и пропагандировать парадоксальную толстовскую проповедь целомудрия как для женщин, так и для мужчин не только вне брака, но и в супружеской жизни[8]. Его размышления, печатавшиеся в течение полутора месяцев, заняли восемь газетных подвалов и, пожалуй, представляют собой самый большой суворинский публицистический текст на тему «Женский/половой вопрос».

В первых двух фельетонах под общим названием «Многоженство или единоженство?»[9] Суворин настаивает на необходимости соблюдать целомудрие до брака обоим полам и говорит о пользе «правильной и гигиенической жизни в супружестве». Обоснование целомудрию он находит в теории Дарвина: «Знание и наука проповедуют воздержание и разумное исполнение законов природы, за нарушение которых человечество вырождается, делается нервным, безвольным, бесхарактерным». Далее он делает сильный пропагандистский ход, связывая науку и религию, и тем самым повышает доказательность своего аргумента для религиозной в своей массе читательской аудитории: «Евангельские положения о браке, о чистоте душевной и телесной становятся истинами и при свете науки». Однако вслед за тем Суворин сбивается на привычную для него женофобскую аргументацию. У эволюционистов он находит выход в воспринятую им еще в 70-е годы теорию витальной энергии: «Спенсер называет трату сил на порок бесполезным выпусканием пара». Уточняя эту мысль — «Под влиянием невоздержания энергия человека истощается в его душе как раз в то время, когда он наиболее нуждается в ней», — Суворин переходит от спокойного и конструктивного обсуждения общественной морали к страстной мизогинистской филиппике, явно указывая на причину неразумного расходования энергии:

Странная вещь: точно женщина и в самом деле мешает мужчине, точно она стала ему на пороге и не дает подняться духом, точно мужчина, гордый своим умом, своими дарованиями, своими стремлениями, чувствует себя привязанным к земле, к низменной пошлости женщиною. <…> Мне вспоминается выражение Бальзака, который сказал: «одна ночная оргия с женщиной берет столько сил, что их хватило бы на целый том». <…> Мужчина не может не сознавать, что высокие подвиги и помыслы разбиваются от соприкосновения женщин. <…> Что расслабляет человека, делает его праздным, вялым, ничтожным, безвольным, связано с женщиной[10].

Будто бы в оправдание Суворин заручается поддержкой авторитета: «…и один из величайших умов нашего века, Шопенгауэр, анализировал женщину с беспощадностью ненавистника». Такую же беспощадность Суворин находит и у Толстого, проводя сравнение его с Тургеневым:

Тургенев рисует любовь мягкими, поэтическими красками и занимается преимущественно тем временем, когда она развивается и растет. <…> У Толстого, напротив, вопрос о семейной жизни на переднем плане. <…> Толстой берет их [героев] именно в то время, когда Тургенев бросает <…> и начинает свой беспощадный анализ их жизни, доводя их иногда до гроба этой прозаической тропою. Если внимательно проследить сочинения Толстого, то его идеи о любви и браке можно изобразить лентою, цвет которой из розового становится черным по мере того, как накопляется ряд годов жизни автора, зреет его анализ, и исчезают иллюзии. Он мало держит читателей в поэзии любви, в ее радостях <…> и как будто торопится отравить ее страданиями и проявлениями животной страсти[11].

Мизогинистскую оценку получила вся история человеческой цивилизации в следующем суворинском фельетоне, который он назвал «Что такое романтическая любовь»[12] и посвятил разбору книги американского критика и музыканта Генри Финка «Романтическая любовь и красота: Развитие, причинная связь, исторические и национальные особенности»[13]. Вслед за автором Суворин прослеживает историю развития этого явления с античности до современности и в принципе соглашается с тем, что романтическая любовь была невозможна в тех обществах, где женщина находилась в «зависимом положении», например в Древней Греции или в Средние века. Однако этот обзор Суворин завершает собственным мизогинистским выводом:

А вся эта [греко-римская] культура, все это высокое напряжение творческой деятельности <…> народилась и выросла совсем без романтической любви, почти при рабстве женщин, без всякого их участия в общественной жизни. Женщина рожала, кормила детей, вела домашнее хозяйство, <…> а все государственное и общественное дело, все то, где требовалась высокая мысль, разум, талант, гений, инициатива, высокое искусство — все это исполнял один мужчина…

Суворин задает вопрос, который снова позволяет ему вернуться к беспокоящей его теме женской независимости в современную ему эпоху: «С тех пор как женщина сделалась свободной, сделало ли человечество столько, сколько оно сделало, когда женщина оставалась рабою?» Ответ для него самоочевиден: «Человечество, стремясь вперед, далеко еще до своего идеала, а женщина далеко еще до мужчины. Женская цивилизация еще не начиналась».



[1] ОР Гос. музея Л. Н. Толстого. С-189. 46. Письмо от 21.11.1889.

[2] ОР Гос. музея Л. Н. Толстого. С-189. 46. Письмо от 12.12.1889.

[3] Подробный обзор дискуссии см., например: Møller P. Postlude to the Kreutzer Sonata: Tolstoy and the Debate on Sexual Morality in Russian Literature in the 1890s. E. J. Brill, 1987. P. 128—163.

[4] Толстой Л. Н. ПСС. В 90 т. М.; Л., 1928—1958. Т. 27. М., 1936. С. 588.

[5] См., например: Engelstein L. The Keys to Happiness: Sex and the Search for Modernity in Fin-de-Siècle Russia. Ithaca and London, 1996. С. 218—225. Рус. пер.: Энгельштейн Л. Ключи счастья: Секс и поиски путей обновления России на рубеже XIX—XX вв. М., 1996.

[6] Как и Толстой, Суворин придерживается дилетантского взгляда на причину женской истерии, игнорируя выработанный к тому времени научный подход, согласно которому истоки этой проблемы лежат в сексуальной неудовлетворенности женщины. Подобная проблематика «Крейцеровой сонаты» рассматривается в: Ранкур-Лаферьер Д. Русская литература и психоанализ. М., 2004. С. 541—859.

[7] Новое время. 29.12.1889.

[8] Помимо книги Peter Møller, см. обсуждение толстовской идеи «радикального» целомудрия, например, в: Матич О. Эротическая утопия: Новое религиозное сознание и fin de siècle в России. М., 2008. С. 53—64; Mandelker A. Framing Anna Karenina: Tolstoy, the Woman Question, and the Victorian Novel. Columbus, 1993. P. 30—33.

[9] Новое время. 13.04.1890; 20.04.1890. Название фельетона Суворин позаимствовал у норвежского писателя Bjørnstjerne Bjørnson; см. об этом Møller P. Postlude to the Kreutzer Sonata. С. 140.

[10] Новое время. 20.04.1890.

[11] Там же. 13.04.1890.

[12] Там же. 4.05.1890.

[13] Finck H. Romantic Love and Personal Beauty: Their Development, Causal Relations, Historic and National Peculiarities. London, 1891.

Макарова, О.
«Женский вопрос» в жизни и творчестве А. С. Суворина / Ольга Макарова. — М.: Новое литературное обозрение, 2019.

Макарова Ольга
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).