будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
культура общество
Май 20, 2025
Публичные лекции

«Почему не болит чужая боль» — лекция Алека Эпштейна

«Почему не болит чужая боль» — лекция Алека Эпштейна
алек

В 2009 году Алек Эпштейн выступил в клубе «Билингва» с лекцией «Почему не болит чужая боль: память и забвение в Израиле и в России». Мы публикуем лишь часть его выступления. Полный текст доступен по ссылке.

Эпштейн рассуждает, чему людей научил Холокост и репрессии ХХ века. На примерах России и Израиля он исследует, как историческая память (или ее отсутствие) влияет на развитие культуры и государства. 

Алек Эпштейн — израильский историк, социолог, культуролог и публицист. Специалист по истории арабо-израильского конфликта. 

 

Тема моего выступления сформулирована как «Почему не болит чужая боль?» – но можно было бы спросить и иначе – учит ли нас чему-то Холокост, и если учит, то чему? И чему нас вообще учат массовые репрессии, геноциды, этноциды, политициды, которые происходили в разных странах и регионах на протяжении XX века, который можно назвать веком геноцидов?

***

Можем ли мы – россияне и израильтяне – изучать свою историю в отрыве от истории тех народов, которым мы, скажем так, причинили некоторую боль, и которые не без оснований обвиняют нас и наших предков в тех или иных своих бедах. 

Мне кажется, для преодоления Германией нацистского наследия, для пути от Третьего Рейха к «другой Германии» крайне важным было то, что она была готова судить нацистских преступников и десятилетия спустя после того, как Нюрнбергский трибунал закончил свою работу. Если в Германии и был какой 

***

Глорификация Великой Победы столь масштабна и всеобъемлюща, что проблемы чеченцев и иных меньшинств, причем не обязательно национальных, инкорпорировать в память о войне не получается. Великая Победа не оставляет место для «частных» трагедий.

В связи со всем этим уместно задать вопрос: что мы хотим рассказать следующему поколению о прошлом? Можно ли рассчитывать на мир с Чечней до того, как каждый российский школьник не прочтет в учебнике истории, как И.В. Сталин и его подручные депортировали народы Северного Кавказа, и не только Северного Кавказа, в годы войны? Можем ли мы рассчитывать на урегулирование палестино-израильского конфликта, пока каждый израильский еврейский школьник не узнает о палестинской трагедии 1948 года? Я боюсь, что не можем. Потому что каждый народ совершенно ультимативно требует признания своей боли как условия для начала диалога. Когда такого признания нет, переговоры превращаются в диалог глухих.

В этой связи мы оказываемся в довольно проблематичной ситуации. Сегодня существует – в том числе, и в социологическом дискурсе – такая немного наивная картина, что все мы живем сегодня в глобальном мультикультурном мире, в котором функционирует огромное количество региональных и международных организаций, и там, как утверждается, идет замечательный конструктивный диалог между представителями разных народов, этносов, конфессий и культур, то есть, формируется полноценный мультикультурный дискурс. Проблема, однако, я думаю, состоит в том, что этот дискурс каждый ведет с позиции своей собственной боли. Армяне говорят о пережитом ими геноциде, евреи – о Холокосте, чеченцы – о своей беде, а палестинцы – о своей, и так, в общем, поступают все народы. Важно подчеркнуть, что само по себе сосуществование какого угодно количества народов и культур в едином социально-политическом пространстве отнюдь не означает мультикультурализма; для последнего нужно, чтобы эти народы и культуры готовы были вести какой-либо конструктивный взаимообогащающий диалог. Вопрос все же не в том, созданы ли формальные структуры, в которых каждый имеет возможность высказаться вслух о своей трагической истории, вопрос стоит иначе – готовы ли народы и их лидеры слышать о боли других, оставаться неравнодушными к этой боли. И в этой связи уместно спросить, что делал и делает мир сегодня, например, для тех, кто находился под угрозой уничтожения в Руанде или Дарфуре. Применительно к Израилю этот вопрос звучит особенно остро, потому что еврейский народ в различные периоды истории становился народом беженцев, само выживание которого зависело от готовности других предоставить им убежище от преследований. Сформировала ли эта трагическая национальная история этику взаимопомощи по отношению к беженцам? Отличается ли в этой связи Израиль – страна, созданная «народом беженцев», – от других государств?

***

Из Дарфура, Судана и Эритреи через Египет в Израиль пытаются проникнуть беженцы, спасающиеся от геноцида, межплеменных войн и голода. Население Израиля приближается к семи с половиной миллионам, численность пересекающих границу беженцев не превышает несколько сот человек в месяц. И вот в марте 2008 года тогдашний премьер-министр Израиля жалуется на то, что страна не может справиться с (цитирую дословно) «цунами беженцев». Это говорит председатель правительства государства, созданного как прибежище народа, пережившего Холокост, созданного именно для того, чтобы этот народ имел безопасное и надежное убежище. 

Беспокоясь о тех, кто принадлежит к их народу (как известно, согласно принятому в 1950 году закону любой еврей, где бы он ни жил, имеет право на т.н. репатриацию в Государство Израиль), руководители страны проявляют вопиющее равнодушие к трагедиям других народов, и даже когда сравнительно недалеко от израильских границ, в Дарфуре, происходит геноцид, несколько сот человек в месяц – это «цунами беженцев», с которым страна якобы не может справиться. В этих условиях я спрашиваю себя, стоит ли удивляться и предъявлять претензии европейским государствам, которые ничего не делали для спасения евреев из Освенцима и Берген-Бельзена в 1942–1945 гг., их тоже пугало «цунами беженцев». И если отношение к беженцам из Дарфура и соседних регионов в Израиле таково, то, спрашивается, чему нас научил Холокост.

Ответ, который дадут на этот вопрос большинство израильтян, сведется к тому, что «главный урок Холокоста – необходимость существования независимого еврейского государства с сильной армией, которая сможет защитить страну и каждого ее гражданина; мощь израильской армии – якобы лучшая защита от любого возможного Холокоста. А кого там будут убивать рядом у соседей – в общем, без разницы, нас чужие проблемы, тем более каких-то «примитивных» народов, не касаются».

Этот подход менее всего можно охарактеризовать как стремление к мультикультурализму, это типичный европейский милитаристский национализм. Это ни в коей мере не этика по предотвращению массовых убийств как таковых – по принципу национальному, конфессиональному, этническому, социальному, политическому, какому угодно, это сугубо забота о себе и о своих. И я думаю в этой связи о том, в каких странах помнят о других группах населения, кроме как о евреях, которых в массовом порядке беспричинно убивали в дни Холокоста, прежде всего, о цыганах и гомосексуалах. И я думаю, что, кроме как у них самих, их боль ни у кого не болит. Сегодня нет никаких политических структур, которые отстаивали бы интересы цыган и гомосексуалов. 

***

Как следствие, Homomonument памяти погибших в дни Холокоста геев существует только в самой толерантной Голландии, более нигде, да и ходят к этому памятнику лишь представители самой ЛГБТ общины, ни у кого другого их боль не болит! И заняло долгие десятилетия, пока в израильском мемориальном центре Холокоста «Яд-Вашем» возник хоть какой-то уголок, посвященный другим пострадавшим группам. Это стало результатом продолжительной борьбы ЛГБТ-сообщества за признание памяти о погибших в те страшные годы геев в качестве составляющей общей истории Холокоста.

Более того – в стране, которая с первых дней своего существования превратила сохранение памяти о Холокосте в часть своего метанарратива, которая заявляет, что «наша страна возникла, чтобы Холокоста больше никогда не было», до сих пор не признан факт геноцида армян. Эта тема не изучается в израильских школах на уроках истории, а различные попытки отдельных интеллектуалов, общественных деятелей и парламентариев пробить этот «заговор молчания» так ни к чему и не привели, соображения realpolitik раз за разом оказываются важнее, как можно поставить под угрозу отношения с Турцией? Ну, так и в 1942–1945 гг. мало кто отказывал евреям в помощи, исходя из соображений природного антисемитизма, у всех тоже на повестке дня стояли соображения «реальной политики». Чего же мы тогда добились-то, и чему нас научил Холокост?

Эта ситуация, в которой и среднее, и высшее образование, и социализация выстроены, по-прежнему, исходя из интересов государства, из задачи формирования лояльных граждан — и поэтому думать о чужой боли вроде бы и необязательно, скорее, это даже мешает. Если израильский школьник будет думать о палестинской трагедии 1948 года, то он, чего доброго, оказавшись в израильских вооруженных силах, будет отказываться выполнять приказы, и это, понятное дело, – последнее, в чем государство заинтересовано. Если российский школьник будет слишком много знать про депортации народов, он, чего доброго, не захочет пойти на очередную Чеченскую войну, что тоже, с точки зрения властей, скорее плохо для государства, чем хорошо. 

Исходя из этой этатистской логики стремления к массовому подчинению, государство культивирует и в том, и в этом случае свое видение. При этом государство исходит из интересов того народа и той власти, которая, в общем, контролирует ключевые ресурсы – и политические, и все остальные – в пространстве этих государств, будь то в России или в Израиле. Всё это крайне горько еще и потому, что русские и евреи являются, в целом, народами, наибольшим образом пострадавшими в ходе Второй мировой войны, которая, в свою очередь, является наиболее масштабной бойней в истории человечества по числу жертв. И даже это не привело ни русских, ни евреев к тому, чтобы сопереживать чужой боли. 

***

Россиянам очень важно знать и понимать трагическую историю чеченского народа, а израильтянам – народа палестинского, именно чтобы был какой-то шанс на мир и в том, и в другом случае. Потому что если народ на протяжении многих десятилетий чувствует себя подавленным, он будет продолжать бороться за реализацию своих национальных чаяний, собственно, это мы и видим и в том, и в другом случае.

 

читайте также
Публичные лекции
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Публичные лекции
Женское кино в сегодняшней России – дискуссия в «Клубе»: Саша Кармаева, Лиза Техменева, Ная Гусева
Апрель 26, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).